НА́РВСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́РВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура неолита (ок. 5200–3800 до н. э.) на территории Вост. Прибалтики, Юж. Приладожья, верховий Зап. Двины. Выделена рос. археологом Н. Н. Гуриной и эст. археологом К. Янитсом в сер. 1950-х гг.; названа по стоянкам Нарва 1, 2, 3, расположенным на левом берегу р. Нарва (Эстония), исследованным Гуриной. Выделяют неск. локальных вариантов, которые складывались под влиянием соседних культур (неманской культуры и др.).
Поселения приурочены к берегам рек, озёр, моря; часто культурные слои залегают в торфяниках, где хорошо сохраняются органич. материалы (стоянки Оса, Звидзе, Сарнате, Швянтойи и др.). Исследованы посёлки, включавшие от 20 до 40 квадратных в плане наземных домов столбовой конструкции, с очагом, одним входом, дву- или четырёхскатной крышей. Известны могильники (часть погребений из Звейниеки) и отд. погребения: вытянутые трупоположения (на спине, боку, животе) в ямах, головой на восток или запад, слабо присыпаны охрой. Сопровождающий инвентарь – костяные наконечники стрел и копий, гарпуны, просверленные зубы животных. Характерны лепные керамич. крупные горшки (остродонные или с шиповидным дном) и небольшие плоские миски. Глина с примесью толчёной раковины и растительности. Внешняя и внутр. поверхности покрыты расчёсами; орнамент из неглубоких ямчатых вдавлений, оттисков гребёнки, насечек располагался в верхней части сосуда. Каменная индустрия сравнительно бедная: кремнёвые наконечники стрел из отщепов (ромбовидные и треугольные с вогнутой базой), скребки; иногда использовали кварцит; есть шлифованные топоры, орудия из сланца. Изделия из кости и рога очень разнообразны: мотыги и топоры с отверстиями для крепления рукояти и без них, долота, шилья, проколки, кочедыки, иглы, гарпуны, копья, кинжалы; листовидные, игловидные и биконич. наконечники стрел; цельные и составные рыболовные крючки. Из ясеня, клёна, дуба и др. лиственных пород делали копья (длиной 1,2–1,8 м) с листовидным обожжённым концом, луки, бумеранги, вёсла, поплавки, верши, колотушки, ковши, ложки, блюда, мешалки, рукоятки, лодки-долблёнки. На стоянке Швянтойи найден кусок ткани из лыка липы. Известны обрывки рыболовных сетей. Есть находки и клады янтарных подвесок, пуговиц, пронизок. Из кости, дерева, янтаря вырезали фигурки и головы лосей, оленей, медведей, птиц, реже рыб; иногда изображениями животных украшали жезлы, рукоятки ложек и ковшей, мотыг, вёсел; на одном из керамич. сосудов есть налеп в виде головы оленя. Встречаются дерев. столбы, увенчанные изображением головы человека (Швянтойи 2В, Сарнате). В основе хозяйства – охота (лось, кабан, тур, косуля, благородный олень, медведь, бобр, куница, утка, крохаль, гоголь и др.), рыболовство (щука, треска, палтус и др.), собирательство (водяной и лесной орех, щавель, ежевика и др.). На мор. поселениях – специализир. охота на тюленя. Была известна собака (которую употребляли и в пищу).
Н. к. сложилась на основе культуры Кунда, появление керамики предположительно связывают с влиянием культуры Эртебёлле. Носители Н. к. – долихокранные европеоиды и представители мезокранного метисного типа (протолапаноиды). На основе Н. к. на территории Латвии и Сев.-Вост. Литвы сформировались памятники типа Пиестиня, традиции которых развились в поздненеолитич. культуру Абора. На др. территориях Н. к. сменили группы гребенчато-ямочной керамики культуры.