КЕРА́МИКА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕРА́МИКА (от греч. ϰεραμιϰὴ τέχνη – гончарное искусство, от ϰέραμος – глина), изделия и материалы, получаемые обычно спеканием глин и их смесей с минер. добавками, а также оксидов и др. неорганич. соединений. Для изготовления К. используется как природное сырьё (глины и их смеси, природные минералы), так и синтетич. соединения (напр., оксиды, карбиды, нитриды, бориды, силициды металлов). К. часто называют по используемым минералам или химич. соединениям, напр. корундовая, стеатитовая, титановая, на основе нитрида бора и др. В зависимости от состава исходного сырья и технологии произ-ва получают керамич. материалы с разнообразными свойствами и пористостью. К. различают: по назначению – строительная керамика (кирпич, черепица, плитка, канализационные и дренажные трубы, санитарные изделия), хозяйственно-бытовая и худож. К. (изделия из терракоты, майолики, фаянса, каменной массы, фарфора), техническая керамика (электроизоляционная, радиотехническая, пьезокерамика и др.), огнеупорная К. (применяемая в тепловых агрегатах); по структуре – грубая с пористостью 5–95% (строительная и огнеупоры) и тонкая (плотная) с пористостью менее 5% (художественная, хозяйственно-бытовая и техническая).
Производство
Технология произ-ва К. обычно включает: подготовку формовочной массы – приготовление порошков исходных компонентов (с требуемым размером частиц) измельчением или химич. методами, перемешивание порошков между собой и с жидкой временной технологич. связкой (ВТС; вода, органич. полимеры, пластификаторы); изготовление заготовок (полуфабриката) заданной формы и размера разл. методами формования; удаление ВТС (сушка, выжигание); обжиг (спекание) для упрочнения и получения керамич. изделий. Традиц. виды К. изготовляют на основе глины, природных минералов; технич. К. – обычно из синтетич. материалов, которые обжигают в разл. газовых средах (воздух, азот, водород, аргон, гелий и др.) или вакууме; иногда используют горячее прессование, микроволновый (высокочастотный) нагрев, а также золь-гель процессы, самораспространяющийся высокотемпературный синтез и др.
Формовочные керамич. массы применяются порошкообразные, пластичные (с содержанием до 50% жидкой ВТС) и жидкотекучие – литейные шликеры (50–70% ВТС). Литейный шликер (концентриров. суспензии) приготовляют из непластичных порошков, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластичные вещества (напр., парафин, воск), олеиновую кислоту и некоторые ПАВ, удаляемые впоследствии.
Выбор метода формования К. определяется в осн. формой изделий. Для формования керамич. заготовок используют: прессование порошковых масс, формование пластичных масс (выдавливание, раскатка, допрессовка, обточка) или литьё жидкотекучих масс. Отформованные изделия подвергают сушке (в случае применения водорастворимой связки) или выжиганию органич. связки.
Обжиг К. – важный технологич. процесс, обеспечивающий необходимую степень спекания. При точном соблюдении режима обжига создаётся материал определённого фазового состава и с заданными свойствами. Для каждого вида К. характерен свой температурный режим обжига: напр., строит. К. обжигают при темп-ре ок. 900 °C, огнеупорную К. – ок. 2000 °C. В зависимости от состава керамич. массы и темп-ры обжига спекание может происходить как с участием жидкой фазы (в фарфоровых, стеатитовых и др. изделиях составляет до 50% по массе и более), так и без участия жидкой фазы (напр., в корундовой К.). Спекание в твёрдых фазах, получившее распространение в произ-ве технич. К. на основе чистых оксидов и бескислородных соединений, происходит при более высоких темп-рах, чем спекание с участием жидкой фазы. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, а механич. прочность и плотность возрастают. Некоторые виды К. перед обжигом покрывают глазурью, которая при высоких темп-pax (1000–1400 °C) плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой. Изделия хозяйств. и худож. К. украшают керамическими красками и золотом. Для придания поверхностям изделий технич. К. ряда спец. свойств наносят керамические покрытия, которые повышают эрозионную и химич. стойкость, обеспечивают заданные оптич., электрич., каталитические и др. эксплуатац. характеристики.
