НЕОЛИТИ́ЧЕСКИЕ КУЛЬТУ́РЫ ДА́ЛЬНЕГО ВОСТО́КА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОЛИТИ́ЧЕСКИЕ КУЛЬТУ́РЫ ДА́ЛЬНЕГО ВОСТО́КА, круг археологич. культур неолита в бассейне среднего и нижнего течения р. Амур, на территории рос. Приморья, на о. Сахалин. Находки известны со 2-й пол. 19 в., исследования специалистов – с кон. 1920-х гг. Особое место занимают работы А. П. Окладникова в 1935 и после 1953, предложившего на основании раскопок многослойных памятников – «Амурский санаторий» близ Хабаровска и у с. Вознесенское в устье р. Гур (Хунгари; правый приток Амура) – выделять для Нижнего Приамурья малышевский, кондонский, вознесеновский этапы. Учениками Окладникова (в т. ч. А. П. Деревянко, в 1973 предложившим считать указанные этапы последовательно сменяющимися культурами) и др. представителями науч. центров Сибири и рос. Дальнего Востока получены материалы, заметно изменившие «базовую» концепцию.
Среднее Приамурье
А. П. Окладниковым здесь выделено 4 неолитич. культуры. Новопетровская культура включает 3 изучавшихся памятника у с. Новопетровка и один – у с. Константиновка (все – Константиновский р-н Амурской обл. России). Дома – подпрямоугольные в плане полуземлянки с очагом в центр. части. Для каменной индустрии показательны подпризматич. нуклеусы, пластины с правильной геометрич. огранкой, в т. ч. неск. типов резцов, скребков, проколок, наконечников стрел, острий, режущих орудий, вкладышей. Керамики очень мало; плоскодонные сосуды с орнаментацией из налепных рассечённых валиков имеют прямые аналогии в осиноозёрской культуре. Датировка (в т. ч. абсолютные даты – 9300, 9800, 12 720 лет назад) и характеристика являются предметом дискуссии.
Громатухинская культура [назв. по р. Граматуха (Громатуха), левому притоку Зеи] представлена частично раскопанными стоянками в устье Граматухи, близ сёл Сергеевка на р. Амур, Черниговка на р. Зея (Мазановский, Благовещенский, Свободненский районы Амурской обл.), коллекциями из шурфов, подъёмным материалом. Дома наземные, их конструкция достоверно не установлена. Для каменной индустрии показательны призматич. нуклеусы для пластин и торцово-клиновидные микронуклеусы; резцы, скребки, проколки, вкладыши на пластинах, микропластинах, отщепах; обработанные с одной стороны «тесловидно-скребловидные орудия», в т. ч. из речных галек; обработанные с двух сторон лавролистные острия, режущие орудия, скрёбла, наконечники стрел и др. Керамика плоскодонная, разнообразная по технологии и орнаментации (текстильные и ложнотекстильные оттиски, отпечатки шнура, вдавления лопаточкой, гребенчатый штамп, прочерченные линии, дуги, спирали и др.), есть окрашенная с 2 сторон (пигмент с красноватым оттенком). Датировки условны – 5–4-е тыс. до н. э.; есть аналогии в белькачинской культуре (территория Якутии и Нижнее Приамурье) и даты по керамике, полученные методом ускорительной масс-спектрометрии – 10 400, 13 300 лет назад, которые мн. специалисты считают удревнёнными.
Осиноозёрская культура (назв. по стоянке у оз. Осиновое, близ с. Войково Константиновского р-на Амурской обл.) включает также известные по разведкам памятники в устье р. Белая и у пос. Горный на р. Зея. Дома – округлые в плане полуземлянки с очагом в центре. Для каменной индустрии показательны аморфные нуклеусы из халцедона, яшмовидного кремня (их сырьё – речная галька); наконечники стрел, вкладыши, скребки, проколки на отщепах с двусторонней ретушью; шлифов. топоры и тёсла. Грузила из галек, с выемками, найден обломок костяного гарпуна. Есть каменные песты и обломки плит (как полагает А. П. Деревянко – для обработки проса). Керамич. крупные «ситулы», горшковидные сосуды (выс. до 20 см), чаши – плоскодонные; орнамент – налепные рассечённые валики. Традиц. датировка (кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) не противоречит радиоуглеродным датам (3715 и 4255 лет назад).
