Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́МОЧНО-ГРЕБЕ́НЧАТОЙ КЕРА́МИКИ КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ О́БЩНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 707

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Энговатова
Ямочно-гребенчатой керамики культурно-историческая общность. Керамические сосуды льяловской культуры (по В. В. Сидорову).

Я́МОЧНО-ГРЕБЕ́НЧАТОЙ КЕРА́МИКИ КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ О́Б­Щ­НОСТЬ, круг ар­хео­ло­гич. куль­тур раз­ви­то­го (сред­не­го) и позд­не­го не­оли­та гл. обр. лес­ной зо­ны Вост. Ев­ро­пы. Сто­ян­ки рас­по­ла­га­лись в осн. у озёр и не­боль­ших рек; на тер­ри­то­рии по­се­ле­ний или ря­дом – мо­гиль­ни­ки: тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не, ино­гда с ин­вента­рём, в ямах, ори­ен­ти­ров­ка не­ред­ко со­от­но­сит­ся с те­че­ни­ем ре­ки. Ха­рак­тер­ны леп­ные ке­ра­мич. со­су­ды с пря­мы­ми стен­ка­ми, ок­руг­лым (ино­гда при­ос­т­рён­ным) дном, с зо­наль­ным ор­на­мен­том из ямок (де­ла­ли в осн. бе­лем­ни­та­ми) и от­пе­чат­ков гре­бен­ча­то­го штам­па (от­сю­да назв.). Ком­би­на­ции этих и др. ор­на­мен­таль­ных эле­мен­тов яв­ля­ют­ся од­ним из по­ка­за­те­лей для вы­де­ле­ния ло­каль­ных ва­ри­ан­тов и хро­но­ло­гич. эта­пов. В тес­то до­бав­ля­ли дрес­ву, пе­сок, на позд­них эта­пах и ор­га­ни­ку. Мн. ору­дия из­го­тов­ле­ны из крем­ня и кос­ти, еди­нич­ные ме­тал­лич. из­де­лия есть толь­ко в куль­ту­ре ром­бо­ямоч­ной ке­ра­ми­ки (см. Эне­о­лит пе­ри­фе­рий­ный). В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – охо­та на ло­ся, боб­ра и др., ры­бо­лов­ст­во, со­би­ра­тель­ст­во. Сре­ди на­хо­док так­же – пло­ские ко­стя­ные и ан­тро­по­мо­рф­ные гли­ня­ные фи­гур­ки, под­вес­ки из зу­бов жи­вот­ных.

Фор­ми­ро­ва­ние Я.-г. к. к.-и. о. боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ет с Вол­го-Ок­ским ме­ж­ду­речь­ем и Верх­ним По­вол­жь­ем, где она сме­ни­ла верх­не­волж­скую куль­ту­ру (их пре­ем­ст­вен­ность – пред­мет дис­кус­сии). Для ря­да па­мят­ников по­лу­че­ны се­рии ка­либ­ро­ван­ных ра­дио­уг­ле­род­ных дат: в осн. кон. 7-го – 6-е тыс. до н. э., что ста­вит во­прос о пе­ре­смот­ре ря­да тра­диц. да­ти­ро­вок (6–4-е тыс., ино­гда ши­ре). Центр. ме­сто в Я.-г. к. к.-и. о. за­ни­ма­ет лья­лов­ская куль­ту­ра. На за­па­де Я.-г. к. к.-и. о. дос­ти­га­ла тер­ри­то­рий Фин­лян­дии (кро­ме се­ве­ра), Вост. При­бал­ти­ки, Сев. Бе­ло­рус­сии; на вос­то­ке – се­ве­ра Ср. По­вол­жья (ба­лах­нин­ская куль­ту­ра и отд. па­мят­ни­ки вос­точ­нее). На се­ве­ре с её рас­простра­не­ни­ем не­ко­то­рые спе­циа­ли­сты свя­зы­ва­ют ка­рель­скую куль­ту­ру, кар­го­поль­скую куль­ту­ру, ряд па­мят­ни­ков т. н. пе­чоро-двин­ской куль­ту­ры; на юге – груп­пы па­мят­ни­ков в ле­со­сте­пи от Днеп­ра до Верх­не­го По­до­нья. Со­от­но­ше­ние Я.-г. к. к.-и. о. с дес­нин­ской куль­ту­рой, мстин­ской куль­ту­рой, вал­дай­ской куль­ту­рой и не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми оце­ни­ва­ет­ся по-раз­но­му. Ино­гда для Я.-г. к. к.-и. о. в це­лом вы­де­ля­ют пе­рио­ды; напр., её фи­нал – в круг куль­тур с ред­коя­моч­ной ке­ра­ми­кой или т. н. гре­бен­ча­то-ямоч­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­ру (точ­нее – об­ласть куль­тур).

Лит.: Мно­го­слой­ные сто­ян­ки Ве­рх­не­го По­вол­жья. М., 1992; Не­олит Се­вер­ной Ев­ра­зии. М., 1996; Ко­то­ва Н. С. Нео­ли­ти­за­ция Ук­раи­ны. Лу­ганск, 2002; Про­бле­мы хро­но­ло­гии и эт­но­куль­тур­ных взаи­мо­дей­ст­вий в не­о­ли­те Ев­ра­зии. СПб., 2004; За­рец­кая Н. Е., Кос­ты­ле­ва Е. Л. Но­вые дан­ные по аб­со­лют­ной хро­но­ло­гии лья­лов­ской куль­ту­ры // Твер­ской ар­хео­ло­ги­че­ский сбор­ник. 2011. Вып. 8. Т. 1; Ни­ки­тин В. В. Куль­ту­ра но­си­те­лей по­су­ды с гре­бен­ча­то-ямоч­ным ор­на­мен­том в Ма­рий­ско-Ка­зан­ском По­вол­жье. Ка­зань, 2015; Нео­ли­ти­че­ские куль­ту­ры Во­сточ­ной Ев­ро­пы: хро­но­ло­гия, па­лео­эко­ло­гия, тра­ди­ции. СПб., 2015.

Вернуться к началу