Исторический очерк
Древнейшие (29–19 тыс. лет назад) изделия из обожжённой глины – изображения людей и животных, известны с верхнего палеолита (напр., Дольни-Вестонице и Пршедмости в Моравии, Майнинская стоянка в Юж. Сибири). Действительное освоение К. началось в мезолите (эпипалеолите), а широкое распространение К. – в неолите (для ряда культур появление К. – один из осн. признаков наступления новой эпохи). В это время сложились осн. виды керамики – строительная, бытовая, декоративная, возникают практически все осн. способы орнаментации (графический, расписной, скульптурный), обработки поверхности (включая лощение, ангобирование).
Технологич. приёмы изготовления керамич. сосудов, непосредственно связанные с представлениями о сырье, роли примесей, способах придания сосудам прочности, водонепроницаемости, менялись в соответствии с эволюцией гончарства. Формы и их набор, орнаменты и др. характеристики К. стали важной особенностью древних культур. Эти показатели являются одним из важнейших оснований для выделения культур археологических. Традиции керамич. произ-ва складывались независимо в нескольких очагах.
По-видимому, раньше всего керамич. сосуды (не позднее 12–10 тыс. лет назад) получили распространение в Вост. Азии. На Японских о-вах древнейшая К. найдена на поселении Фукуи и др., предшествующих культуре Дзёмон; на территории России – на Нижнем Амуре (поселение Гася и др.), Витимском плоскогорье в Вост. Сибири (поселение Усть-Каренга); на территории Китая – на поселении Юйчаньянь (у. Даосянь, юг пров. Хунань), возможно, Чалайнор (Внутренняя Монголия) и др. Ранняя восточноазиатская К., как правило, имеет округлое дно, рельефную поверхность со штриховкой, отпечатками верёвки или желобчатыми оттисками, нередко с простейшим орнаментом.
На территории Китая древнейшая К. датируется в рамках 8-го – сер. 6-го тыс. до н. э. (напр., поселение Сяньженьдун, группа поселений Пэнтоушань). В культурах раннего неолита К. известна во всех осн. очагах земледелия (Пэйлиган, Лаогуаньтай и др.); она становится тонкостенной, распространяются триподы (сосуды на трёх «ножках»), сосуды на сплошных и полых поддонах, корчаги с «ушками», «фляги» с плоским дном и др.; для многочисл. культур среднего неолита характерна расписная керамика.
В Сев. Африке (Центр. Сахара) древнейшую керамич. посуду относят к эпипалеолиту: керамич. сосуды поселения Тагалагал (радиоуглеродные даты 9370 ± 130, 9330 ± 130 лет назад) имели округлое дно, короткий, иногда немного отогнутый венчик; волнистые линии, выполненные гребнем, спирали, противостоящие шевроны, врезные линии, цветные неровные полосы или линии; сосуды с поселений у гранитного массива Тадрарт-Акакус (8640 ± 70, 8070 ± 100 лет назад) украшены точками, сгруппированными в волнистые линии. Немногим позднее датируют К. из Зап. пустыни Египта (у пересохших озёр Набта–Кисейба; кон. 8-го – 1-я пол. 7-го тыс. до н. э.), украшенную полосами в виде длинных запятых. В долине Нила наиболее древняя К. принадлежит мезолитической на ранних стадиях культуре Хартума.
Непосредственно в Египте К. известна с начала неолита (не ранее сер. 6-го тыс. до н. э.) – культуры Файюм А, Меримда-Бени-Салама, Омари и Маади (К. двух последних близка иерихонской). Развитие К. в Египте происходило в рамках бадарийской культуры, культур Нагада и др., лёгших в основу цивилизации Египта Древнего.
Проблема происхождения К. в Африке южнее Сахары во многом остаётся неизученной. В ряде случаев она распространялась одновременно с началом произ-ва железа, в ходе культурных влияний и миграций. Мировую известность получили терракотовые статуэтки, связанные с культурами 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. и более поздними на территории совр. Нигерии (Нок, Ифе и др.). В Ифе и близких культурах известны мостовые, сложенные из миллионов специально обточенных черепков.
В Америке древнейшие очаги керамич. произ-ва находились в вост. Амазонии (спорные даты 6–5-е тыс. до н. э., признанные – с 3-го тыс.), на побережье совр. Эквадора и на севере совр. Колумбии (конец 4-го тыс.), на ср. Миссисипи и на атлантич. побережье Джорджии (кон. 4-го – 3-е тыс.). В центрах древних цивилизаций К. распространяется позже – в кон. 3-го тыс. в Мезоамерике, в 1-й пол. – сер. 2-го тыс. до н. э. в Центр. Андах. До прихода европейцев гончарный круг не получил распространения. В культуре Рекуай на севере совр. Перу (1-я пол. 1-го тыс. н. э.) он использовался лишь для произ-ва парадной культовой посуды и быстро вышел из употребления. В тропической и умеренной зонах в ранней керамике преобладают шаровидные сосуды без выраженного горла типа текомате, воспроизводящие форму тыквы-горлянки. К шедеврам индейских традиций К. относятся терракотовые статуэтки майя, фигурные сосуды и маски ацтеков, разнообразные по форме (в т. ч. «лицевые») расписные сосуды инков.
