КОНДО́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНДО́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура среднего неолита на Нижнем Амуре (4–3-е тыс. до н. э.). Осн. ареал связан с долиной р. Амур и его притоков. Названа по материалам поселения Кондон-почта, у совр. нанайского с. Кондон, на левом берегу р. Девятка (Солнечный р-н Хабаровского края, Россия), изучавшегося под общим руководством А. П. Окладникова в 1962–63, 1971–72. После 1966 он выделил К. к. как один из этапов неолита Нижнего Амура (между малышевским и вознесеновским). Несмотря на концепцию историч. непрерывности на Нижнем Амуре (с неолита), эти этапы-культуры не рассматривались как преемственные. В совр. исследованиях не подтверждается и линейная последовательность этих культур. Новые радиоуглеродные даты и различия в керамике позволили И. Я. Шевкомуду выделить ранний (7–6-е тыс. до н. э.) и поздний (6–4-е тыс. до н. э.) комплексы К. к., однако это не общепризнано. Памятники, где известны материалы К. к., многокомпонентные, что затрудняет её характеристику. Исключение – однослойное поселение Князе-Волконское-1, на котором выявлены следы наземного жилища каркасно-столбовой конструкции, в то время как др. жилища, связываемые с К. к., имели глубокий котлован с прямоугольным очагом в центре, столбовые ямы у стен и у очага. Керамика плоскодонная; ведрообразной, горшковидной, баночной формы; венчик прямой или слабо отогнутый; характерен орнамент «амурская плетёнка» – опоясывающий верхнюю часть сосуда бордюр из оттисков ромбич. штампа, расположенных в шахматном порядке; иногда ромбы заменяются ямками, окружностями, дугами, скобками и др.; нередко полоса «плетёнки» окаймлена рядами косо или прямо поставленных штамповых оттисков гребёнки, лопаточки. Встречается орнамент в виде рыбьей чешуи. Каменные орудия изготавливались на пластинах и микропластинах, отщепах, сколах, речных валунах и гальках, глыбах горных пород; нуклеусы призматические и микропризматические. Для вторичной обработки применялась одно- и двусторонняя краевая, а также бифасиальная ретушь (иволистные и черешковые наконечники стрел, копий, скребки, свёрла-проколки, ножи, вкладыши и др.). Шлифовались односторонневыпуклые тёсла, кольца, бусы, подвески, «блесны» (узкие шлифов. пластины, в т. ч. нефритовые, с продольным желобком и отверстием в верхней части), назначение которых неясно. Найдены керамич. погремушка и статуэтка женщины (по антропологич. типу близка совр. нанайцам, ульчам, нивхам; «Кондонская Нефертити»; рис.). Вероятно, с К. к. связана часть амурских петроглифов. В основе хозяйства – рыболовство, охота. Существует предположение, что в кон. 3-го тыс. носители К. к. переместились в долину Уссури и на Средний Амур. В. И. Дьяковым предложена гипотеза о существовании в раннем и среднем голоцене (ок. 9–6-го тыс. до н. э.) на территории Маньчжурии протокондонской общности, носители которой постепенно мигрировали на Нижний и Средний Амур, в Приморье, на оз. Ханка, образовав там в процессе адаптации: К. к., культуры новопокровскую, руднинскую, синкайлю (см. в ст. Неолитические культуры Дальнего Востока). Носители К. к. способствовали формированию в нижнеамурском регионе традиц. оседлого уклада, основанного на рыболовстве.