Новопокровская (нижнеамурская) культура выделена по подъёмным материалам у с. Новопокровка (Архаринский р-н Амурской обл.) и др. Характерны керамика с ромбовидным штамповым орнаментом «амурская плетёнка», нефритовые «блёсны» и др. находки.
Нижнее Приамурье
В этом регионе выделяют 6 неолитич. культур, включая кондонскую культуру.
Осиповская культура (назв. по дер. Осиповка, ныне – в черте г. Хабаровск) выделена А. П. Окладниковым как мезолитическая, со 2-й пол. 1960-х гг. её относят к раннему неолиту. Представлена материалами многокомпонентных памятников в осн. в юго-зап. части региона. Бифасиальные наконечники, «тесловидно-скребловидные орудия», резцы, проколки, ножи из окремнённых пород и халцедона. Документирована микропластинчатая техника расщепления клиновидных нуклеусов, полученных из бифасов; информации о нуклеусах для снятия крупных пластин недостаточно. Единичны орудия со шлифов. участками. Керамики мало, она толстостенная, слабого обжига. Хронология на основе радиоуглеродных дат – 13–10 тыс. лет назад.
Мариинская культура выделена в сев.-вост. части региона В. Е. Медведевым и А. П. Деревянко в 1999 по находкам на многокомпонентном памятнике на о. Сучу близ с. Мариинское (Ульчский р-н Хабаровского края России). Наконечники стрел, проколки, резцы, скребки из пластин и микропластин (кремнесодержащие породы и обсидиан) с использованием техники расщепления призматич. и микропризматич. нуклеусов. С помощью оббивки и ретуши изготавливались режущие и рубящие (часто шлифовались) орудия. Много каменных грузил. Керамич. сосуды плоскодонные, напоминают чугунок с прямым или слабо отогнутым наружу венчиком, встречается орнамент – оттиски наклонённой гребёнки в виде пояска, под венчиком. Хронология на основе радиоуглеродных дат – 9,5–7 тыс. лет назад.
Малышевская культура (назв. по памятнику у с. Малышево Хабаровского р-на Хабаровского края) выделена А. П. Окладниковым во 2-й пол. 1960-х гг., представлена в осн. на многокомпонентных памятниках от низовьев р. Уссури до устья р. Амгуни. Дома округлые, реже 4-угольные и овальные в плане, углублены от 0,25 до 1,5 м; площадь построек от 30 до 180 м2. Нередко центр. часть углублена, там расположена очажная яма, выше – широкий уступ-ступень; столбовые ямы – вокруг очага и по периметру котлована. Внутри домов и рядом с ними – обширные хозяйств. ямы. Каменные изделия из отщепов, бифасов (ножи, скребки, проколки, наконечники и др.); навершия палиц, грузила, тёрочники; шлифов. тёсла и топоры. Пластинчатая техника документирована слабо, и её наличие является предметом дискуссии. Преобладают «ситулы», горшкообразные, бочонковидные сосуды, реже и неповсеместно встречаются чашевидные, бутылевидные, близкие к сферическим (иногда их поверхность окрашена в красный цвет) сосуды. Ярко-красной краской наносили также растит. или зооморфный орнамент; меандры, спирали и др. выполняли гребенчатым штампом, имитацией оттисков шнура; нередки комбинации элементов, выполненных в разной технике. Есть терракотовые (редко каменные) фигурки – изображения женщин, медведей, птиц, тюленя; инструменты для нанесения орнамента, диски. Хронология на основе радиоуглеродных дат – 6–5 тыс. лет назад.
