Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ЛЬФЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 486

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Ю. Молок

ДЕ́ЛЬФЫ (Δελφοί), др.-греч. го­род у под­но­жия го­ры Пар­нас, на юго-за­па­де Фо­ки­ды, круп­ный ре­лиг. центр с хра­мом и ора­ку­лом бо­га Апол­ло­на. В 7–6 вв. до н. э. Д. при­об­ре­ли роль об­ще­гре­че­ско­го свя­ти­ли­ща. С нач. 6 в. до н. э. по­сле т. н. 1-й свя­щен­ной вой­ны в Д. про­ис­хо­ди­ли раз в че­ты­ре го­да об­ще­гре­че­ские Пи­фий­ские иг­ры, на вре­мя ко­то­рых по всей Гре­ции ус­та­нав­ли­ва­лось свя­щен­ное пе­ре­ми­рие. В Д. сте­ка­лись па­лом­ни­ки и тор­гов­цы, про­ис­хо­дил об­мен то­ва­ра­ми, но­во­стя­ми. В Д. ска­п­ли­ва­лись мно­го­чис­лен­ные да­ры – по­свя­ще­ния Апол­ло­ну и ог­ром­ные со­кро­ви­ща, на­хо­див­шие­ся под за­щи­той Дель­фий­ской ам­фик­тио­нии, бла­го­да­ря ко­то­рым Д. стал круп­ным цен­тром кре­дит­но-ссуд­ных опе­ра­ций. Роль Д. на­ча­ла ос­ла­бе­вать с кон. 5 в. (478/477) до н. э. В пе­ри­од эл­ли­низ­ма Д. зна­чит. ро­ли не иг­ра­ли. В 80-е гг. 1 в. до н. э. Д. бы­ли раз­граб­ле­ны фра­кий­ски­ми пле­ме­на­ми. В кон. 1 в. н. э. храм в Д. был вос­ста­нов­лен. По­след­ние из­вест­ные об­ра­ще­ния к ора­ку­лу от­но­сят­ся к 3 в.; офи­ци­аль­но храм был за­крыт рим. имп. Фео­до­си­ем I ок. 390. Рас­коп­ки Д. ве­дут­ся с 1892. Ны­не Д. – не­боль­шой на­се­лён­ный пункт.

Дельфы. Толос. 390–380 до н. э. Архитектор Феодор из Фокеи (реставрация 1938).

Ар­хит. ан­самбль Д. ве­ли­ко­леп­но впи­сан в пей­заж, ко­то­рый об­ра­зу­ют 2 гор­ные вер­ши­ны Фед­риа­ды («бле­стя­щие») у под­но­жия Пар­на­са; в рас­ще­ли­не ме­ж­ду ни­ми – Кас­таль­ский ис­точ­ник. В Д. на­хо­дят­ся 2 свя­ти­ли­ща. Мар­ма­рия – свя­ти­ли­ще Афи­ны Про­найи («пред­храм­ной») – пред­став­ля­ет со­бой вы­тя­ну­тый пря­мо­уголь­ный уча­сток с ал­та­ря­ми Афи­ны, до­рич. пе­рип­те­ром (ок. 500 до н. э., по­стро­ен на мес­те хра­ма сер. 7 в. до н. э.), но­вым хра­мом Афи­ны Про­найи (до­рич. про­стиль, ок. 370–360 до н. э.), дву­мя со­кро­вищ­ни­ца­ми – ио­ни­че­ской и до­ри­че­ской (5 в. до н. э.), а так­же то­ло­сом – круг­лой в пла­не по­строй­кой, имев­шей 20 до­рич. ко­лонн сна­ру­жи (3 из них вос­ста­нов­ле­ны в 1938) и 10 ко­ринф­ских по­лу­ко­лонн внут­ри цел­лы (390–380 до н. э., арх. Фео­дор из Фо­кеи).

Дельфы. Сокровищница афинян. Ок. 490–480 до н. э. (восстановлена в 1906).

