Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЗЁМОН

Авторы: Н. А. Виноградова, П. М. Кожин

ДЗЁМОН (япон. – след ве­рёв­ки, ве­рё­воч­ный узор), обоб­щён­ное на­зва­ние ар­хео­ло­гич. куль­тур ке­ра­мич. не­оли­та Япон­ских о-вов (8 – сер. 1-го тыс. до н. э.). Ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки изу­ча­ют­ся с 19 в. Д. под­раз­де­ля­ет­ся на на­чаль­ный, ран­ний, сред­ний, позд­ний и фи­наль­ный эта­пы; вы­де­ля­ет­ся неск. де­сят­ков куль­тур­ных групп и ти­по­ло­гич. ком­плек­сов. По­строй­ки круг­лые и пря­мо­уголь­ные, лёг­кие на­зем­ные или уг­луб­лён­ные (стол­бо­вой кон­ст­рук­ции с оча­га­ми) об­ра­зо­вы­ва­ли ря­ды по ме­ре рос­та по­сёл­ков, ко­то­рые не­ред­ко бы­ли ок­ру­же­ны ра­ко­вин­ны­ми ку­ча­ми (до 200 м в дли­ну). Пре­об­ла­да­ют скор­чен­ные на бо­ку по­гре­бе­ния; за­фик­си­ро­ва­но ис­поль­зо­ва­ние ох­ры, со сред­не­го пе­рио­да из­ве­ст­ны круп­ные могильники. То­по­ры, мо­ло­ты, но­жи с не­боль­ши­ми че­рен­ка­ми, на­ко­неч­ни­ки стрел с че­рен­ка­ми или вы­ем­ка­ми у ос­но­ва­ния, зер­но­тёр­ки, крас­ко­тёр­ки, ка­мен­ные шли­фо­ван­ные пал­ки, ино­гда с фал­ли­че­ски­ми изо­бра­же­ния­ми (сэ­ки­бо) и др. из крем­ня, квар­ци­та, об­си­диа­на. Кос­тя­ные крюч­ки, ост­ро­ги и др., ук­ра­ше­ния из кос­ти и ра­ко­вин, де­рев. лу­ки и стре­лы, гли­ня­ные фи­гур­ки с врез­ным и на­леп­ным ор­на­мен­том (до­гу).

Дзёмон. Глубокая чаша с орнаментом в виде огня из Нагаока. 2-е тыс. до н. э. Япония. Собрание Кондо Ацухо (Ниигата).

Тер­мин «Д.» упот­реб­ля­ют и для обо­зна­че­ния япон. не­оли­тич. ке­ра­ми­ки с узо­ра­ми, вдав­лен­ны­ми ве­рёв­кой, шну­ром, со­ло­мен­ным жгу­том. Со­су­ды ле­пи­лись от ру­ки, об­жи­га­лись на ко­ст­ре. Для на­чаль­но­го и ран­не­го пе­рио­дов Д. ха­рак­тер­ны горш­ки, мис­ки, ча­ши, час­то ко­ну­со­вид­ной фор­мы, с тол­сты­ми, гру­бо­ва­то вы­ле­п­лен­ны­ми стен­ка­ми, ими­та­ции из­де­лий из де­ре­ва, пле­те­ния. В сред­нем пе­рио­де со­су­ды ста­ли зна­чи­тель­но раз­но­об­раз­нее, поя­ви­лись све­тиль­ни­ки, куб­ки и кот­лы для ри­ту­аль­ных жерт­во­при­но­ше­ний. Вы­со­та мн. куль­то­вых со­су­дов дос­ти­га­ла 1 м, что при­да­ва­ло им мо­ну­мен­таль­ность. При­ми­тив­ный ве­рё­воч­ный ор­на­мент ус­ту­пил ме­сто изо­щрён­но­му асим­мет­рич­но­му леп­но­му кру­же­ву гео­мет­рич., рас­тит. и зоо­морф­ных мо­ти­вов, при­чуд­ли­вым на­рос­там, вы­хо­дя­щим за пре­де­лы со­су­да и на­по­ми­наю­щим раз­рос­шие­ся ко­рал­лы. В позд­ний и фи­наль­ный пе­рио­ды ке­ра­мич. со­су­ды вновь умень­ша­ют­ся в раз­ме­ре, при­об­ре­та­ют бо­лее про­стую и ути­ли­тар­ную фор­му.

Фор­ми­ро­ва­ние и эво­лю­цию Д. свя­зы­ва­ют с не­сколь­ки­ми вол­на­ми ми­гра­ции на Япон­ские о-ва, их хро­но­ло­гия и ис­точ­ни­ки во мно­гом дис­кус­си­он­ны. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – охо­та, ры­бо­лов­ст­во, мор. со­би­ра­тель­ст­во. Д. сме­ня­ет яёй куль­ту­ра.

Лит.: Во­робь­ев М. В. Древ­няя Япо­ния. М., 1958; Aikens C. M., Higuchi T. Prehistory of Japan. N. Y., 1982; Ар­хео­ло­гия за­ру­беж­ной Азии. М., 1986.

Вернуться к началу