Вознесеновская культура (назв. по памятнику у с. Вознесенское в Амурском р-не Хабаровского края) выделена А. П. Окладниковым во 2-й пол. 1960-х гг. Распространена от нижнего течения р. Уссури до низовьев Амура и, возможно, до залива Счастья Охотского моря. Каменную индустрию характеризуют доминирование бифасиальной обработки, использование в качестве орудий ретушированных отщепов, шлифов. топоров, тёсел, долотец. Керамич. «ситулы», чаши, вазовидные, баночные, горшковидные, шаровидные формы, есть на поддоне и с отверстиями в стенках. Орнамент, в осн. покрывающий всю поверхность, кроме придонной части, выполнен гребенчатым штампом, зубчатым колёсиком, есть ямки, врезные линии, желобки, рельефные изображения. Присутствуют антропо- и зооморфные, растит. мотивы. Есть сосуды, окрашенные в оттенки красного цвета. Терракотовые статуэтки, в т. ч. сочетание женского образа с фаллическим оформлением, тюленя с фаллическим оформлением и символом женского начала. Каменные изображения медведей, диски, магатамы (подвески в форме клыка кабана), цилиндрич. бусины, искусно вырезанная и отшлифованная фигурка рыбы длиной 4,5 см, плоские фигурки из ретушированных отщепов (в т. ч. изображения птиц), изваяние личины и др. Хронология на основе радиоуглеродных дат – 4,5–3,5 тыс. лет назад.
Белькачинская культура выделена Ю. А. Мочановым для Алдано-Ленского региона (территория Якутии) и датируется ок. 5200–4100 лет назад. В Приамурье, близ Чукчагирского оз., соединённого через р. Амгунь с Амуром, и в долине нижнего течения Амура зафиксированы характерные для неё круглодонные сосуды, покрытые оттисками шнура, орудия из пластин, микропризматич. нуклеусы и др.; получены радиоуглеродные даты 5070 и 5040 лет назад.
Со 2-й пол. 19 в. на территории Хабаровского края известны петроглифы: на базальтовых валунах и скалах правого берега Амура в районе сёл Малышево и Сикачи-Алян (Хабаровский р-н), в нижнем течении р. Уссури близ с. Шереметьево (Вяземский р-н; старое назв. – Шереметьевское), на р. Кия (р-н им. Лазо). А. П. Окладниковым выделено 5 сюжетов (личина, птица, змея, лодка, олень-лось), 4 фазы их формирования, высказано предположение о связи с неолитич. культурами Дальнего Востока.
Приморье
Здесь выделяют 3 неолитич. культуры, в т. ч. руднинскую культуру, зайсановскую культуру. Единственный памятник, где прослежено стратиграфич. соотношение объектов этих культур, – Рудная Пристань.
Обоснование выделения бойсмановской культуры предложено в кон. 1990-х гг. А. Н. Поповым по материалам из раковинных куч (кьёккеннмедингов) с 2 памятников в бухте Бойсмана (Хасанский р-н Приморского края России) и некоторым материалам ранее раскопанных стоянок, также расположенных в юж. части рос. Приморья. Это каменные ретуширов. наконечники стрел, дротиков, копий, ножи, скребки, свёрла, отщепы с бифасиальной или краевой обработкой, шлифов. наконечники стрел, дротиков, копий, кинжалы, рубящие орудия, подвески, бусы и др.; плоскодонные керамич. сосуды, орнаментированные оттисками зубчато-гребенчатого штампа, прочёсами гребёнкой; изделия из кости, рога, в т. ч. гарпуны. Получены радиоуглеродные даты в интервале 6825–4470 лет назад. Состав комплекса, характеризующего эту культуру, в т. ч. типология керамики, требует уточнений.
Обсуждается возможность выделения др. культур. Напр., поставлен вопрос о культуре, характеризуемой пластинчатой индустрией, призматич. нуклеусами (поселения Пхусун, Николаевская Падь, Ветка 2 и др.).
