ОРА́КУЛ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРА́КУЛ (лат. oraculum, от oro – говорить, просить), на Древнем Востоке и в античном мире святилище, в котором от имени божества давались прорицания; этим же термином обозначался и сам ответ божества.
В переносном смысле O. – прорицатель, предсказатель будущего, предвещатель, также человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.
Древний Восток
Гадательные практики, включая О., были широко распространены на Древнем Востоке. Астрологич. тексты известны уже в Вавилоне (нач. 2-го тыс. до н. э.). Более 7 тыс. их сохранилось в б-ке Ашшурбанапала (Ниневия, 7 в. до н. э.). Полагают, что именно в этой сфере культура Месопотамии оказала значит. влияние на др.-греческую. Предсказания по разл. частям зодиака известны в Древней Индии. В Передней и Малой Азии (Месопотамия, хетты, Вост. Средиземноморье) прорицания делались также по внутренностям жертвенных животных (часто по виду печени); в Малой Азии и Индии – по полёту птиц (ср. с этрусскими прорицаниями, заимствованными затем римлянами). Для культур Древнего Востока характерны пророчества «избранников богов» – пророков. Кроме устных, были и письм. пророчества; о них свидетельствуют таблички с вопросами к О. в хеттских архивах (Богазкёйский, 16–13 вв. до н. э.), древнекитайские (О. близ г. Аньян, 13–11 вв. до н. э., где найдено множество гадательных костей).
В Древнем Египте практика обращения к О. (бога Амона и позднее др. богов) засвидетельствована с XVIII династии (с 16 в. до н. э.) даже при решении вопроса о престолонаследии (при XXV династии становится регулярной), при XIX династии – при избрании на должность верховного жреца. К О. прибегали в судебных делах (для определения виновного) и для гаданий. От 1-го тыс. до н. э. дошло множество папирусов из Саккары с О. – исходящими от богов толкованиями вещих снов (часто об исцелении от болезней). Много информации о разных егип. О. даёт Геродот во II кн. «Истории».
Античный мир
В Древней Греции было множество О., в которых использовались разл. способы прорицания (при помощи снов, знамений, жребия, в форме изречений и др.). Древнейшим считался О. Зевса в Додоне (Эпир); местные жрецы (селлы) и жрицы прорицали по шелесту листьев священного дуба, по журчанию воды источника, который протекал у корней этого дерева, а также с помощью жребиев. Др. известный О. Зевса находился в Олимпии. Из восточных О. в Греции пользовался наибольшим уважением егип. О. Амона ( Аммона; отождествляемого с Зевсом), находившийся в оазисе Сива в ливийской пустыне. Большинство О. были связаны со святилищами Аполлона. Самым авторитетным в Греции считался О. Аполлона в Дельфах. Прорицания исходили от жрицы-пифии, сидевшей на треножнике, который, как утверждает античная традиция, стоял над расщелиной в скале; из этой расщелины выходили испарения, которые приводили пифию в экстатическое состояние. Бессвязным речам пифии жрецы придавали форму ответа божества (в раннее время эти ответы излагались стихами). Также были очень популярны О. Аполлона в Дидимах (близ Милета) и в Кларосе (близ Колофона; оба О. – в Малой Азии). В некоторых О. прорицания давались вопрошавшему во время сна в святилище. Из О. подобного типа наиболее известно святилище Амфиарая (на границе Аттики и Беотии). В святилище Трофония (Беотия) пришедшего для прорицания после длительной подготовки ночью опускали в узкую пещеру, где ему являлись разные видения. Существовали также О. «мёртвых», в которых прорицания давали вызываемые души умерших (в Феспротии на р. Ахеронт, в Гераклее Понтийской, в Италии на Авернском оз., близ Кум, и др.). В Италии наиболее известным был О. Фортуны в Пренесте. К греческим О. прибегали даже правители вост. держав (напр., царь Лидии Крёз). В Греции за особые заслуги частные лица или государства получали право вопрошания О. вне очереди (промантейя). В конце античной эпохи мн. О. пришли в упадок, а после победы христианства были запрещены окончательно (при имп. Феодосии I в кон. 4 в.).