Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРА́КУЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков (античный мир), О. В. Томашевич (Древний Восток)

ОРА́КУЛ (лат. oraculum, от oro – го­во­рить, про­сить), на Древ­нем Вос­то­ке и в ан­тич­ном ми­ре свя­ти­ли­ще, в ко­то­ром от име­ни бо­же­ст­ва да­ва­лись про­ри­ца­ния; этим же тер­ми­ном обо­зна­чал­ся и сам от­вет бо­же­ст­ва.

В пе­ре­нос­ном смыс­ле O. – про­ри­ца­тель, пред­ска­за­тель бу­ду­ще­го, пред­ве­ща­тель, так­же че­ло­век, все су­ж­де­ния ко­то­ро­го при­зна­ют­ся не­пре­лож­ной ис­ти­ной, от­кро­ве­ни­ем.

Древний Восток

Га­да­тель­ные прак­ти­ки, вклю­чая О., бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на Древ­нем Вос­то­ке. Ас­т­ро­ло­гич. тек­сты из­вест­ны уже в Ва­ви­ло­не (нач. 2-го тыс. до н. э.). Бо­лее 7 тыс. их со­хра­ни­лось в б-ке Аш­шур­ба­на­па­ла (Ни­не­вия, 7 в. до н. э.). По­ла­га­ют, что имен­но в этой сфе­ре куль­ту­ра Ме­со­по­та­мии ока­за­ла зна­чит. влия­ние на др.-гре­че­скую. Пред­ска­за­ния по разл. час­тям зо­диа­ка из­вест­ны в Древ­ней Ин­дии. В Пе­ред­ней и Ма­лой Азии (Ме­со­по­та­мия, хет­ты, Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье) про­ри­ца­ния де­ла­лись так­же по внут­рен­но­стям жерт­вен­ных жи­вот­ных (час­то по ви­ду пе­че­ни); в Ма­лой Азии и Ин­дии – по по­лё­ту птиц (ср. с эт­рус­ски­ми про­ри­ца­ния­ми, за­им­ст­во­ван­ны­ми за­тем рим­ля­на­ми). Для куль­тур Древ­не­го Вос­то­ка ха­рак­тер­ны про­ро­че­ст­ва «из­бран­ни­ков бо­гов» – про­ро­ков. Кро­ме уст­ных, бы­ли и письм. про­ро­че­ст­ва; о них сви­де­тель­ст­ву­ют таб­лич­ки с во­про­са­ми к О. в хет­тских ар­хи­вах (Бо­газ­кёй­ский, 16–13 вв. до н. э.), древ­не­ки­тай­ские (О. близ г. Ань­ян, 13–11 вв. до н. э., где най­де­но мно­же­ст­во га­да­тель­ных кос­тей). 

В Древ­нем Егип­те прак­ти­ка об­ра­ще­ния к О. (бо­га Амо­на и позд­нее др. бо­гов) за­сви­де­тель­ст­во­ва­на с XVIII ди­на­стии (с 16 в. до н. э.) да­же при ре­ше­нии во­про­са о пре­сто­ло­нас­ле­дии (при XXV ди­на­стии ста­но­вит­ся ре­гу­ляр­ной), при XIX ди­на­стии – при из­бра­нии на долж­ность вер­хов­но­го жре­ца. К О. при­бе­га­ли в су­деб­ных де­лах (для оп­ре­де­ле­ния ви­нов­но­го) и для га­да­ний. От 1-го тыс. до н. э. дош­ло мно­же­ст­во па­пи­ру­сов из Сак­ка­ры с О. – ис­хо­дя­щи­ми от бо­гов тол­ко­ва­ния­ми ве­щих снов (час­то об ис­це­ле­нии от бо­лез­ней). Мно­го ин­фор­ма­ции о раз­ных егип. О. да­ёт Ге­ро­дот во II кн. «Ис­то­рии».