Один из важнейших очагов раннего гончарства связан с раннеземледельческими (обеспечивавшими стабильную оседлость) культурами Ближнего Востока, сформировавшимися к 8–7-му тыс. до н. э. Сначала появились сырцовые (т. е. из необожжённой глины) блоки (первые формы кирпича) и глиняная пластика (т. н. докерамич. неолит), заметно позднее (иногда на 1–2 тыс. лет) – керамич. сосуды. Наиболее ранние были толстостенными, преим. открытых форм со скруглённым дном, иногда с отпечатками плетений (напр., Телль-Саби-Абьяд), но вскоре появились плоскодонные сосуды, стал усложняться набор форм. В Палестине (памятники типа Иерихон) получил распространение ногтевой орнамент, в Загросе (Джармо и др.) – расписной (простые виды). Особые традиции К. сложились в Анатолии (Чатал-Хююк): сосуды с красной полосой, глиняные рельефы, сложные фигуры на тростниковом каркасе и др.
Экономич. подъём, связанный с освоением в 6-м тыс. до н. э. плодородных долин Месопотамии, способствовал прогрессу К. В культурах Хассуна, Самарра сосуды отличаются многообразием форм и видов росписи, в т. ч. полихромной, в комбинации с врезным орнаментом (сложные композиции из геометрич. фигур, изображения животных, растений); появился гончарный горн. К. культуры Халаф – вершина развития этого круга традиций. В культуре Убейд в кон. 5-го – 1-й пол. 4-го тыс. распространились монументальные постройки из кирпича, украшение внешних стен мозаичными декорациями из глиняных конусов; появление гончарного круга способствовало превращению произ-ва К. в массово-стандартизированное, что приводило к упрощению, а зачастую и к вытеснению расписной орнаментации (вероятно, сказалась и мода на металлич. посуду среди элиты). С культурами Загроса и Месопотамии связано сложение традиций К. более северных и восточных территорий (включая Ср. Азию), существенно их влияние и на К. Вост. Средиземноморья. На этой основе развивалась К. ряда цивилизаций Древнего Востока.
В др.-вост. цивилизациях впервые парадная посуда стала покрываться цветной глазурью, возникли утончённые по формам изделия из фаянса (Египет, 2-е тыс. до н. э.), развивалась К., специально предназначенная для ритуальных целей (напр., канопа), в отделке зданий широко применялись разноцветная терракотовая мозаика, рельефы и картины из глазурованных кирпичей (напр., ворота Иштар в Вавилоне, 6 в. до н. э.).
В Юж. Азии первая грубая К. с оттисками плетения представлена в неолитич. периоде IB (7–6-е тыс. до н. э.) поселения Мехргарх, очевидно, ей предшествовали плетёные корзины, обмазанные битумом; в периоде IIC появляется К., сделанная на гончарном круге (конич. чаши, сферич. вазы), от тёмно-жёлтого до красноватого цвета с чёрной росписью. Посуда сер. 3-го тыс. (Мехргарх, Кот-Диджи, Амри IIB и др.) связана с формированием хараппской цивилизации. Др. самостоят. центр появления К. конца мезолита («протонеолита»; 7–6-е тыс.) исследован на плато Виндхья (Чопани-Мандо, Махагара и др.) и в долине Ср. Ганга (Сохгаура, Чиранд и др.). Выделяют 4 группы этой К.: шнуровая, грубая, краснолощёная, чернолощёная. Возможно, существовал особый очаг появления шнуровой К. в Юго-Вост. Азии: Пещера Духов (6-е тыс.), Нон-Нок-Тха (5-е тыс.) на территории Таиланда, Лаанг-Спеане (5-е тыс.) – Камбоджи, Падах-Лине (5-е тыс.) – Бирмы.
С Вост. Средиземноморьем связано становление ряда раннеземледельческих культур юга Европы – до Ср. Поднепровья, Подунавья, Зап. Средиземноморья – с характерными для них формами К. (глиняная пластика, расписная посуда). К локальным традициям относится, напр., распространение сосудов с шершавой поверхностью из-за дополнит. покрытия жидкой глиной – т. н. барбатин (см. Кёрёш). К древнейшим культурам с К. в Зап. Европе относятся Кампиньи и др.
