Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУАНДУ́НЬ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 137

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Деопик, М. Ю. Ульянов

ШУАНДУ́НЬ, ар­хео­ло­гич. па­мят­ник не­о­ли­та в у. Бэн­бу (пров. Ань­хой, Ки­тай). От­крыт в 1985, осн. рас­коп­ки в 1986, 1991–92. Рас­по­ло­жен на вы­ров­нен­ном в древ­но­сти уча­ст­ке края хол­ма и по его скло­ну (очаг Ниж­няя Ху­ай­хэ зо­ны Ниж­няя Янц­зы, см. в ст. Ки­тай, раз­дел Древ­ней­шие ар­хео­ло­ги­чес­кие куль­ту­ры на тер­ри­то­рии Ки­тая). Вы­де­ле­но до 34 сло­ёв; не­ка­либ­ров. ра­дио­уг­ле­род­ные да­ты: 4465±145, 4370±140, 4250±105, 4130±110, 3985±160 до н. э. В ке­ра­мич. кол­лек­ции (эта­лон для до­ли­ны р. Ху­ай­хэ): ча­ши, в т. ч. на низ­ком под­до­не, с врез­ным и ре­же рас­пис­ным ор­на­мен­том (в осн. ду­ги), час­то ан­го­би­ро­ван­ные; кор­ча­ги-фля­ги с руч­ка­ми-уш­ка­ми (ха­рак­тер­ны для ря­да ау­ст­рич. на­ро­дов); мис­ки, в т. ч. с де­ко­ром из ок­руг­лых высту­пов; бан­ки и горш­ки; три­по­ды; со­су­ды со ско­шен­ным вер­хом; крыш­ки; под­став­ки и др. (ряд этих форм име­ют руч­ки, рас­се­чён­ные ва­ли­ки, врез­ной гео­мет­рич. ор­на­мент и др.); пряс­ли­ца; пла­стич. изо­бра­же­ния го­лов че­ло­ве­ка (нос и бро­ви сли­ты, гла­за мин­да­ле­вид­ные), сви­ньи, фал­лич. сим­во­лов. То­по­ры, тёс­ла, но­жи и др. – из кам­ня; ору­дия «L-вид­ной» фор­мы, на­ко­неч­ни­ки стрел и др. – из кос­ти и ро­га.

С ниж­ней сто­ро­ны под­до­нов 633 со­су­дов (гл. обр. чаш) про­ца­ра­па­ны (в осн. по­сле об­жи­га) по­вто­ряю­щие­ся про­стые и слож­ные гео­мет­рич. зна­ки, пик­то­грам­мы («дом на сва­ях», «сви­нья», «ры­ба» и др.). Сюй Да­ли и др. ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят их к наи­бо­лее пред­ста­ви­тель­ным из древ­ней­ших об­раз­цов ие­рог­ли­фич. пись­ма (до 8 ие­рог­ли­фов во фра­зе). Его ис­то­ки ви­дят в зна­ках на со­су­дах и «пу­ле­вид­ных штам­пи­ках» из Хо­уц­зяч­жай-1 (пре­ем­ст­вен­ность с этим па­мят­ни­ком на­блю­да­ет­ся и по др. на­ход­кам на Ш.), ана­ло­ги – в Цзя­ху-2 (см. Пэй­ли­ган), бо­лее позд­них куль­ту­рах Лян­чжу и Учэн. Пред­по­ла­га­ет­ся, что в Ш. на­хо­дил­ся ора­кул, га­да­ние про­ис­хо­ди­ло по ие­рог­ли­фам на со­су­дах или их час­тях, ска­ты­вае­мых по скло­ну и раз­би­вав­ших­ся.

Лит.: Сюй Да­ли. Бэ­ньу Шу­ан­дунь синь­ши ци ич­жи тао­ци кэхуа чу­лунь // Вэ­ньу янь­цзю. 1989. № 5; Бэн­бу Шу­ан­дун. Пе­кин, 2008; Де­о­пик Д. В., Уль­я­нов М. Ю. Со­вре­мен­ные дан­ные о древ­ней­ших пись­мен­но­стях в Вос­точ­ной Азии и свя­зан­ные с ни­ми зна­ки и тек­сты. Часть 1 // Во­про­сы эпи­гра­фи­ки. 2011. Вып. 5.

Вернуться к началу