Античный мир

В Древ­ней Гре­ции бы­ло мно­же­ст­во О., в ко­то­рых ис­поль­зо­ва­лись разл. спо­со­бы про­ри­ца­ния (при по­мо­щи снов, зна­ме­ний, жре­бия, в фор­ме из­ре­че­ний и др.). Древ­ней­шим счи­тал­ся О. Зев­са в До­до­не (Эпир); ме­ст­ные жре­цы (сел­лы) и жри­цы про­ри­ца­ли по ше­ле­сту ли­сть­ев свя­щен­но­го ду­ба, по жур­ча­нию во­ды ис­точ­ни­ка, ко­то­рый про­те­кал у кор­ней это­го де­ре­ва, а так­же с по­мо­щью жре­би­ев. Др. из­вест­ный О. Зев­са на­хо­дил­ся в Олим­пии. Из вос­точ­ных О. в Гре­ции поль­зо­вал­ся наи­боль­шим ува­же­ни­ем егип. О. Амо­на ( Ам­мо­на; ото­ж­де­ст­в­ляе­мо­го с Зев­сом), на­хо­див­ший­ся в оа­зи­се Си­ва в ли­вий­ской пус­ты­не. Боль­шин­ст­во О. бы­ли свя­за­ны со свя­ти­ли­ща­ми Апол­ло­на. Са­мым ав­то­ри­тет­ным в Гре­ции счи­тал­ся О. Апол­ло­на в Дель­фах. Про­ри­ца­ния ис­хо­ди­ли от жри­цы-пи­фии, си­дев­шей на тре­нож­ни­ке, ко­то­рый, как ут­вер­жда­ет ан­тич­ная тра­ди­ция, сто­ял над рас­ще­ли­ной в ска­ле; из этой рас­ще­ли­ны вы­хо­ди­ли ис­па­ре­ния, ко­то­рые при­во­ди­ли пи­фию в экс­та­ти­че­ское со­стоя­ние. Бес­связ­ным ре­чам пи­фии жре­цы при­да­ва­ли фор­му от­ве­та бо­же­ст­ва (в ран­нее вре­мя эти от­ве­ты из­ла­га­лись сти­ха­ми). Так­же бы­ли очень по­пу­ляр­ны О. Апол­ло­на в Ди­ди­мах (близ Ми­ле­та) и в Кла­ро­се (близ Ко­ло­фо­на; оба О. – в Ма­лой Азии). В не­ко­то­рых О. про­ри­ца­ния да­ва­лись во­про­шав­ше­му во вре­мя сна в свя­ти­лище. Из О. по­доб­ного ти­па наи­бо­лее из­вест­но свя­ти­ли­ще Ам­фиа­рая (на гра­ни­це Ат­ти­ки и Бе­о­тии). В свя­ти­ли­ще Тро­фо­ния (Бе­о­тия) при­шед­ше­го для про­ри­ца­ния по­сле дли­тель­ной под­го­тов­ки но­чью опус­ка­ли в уз­кую пе­ще­ру, где ему яв­ля­лись раз­ные ви­де­ния. Су­ще­ст­во­ва­ли так­же О. «мёрт­вых», в ко­то­рых про­ри­ца­ния да­ва­ли вы­зы­вае­мые ду­ши умер­ших (в Фес­про­тии на р. Ахе­ронт, в Ге­рак­лее Пон­тий­ской, в Ита­лии на Аверн­ском оз., близ Кум, и др.). В Ита­лии наи­бо­лее из­вест­ным был О. Фор­ту­ны в Пре­нес­те. К гре­ческим О. при­бе­га­ли да­же пра­ви­те­ли вост. дер­жав (напр., царь Ли­дии Крёз). В Гре­ции за осо­бые за­слу­ги ча­ст­ные ли­ца или го­су­дар­ст­ва по­лу­ча­ли пра­во во­про­ша­ния О. вне оче­ре­ди (про­ман­тейя). В кон­це ан­тич­ной эпо­хи мн. О. при­шли в упа­док, а по­сле по­бе­ды хри­сти­ан­ст­ва бы­ли за­пре­ще­ны окон­ча­тель­но (при имп. Фео­до­сии I в кон. 4 в.). 

Лит.: Nilsson MP. Cults, myths, oracles and politics in Ancient Greece. Lund, 1951; Op­penheim L. The Interpretation of dreams in the Ancient Near East. Phil., 1956; Roeder G. Kulte, Orakel und Naturverehrung im Alten Ägypten. Z., 1960; Parke HW. Greek oracles. L., 1967; Ла­ты­шев ВВ. Очерк гре­че­ских древ­но­стей. СПб., 1997. Ч. 2; При­ходь­ко ЕВ. Двой­ное со­кро­ви­ще: Ис­кус­ст­во про­ри­ца­ния в Древ­ней Гре­ции: ман­ти­ка в тер­ми­нах. М., 1999.

Вернуться к началу