В степной и лесостепной зонах Евразии процесс «неолитизации», начавшийся в 6–5-м тыс. до н. э., маркируется появлением керамич. посуды. С 5–4-го тыс. К. постепенно распространилась в лесной зоне, у культур, не знавших производящего хозяйства. Древнейшие сосуды были открытыми, непрофилированными, остро- и округлодонными, с орнаментом из врезных линий, ямок, штампов. По сформировавшимся характерным особенностям орнамента и форм К. различают мн. культурные общности Европы и Сев. Азии неолита и более поздних эпох (ямочно-гребенчатой керамики культурно-историческая общность, гребенчато-ямочной керамики культура, гребенчатого геометризма культуры, линейно-ленточной керамики культура, шнуровой керамики культурно-историческая общность, колоколовидных кубков культура и др.).
Богатейшая расписная К. (сосуды, статуэтки, рельефы) характерна для эгейского искусства. В Вост. Средиземноморье сложились и, под влиянием культур Древней Греции, этрусков и др., широко распространились специализир. типы сосудов (амфора, арибалл, гидрия, киаф, килик, лекиф, скифос и т. д.; см. в ст. Сосуды художественные), в т. ч. украшенных чёрно- и краснолаковой росписью на мифологич. и бытовые темы (см. Вазопись). Особая технологич. группа представлена сосудами, выполненными при помощи штамповки в спец. формах (мегарские чаши и др.). Широкую известность получили совершенные по пластике терракотовые статуэтки (в Танагре и др.); худож. выразительность была присуща терракотовым лепным и расписным архит. деталям (карнизы, акротерии и др.). Для К. этрусков характерны погребальные урны-канопы со скульптурными изображениями умерших, сосуды буккеро и др. В Древнем Риме, синтезировавшем керамич. традиции всего Средиземноморья, была распространена т. н. terra sigillata – посуда с гладкой или рельефной поверхностью ярко-оранжевого цвета с твёрдой облицовкой, цветная поливная К., украшенная рельефом К., развивалось произ-во кирпича, служившего для сооружения сложных, в т. ч. сводчатых, строит. конструкций. Традициям рим. К. следовало керамич. произ-во Византии. В строительстве широко применялись обожжённый кирпич – плинфа, керамич. поливные архит. детали. В визант. иск-ве появились также керамич. иконы. Мн. виды рим. и визант. К. оказали влияние на культуры ряда регионов Европы (в т. ч. Древней Руси) и Азии.
В средневековых Ср. Азии, Иране, Азербайджане, Турции, араб. странах развилась архит. К.: узорная кирпичная кладка, резная терракота, майоликовая полихромная плиточная и мозаичная облицовка зданий. К лучшим образцам таких видов архит. отделки относится декор зданий Самарканда, Бухары 14–15 вв. Здесь же создавалась керамич. утварь. Особенно выделялись сосуды с росписью люстром – фаянс иранского г. Рей (13 в.), испано-мавританская майолика 13–15 вв. (знамениты «альгамбрские» вазы 14 в. и изделия фабрик Валенсии 15 в.), также изразцы в Испании и Португалии (асулехос, азулежуш). Уникален храм «Тысячи Будд» Махабуддха (14 в.) в Патане (Непал): его фасады облицованы терракотой с резными изображениями Будды, растит. орнаментом и др. изображениями.
В Китае с 4–5 вв. н. э. изготовлялись фаянсовые изделия, а в 6–7 вв. в результате длительного совершенствования технологии возник фарфор. Кит. К. (посуда, вазы, скульптура, монументальные облицовки, архит. детали, глазуров. черепица) благодаря технич. и худож. совершенству, беспримерному богатству форм и декора оказала огромное влияние на мировое керамич. произ-во. Под влиянием Китая и Кореи развивалась К. в Японии: в 4–6 вв. распространилась погребальная, полая внутри глиняная скульптура («ханива»), с 13 в. появились вазы, чаши с высококачественными глазуров. покрытиями, со 2-й пол. 14 в. с развитием чайной церемонии – сосуды из пористой тяжёлой керамич. массы, с кон. 16 в. изготовлялись изделия из фарфора. В Китае и Корее во время правления династии Сун (960–1279) распространяется т. н. селадон – посуда, покрытая полупрозрачной глазурью нежных светло-зелёных оттенков.
