ЛЕ́НДЬЕЛЬ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́НДЬЕЛЬ (Lengyel), археологич. культура позднего неолита – среднего энеолита (ок. 5200 – 3600 до н. э.) в Центр. Европе. Наиболее ранние памятники занимают Верхнее Подунавье и правобережье Ср. Подунавья (на территории совр. Моравии и Зап. Словакии Л. называют также культурой моравской расписной керамики), на юге известны до нижнего течения Савы, а на севере – до верховьев Одера и Вислы. В период наибольшего распространения (с сер. 5-го тыс. до н. э.) достигают среднего течения Вислы и Одера на севере, нижнего и среднего течения Рейна на западе. Названа по поселению и могильнику, которые в 1882–88 исследовал австро-венг. археолог М. Вошинский в области Тольна, на юге совр. Венгрии. Опираясь на анализ орнаментики посуды, выделяют от 3 до 5 фаз; с учётом калиброванных радиоуглеродных дат некоторые исследователи предпочитают оперировать понятиями ранний (5200–4600 до н. э.) и поздний (4600–3600 до н. э.) Л. Крупные (20–25 га) поселения (в т. ч. окружённые рвами и частоколами), некоторые включают до 1000 построек. Длинные дома столбовой конструкции (от 5–7 × 4–5 м до 16–23 × 6–8 м); судя по моделям из глины, с двухскатной крышей. Фиксируют внутр. перегородки и очаги вдоль центр. оси. Известны полуземлянки (25–40 м2), округлые или овальные в плане; в позднем Л. есть наземные дома (ок. 100 м2) с «апсидой». Грунтовые могильники. В осн. трупоположения скорченные на боку; реже – трупосожжения на стороне с помещением праха в ямку. В могилы помещали сосуды, украшения; в мужских погребениях встречаются каменные сверлёные полированные топоры. Ведущие керамич. формы: тюльпановидные и биконические кубки, кувшинообразные сосуды с высоким горлом, чаши, в т. ч. на высоких поддонах (рис.), острорёберные миски. Керамику украшали росписью или врезным орнаментом, на месте наибольшего диаметра сосудов нередко присутствуют симметрично распределённые по периметру небольшие выпуклины. Самая ранняя роспись – красная, наносилась после обжига; покрывала сосуд целиком или прокрашивался заранее нанесённый врезной орнамент. Красная краска использовалась и в качестве основы для белой или жёлтой росписи. Осн. мотивы – треугольники, фестоны, спирали. Для конца Л. роспись не характерна. Каменные мотыги с отверстием для рукояти под прямым углом к рабочему краю, колодкообразные тёсла, плоские шлифованные топоры, отбойники, куранты, зернотёрки; ножевидные пластины, скребки, свёрла и др. из кремня и обсидиана. Шилья, муфты для топоров, лощила и др. из кости и рога, украшения из клыков кабана. Есть свидетельства прядения и ткачества (грузики грушевидной формы для ткацкого стана, нити в бусинах). Довольно много изделий из меди – шилья, бусы, кольца, подвески, браслеты. Памятники приурочены к пригодным для земледелия лёссовым низинам и поймам. В основе хозяйства – земледелие (пшеница-спельта, двурядный ячмень) и животноводство (в осн. крупный рогатый скот). Происхождение Л. связывают с линейно-ленточной керамики культурой и культурой Винча. Наиболее ранние памятники Л. соответствуют Винче С. На многих территориях Л. сменяет баденская культура.