Ок­ру­жён­ное сте­ной свя­ти­ли­ще (те­ме­нос) Апол­ло­на име­ет в пла­не очер­та­ния не­пра­виль­ной тра­пе­ции и со­сто­ит из не­сколь­ких тер­рас. В юго-вост. уг­лу те­ме­но­са на­чи­на­ет­ся Свя­щен­ная до­ро­га, ко­то­рая, об­ра­зуя боль­шой зиг­заг, под­ни­ма­ет­ся к хра­му Апол­ло­на и те­ат­ру; по обе­им сто­ро­нам тя­нут­ся руи­ны по­свя­ти­тель­ных да­ров – пье­де­ста­лов ста­туй (сре­ди них бы­ли и тво­ре­ния Фи­дия) и воз­ве­дён­ные разл. греч. по­ли­са­ми со­кро­вищ­ни­цы: си­ки­он­цев (ме­то­пы ок. 560 до н. э., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Дель­фы), сиф­ний­цев (ок. 525 до н. э., вы­строе­на из па­рос­ско­го мра­мо­ра) – изы­скан­ный об­ра­зец ио­нич. ар­хи­тек­ту­ры с ка­риа­ти­да­ми в ан­тах (зо­фор со сце­на­ми ги­ган­то­ма­хии, опоя­сы­ваю­щий всё зда­ние, – од­но из са­мых тон­ких про­из­ве­де­ний ар­ха­ич. ар­хит. рель­е­фа; Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Дель­фы), афи­нян (ок. 490–480 до н. э.; вос­соз­да­на в 1906). Др. по­строй­ка афи­нян – ио­нич. стоя (по­сле 478 до н. э.); сле­ва от неё на­хо­дил­ся «Сфинкс на­ксий­цев» (ок. 560 до н. э., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Дель­фы), а спра­ва – со­кро­вищ­ни­ца ко­рин­фян, древ­ней­шая в Д. (7 в. до н. э.). На верх­нем от­рез­ке Свя­щен­ной до­ро­ги, не­по­сред­ст­вен­но пе­ред хра­мом Апол­ло­на, воз­вы­ша­лись кон­ная ста­туя рим. пол­ко­вод­ца Эми­лия Пав­ла (в честь бит­вы при Пид­не, 168 до н. э.), Пла­тей­ский тре­нож­ник (479 до н. э.), Акан­то­вая ко­лон­на (ок. 350–320 до н. э., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Дель­фы), мо­ну­мент Дао­ха (ок. 336 до н. э.) и др. со­ору­же­ния. Храм Апол­ло­на су­ще­ст­во­вал уже во 2-й пол. 7 в. до н. э., он не­од­но­крат­но раз­ру­шал­ся и вос­ста­нав­ли­вал­ся, 3-й по счё­ту храм (со­хра­няв­ший­ся до кон­ца ан­тич­но­сти) был ос­вя­щён в 330/329 до н. э.; шесть ко­лонн его юго-вост. уг­ла вос­ста­нов­ле­ны в 1939–1941. В ади­то­не (зад­няя часть цел­лы) хра­ма по­ме­ща­лись ом­фал – «пуп зем­ли» и тре­нож­ник, на ко­то­ром вос­се­да­ла Пи­фия. В сев.-зап. уг­лу те­ме­но­са, за хра­мом Апол­ло­на, рас­по­ла­гал­ся те­атр на 5 тыс. зри­те­лей (до­шед­шее со­ору­же­ние – 2 в. до н. э.); с верх­них ря­дов те­ат­ра, рас­кры­то­го вниз, мож­но ви­деть все по­строй­ки свя­ти­ли­ща. Вы­ше свя­ти­ли­ща Апол­ло­на и те­ат­ра рас­по­ло­жен ста­ди­он, где про­хо­ди­ли Пи­фий­ские иг­ры. Его бе­го­вая до­рож­ка дли­ной 178,35 м по­вто­ре­на в кси­сте – кры­том пор­ти­ке гим­на­сия, рас­по­ло­жен­но­го вбли­зи Мар­ма­рии. Д. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го нас­ле­дия.

Лит.: La Coste-Messelière P. de. Delphes. P., 1957; Со­ко­лов Г. И. Дель­фы. М., 1972; Ми­хай­лов­ский К. Дель­фы. Вар­ша­ва, 1977; Pet­ra­kos B. Delphes. 6 éd. Athènes, 1977; The­melis P. G. Delphi: the archeological site and the museum. Athens, 1983; Amandry P. Del­phes et son histoire. Athènes, 1984.

Вернуться к началу