В Зап. Европе керамич. произ-во стало вновь интенсивно развиваться с эпохи Возрождения. Под некоторым влиянием испано-мавританской К. в Италии в кон. 14–17 вв. развивалось иск-во майолики, в которой сюжетная роспись впервые в Европе после античности стала господствующим видом декорирования изделий, а керамич. скульптура приобрела монументальный характер (в городах Фаэнца, Дерута, Губбио, Урбино; скульптура семьи делла Роббиа). Итал. майолика оказала заметное влияние на мастеров Германии 15 в. (в Нюрнберге и др. городах), где, однако, уже с 14 в. стали изготовлять сосуды из каменной массы, изразцы, а также на майолику Франции 16–18 вв. (в городах Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с произ-вом фаянса. Широкую известность получили франц. тончайшие фаянсовые сосуды из г. Сен-Поршер, а также т. н. сельские глины – покрытые цветными поливами декоративные блюда, изготовленные в мастерской Б. Палисси. В Голландии в кон. 16–18 вв. создавались фаянсовые расписные изразцы (в городах Роттердам, Гауда), знаменитая посуда – делфтский фаянс, испытавший влияние дальневосточной керамики.
На Руси в бытовой К. с 16 в. распространилось «чернение» (достигалось ограничением доступа кислорода на последней стадии обжига) и лощение. С 15 в. в архитектурном декоре использовали керамич. плиты и изразцы – терракотовые и глазурованные (зелёные, жёлтые, коричневые – «муравленые», позднее – полихромные – «ценинные»). В 17 в. известны работавшие в Москве белорус. мастера П. И. Заборский, С. И. Полубес и др. Произ-во изразцов было налажено также в Ярославле и др. городах. С 18 в. рельефные изразцы были вытеснены гладкими с сюжетной росписью. В 18 в. стала выпускаться майоликовая посуда с росписью по сырой эмали (фабрика А. К. Гребенщикова в Москве, основана в 1724).
Переворот в истории европ. К. произошёл после изобретения фарфора И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) в Германии в нач. 18 в. В 18–19 вв. начали функционировать крупные фарфоровые заводы в Майсене (см. Майсенский фарфор), мануфактуры в Вене, Севре (см. Севрский фарфор) и др. В 18 в. фарфор как худож. материал почти повсеместно обретает ведущую роль среди др. видов К. В нём с наибольшей полнотой проявились эстетич. принципы рококо и классицизма. Наряду с расписной позолоченной мелкой пластикой создавалась скульптура из неглазуров. белого фарфора – бисквита. Особое место принадлежит англ. мануфактурам 18 в., прочно введшим в практику производство фаянса (керамич. завод Дж. Уэджвуда).
В России произ-во фарфора было налажено в кон. 1740-х гг. Д. И. Виноградовым на первой в России «порцелиновой мануфактуре» (с 1765 Императорский фарфоровый завод; ныне Ломоносовский фарфоровый завод); в 1766 в Вербилках под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне Дмитровский фарфоровый завод). Фарфоровые посуда, жанровые статуэтки 18 – 1-й пол. 19 вв. отличаются высоким худож. качеством, ярким нац. колоритом. В 1830–40-е гг. осн. районом фарфоро-фаянсового произ-ва было с. Гжель (см. Гжельская керамика); в кон. 19 – нач. 20 вв. самыми крупными стали фарфоро-фаянсовые заводы М. С. Кузнецова (см. Дулёвский фарфоровый завод). Наряду с заводским произ-вом сохранялись гончарное ремесло и нар. худож. промыслы (дымковская игрушка, скопинская керамика и др.).
Со 2-й пол. 19 в. бурно развивалась керамич. пром-сть, однако высокий технологич. уровень изделий не соответствовал их худож. качеству. Некоторому оживлению худож. поисков керамистов способствовал развившийся на рубеже 19–20 вв. стиль модерн: на фарфоровом заводе в Копенгагене (Дания) создавались изделия, отмеченные текучей слитностью форм, утончённостью блёклых подглазурных росписей; в России стремление обыграть живописную текучесть материала характерно для керамич. мастерской Абрамцевского художественного кружка (декоративная майолика М. А. Врубеля и др.). Нац.-романтич. тенденция проявилась в интересе к народным, вылепленным от руки керамич. изделиям. В отделке зданий широко использовались белый и цветной глазуров. кирпич, майоликовые панно, изразцовые фризы.