Остров Сахалин
Изучение Н. к. Д. В. фактически начато Р. В. Козыревой (Чубаровой) в 1956. Новые исследования, проводившиеся с 1970-х гг., позволили создать периодизацию неолита, дать описание комплексов, определить хронологию, интерпретировать собранные факты.
Начальный неолит (13–9 тыс. лет назад), или переходный период от палеолита к неолиту, связывают с природно-климатич. изменениями. По мнению А. А. Василевского, они отразились в изменениях культуры населения Сахалина, Хоккайдо и др. островов: образа жизни, хозяйства, типов жилищ, изделий из камня и др.
Ранний неолит (9–7 тыс. лет назад) представлен несколькими памятниками, в осн. на побережье Охотского м. и Татарского прол. Их объединяет пластинчатая индустрия (в осн. микропластинчатая), использование местного кремня (на Ср. Сахалине), обсидиана с о. Хоккайдо (в осн. на Юж. Сахалине). Бифасиальная техника на некоторых памятниках не представлена, на других – в разных пропорциях соседствует с пластинчатой; есть рубящие орудия с частичной шлифовкой. Керамика имеет технологич. (минер. и растит. примеси, разная толщина стенок) и типологич. (напр., наличие или отсутствие оттиска раковины на плоском дне и др.) различия. По аналогиям с Хоккайдо и абсолютной (календарной) датировке некоторых образцов керамики (метод прямого датирования, АМС-технология) строится относит. хронология памятников.
Средний неолит (даты в интервале 6740–5626 лет назад) представлен южносахалинской культурой (выделена В. О. и О. А. Шубиными и С. В. Горбуновым в 1982). В связи с открытием схожих памятников на Сев. Сахалине, учитывая приоритет япон. исследователей Синроку Кимуры, Набуо Ито, в 1937–40 описавших характерный для культуры тип керамики с поселения на р. Сони (в 22 км к северу от самой юж. точки острова – мыса Крильон), А. А. Василевский предложил название «культура Сони». 4-угольные дома со стороной 4–10 м углублены на 0,15–0,50, редко до 0,95 м; выявлены (не везде) очаги простой конструкции; встречаются столбовые ямки и канавки у стен котлована. Использовался местный кремень и др. сырьё; орудия – бифасы, а также изготовленные из отщепов одно- или двусторонней ретушью; рубящие орудия шлифовались. Сосуды толстостенные, плоскодонные, 4-угольной формы; с вертикальными сегментовидными выступами на венчиках (аналоги есть в культуре Дзёмон); декоративные элементы на тулове: вертикальные «ушки», налепные валики, рельефные зооморфные изображения.
Поздний неолит в сев. части острова представлен имчинской культурой (выделена В. О. и О. А. Шубиными в нач. 1980-х гг.), названной по р. Имчин, притоку р. Тымь (Ногликский р-н Сахалинской обл. России). Дома в плане округлые (ранние) и 4-угольные (поздние; длина 3–11 м), углублены на 0,3–0,5 м, имели по периметру земляную ступень до 1,5 м шириной и очаг-кострище в центр. части. Каменная индустрия основана на расщеплении для получения отщепов кремнёвых и яшмовых галек, характерны орудия из ретуширов. отщепов и бифасиальные: наконечники с асимметричными жальцами, разнообразные ножи, скребки и др. Шлифов. тёсла, топоры, долотца. Керамика плоскодонная: в осн. приземистые горшки с низкой и широкой горловиной, слабо утолщённым венчиком; немного чаш. Орнамент: гребенчатые оттиски в виде вертикального зигзага, рыболовной сети, наклонных линий; прочерченные композиции в осн. геометрич. характера. Радиоуглеродные даты – в интервале 5,5–2,4 тыс. лет назад.