В первые десятилетия 20 в., с распространением функционализма, в иск-ве К. стран Европы и США начались поиски простых, подчас абсолютно «очищенных» от к.-л. декора (разработки Баухауза) целесообразных форм, рассчитанных на пром. произ-во. Для иск-ва ар деко характерны функциональные вещи из высокотемпературной каменной массы, простые по форме, без богатого орнамента, навеянные строгой, лишённой украшений япон. нар. керамикой, – сосуды (вазы, кувшины), также блюда, панно с выявлением фактуры или глазурованные цветными глазурями высокого огня (красно-кровавыми, синими), с тиснением или рельефным крупным орнаментом с изобразит. стилизов. мотивами (франц. керамисты Э. Лашеналь, П. Бонифас, Э. Ленобль, Г. Симен, А. Мате, Р. Буто и др.).
С 1950-х гг. в пром. К. развивается стремление к рациональной простоте, выявлению функционального назначения предмета, структурных и фактурных качеств материала. Для декоративной К. характерны разнообразие техник (новые виды эмали, глазури), стилевых тенденций (от авангардистских поисков до прямого обращения к нац. худож. традиции), неожиданные контрастные сопоставления с др. материалами (в т. ч. с металлом); с 1960-х гг. отмечается тенденция отхода от строгой функциональности и стремление приблизиться к станковым формам. В росписи декоративных блюд и сосудов, а также в создании монументальных панно, украшающих обществ. здания, принимают участие крупнейшие художники и архитекторы (П. Пикассо, Ф. Леже, А. Фужерон, А. Гауди и др.). В строит. К. возрастает разнообразие видов облицовочных плиток (плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различных форм и размеров); для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты.
В России резкий перелом в развитии К. наступил после 1917. Начиная с т. н. агитац. фарфора и с опытов ряда сов. керамистов 1920-х – нач. 1930-х гг. на предприятиях фарфоро-фаянсовой пром-сти (Фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, Дулёвский и Дмитровский фарфоровые заводы, Конаковский фаянсовый завод) стремились улучшить худож. качества К. Возрождались керамич. нар. промыслы России (Гжели, Скопина, Кирова и др.), Украины (Опошни, Косова), а также республик Ср. Азии (Узбекистана, Таджикистана) и др. Эти процессы, прерванные Вел. Отеч. войной, возобновились с кон. 1940–50-х гг. С сер. 1960-х гг. начался новый этап развития отеч. К., выразившийся в целесообразном построении формы и функциональности («совр. стиль» «грубой керамики» В. М. Ольшевского, Н. С. Селезнёва, В. И. Маркова, Д. Н. Шушканова и Л. Н. Шушкановой и др.).
В кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. появляется стремление к свободной декоративности, цветовой и пластич. выразительности; разрабатываются новые технологич. приёмы. Наряду с повышением худож. уровня массовой К. усиливается интерес к уникальной декоративной К., тяготеющей к внушительности форм, к пластич. и цветовой разнородности фактуры, усиливающей ощущение грубой первородности материала (излюбленным материалом становится каменная масса, шамот). В 1970–80-е гг. создаются предметы, отличающиеся богато развитой пластикой, строгостью и усложнённостью колористич. гаммы, тональными перетеканиями цвета; сложная объёмная структура изделий нередко уподобляет их скульптуре, способствует пространственной активности. Развитие получила декоративная архит. и садово-парковая К. (панно, рельефы; облицовка фасадов зданий, станций метрополитена, плавательных бассейнов; напольные вазы, кашпо). У истоков рос. декоративной К. последней трети 20 в. стояли скульпторы И. С. Ефимов, И. Г. Фрих-Хар, А. Г. Сотников и В. С. Васильковский. К. в 1970–90-е гг. уходит от сугубой утилитарности и определяется как самоценный вид творчества. В ней соединяются формотворческое и изобразит. начала (понятия «керамопластика», «кераможивопись»). Выделяются две «школы» К.: московская (живописное и скульптурное направления – Е. С. Лукинова, Р. У. Ачильдиева, Р. М. Цузмер, Д. В. Мухина, М. Я. Макарова, Л. А. Сошинская, В. А. Малолетков, В. П. Сидоров и др.) и ленинградская (архит.-тектонич. направление – В. Н. Цыганков, М. А. Копылков, В. Н. Гориславцев, А. Е. Задорин, В. А. Цивин, Л. С. Солодков и др.); в 1990-е гг. возрождается керамич. икона (Г. В. Куприянов).