Седыхинская культура выделена на юго-востоке Сахалина А. А. Василевским в нач. 21 в., название происходит от оз. Седых. Дома – квадратные полуземлянки длиной 3–6 м, глубиной до 0,6 м. Очаги ямного типа, в полу встречаются хозяйств. ямы. Индустрия основана на расщеплении местного галечного сырья, использовании ретуширов. отщепов и бифасов: концевые скребки, черешковые и сегментовидные ножи, листовидные наконечники стрел или дротиков. Известна шлифовка. Керамич. сосуды – плоскодонные, невысокие, с широким устьем. Единичные экземпляры украшены прямыми или изогнутыми параллельными линиями, нанесёнными краем раковины; ещё реже встречается рельефный спирально-криволинейный узор (аналоги есть в вознесеновской культуре). Культура датирована ок. рубежа 3–2-го тыс. до н. э. Есть дата по АМС-технологии – 4105 лет назад.
Соотношение неолитических культур Дальнего Востока
Соотношение, происхождение и судьбы, характеристика, датировка, группировка памятников Н. к. Д. В. во многом остаются дискуссионными. Генезис новопетровской культуры связывают с мезолитической (позднепалеолитич.) устиновской культурой Приморья и через неё с традициями Леваллуа, привнесёнными из Центр. Азии. В. Е. Медведев отмечает наличие культурных контактов новопетровской культуры с мариинской и предполагает, что была миграция «новопетровцев» на Нижний Амур. Основываясь на сходстве (иногда очень близком) керамики, осиноозёрскую культуру считают продолжением новопетровской. Этому противоречит пока не заполненная хронологич. лакуна между ними; существует мнение, что «комплексы» Новопетровского поселения – смешанные.
Есть точка зрения, что громатухинская культура генетически связана с осиповской, истоки которой видят в памятниках круга бакшонской культуры и общности Хоабинь Юго-Вост. Азии. Ряд исследователей считают эту гипотезу недостаточно обоснованной. Новопокровская культура имеет прямые аналогии в кондонской культуре. Это позволяет специалистам предполагать, что происхождение «новопокровцев» связано с мигрантами из Нижнего Приамурья, вытеснившими «осиноозёрцев».
По концепции В. Е. Медведева, в малышевской культуре выделяются ранняя (восходит к традициям осиповской культуры) и поздняя группа памятников; мариинская культура рассматривается как «недостающее звено» между осиповской и малышевской, причём некоторое время малышевская и мариинская культуры сосуществовали, занимая разные территории. На основе сходства в домостроительстве, керамике, каменной индустрии, иск-ве можно предполагать продолжение традиций малышевской культуры в вознесеновской. По-видимому, памятники белькачинской культуры в Приамурье отражают миграцию с территории Якутии.
По одной концепции, кондонская культура сложилась в Нижнем Приамурье и в конце неолита распространилась в Ср. Приамурье и Приморье, дав начало новопокровской и руднинской культурам; по др. концепции, на территории Маньчжурии была «протокондонская общность», в результате сегментации которой эти традиции сохранились как на месте, так и в ходе миграций носителей переместились в Нижнее и Ср. Приамурье, в Приморье, где в ходе адаптации к местным условиям сложились кондонская, новопокровская, руднинская культуры.
Руднинская культура несколько древнее бойсмановской, но в определённый период они могли сосуществовать: первая в более северных районах, вторая – в южных. Происхождение бойсмановской культуры связывают с территорией Кореи, допуская, что появление «зайсановцев» и природно-климатич. изменения привели к её «угасанию». Зайсановскую культуру возводят к традициям, известным на прилегающей территории Сев.-Вост. Китая.
Предположения о связи ранненеолитич. древностей Юж. Сахалина с сев.-япон. культурным кругом (основаны в первую очередь на фактах использования обсидиана из месторождений на о. Хоккайдо), об отнесении Сев. Сахалина к зоне влияния осиповской культуры и др. носят гипотетич. характер. Между культурами среднего и позднего неолита Сахалина и нижнеамурскими (малышевская, вознесеновская) существовали связи, обусловленные не только контактами, но и миграциями, в т. ч. с острова на материк.