ИМПЕРА́ТОРСКИЙ ФАРФО́РОВЫЙ ЗАВО́Д
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИМПЕРА́ТОРСКИЙ ФАРФО́РОВЫЙ ЗАВО́Д в С.-Петербурге, первый в России и один из старейших в Европе фарфоровых заводов. Основан в 1744; с 1744 Невская порцелиновая мануфактура, в 1765–1917 И. ф. з.; в 1918–36 государственный, в 1925–92 им. М. В. Ломоносова; в 1936–92 Ленингр. фарфоровый завод, с 1992 ЗАО «Ломоносовский фарфоровый завод». После открытия Д. И. Виноградовым состава твёрдого фарфора к 1756 на заводе было налажено произ-во мелких изделий: табакерок (миниатюры А. Чёрного), чашек, шахматных фигурок и сервизов («Собственный» чайный и столовый сервизы имп. Елизаветы Петровны). Елизаветинский фарфор, при общей ориентации на майсенский фарфор, обладал менее изощрённой пластикой (фигурки китайцев и негров и др.). В 1780–1790-е гг. И. ф. з. переживал эпоху наивысшего худож. расцвета. Модельную мастерскую возглавлял франц. скульптор Ж. Д. Рашетт, под руководством которого стали создаваться модели ваз в духе классицизма, ансамбли парадных сервизов и скульптуры: сервизы «Арабесковый» с настольными скульптурными украшениями, «Яхтинский», «Кабинетский», «Юсуповский с видами Италии», серия фигур «Народы России» и др. В годы правления Александра I в стиле ампир создаётся один из самых совершенных и знаменитых парадных сервизов – «Гурьевский сервиз» (1809–16), выпускаются изделия по моделям Ф. П. Толстого (барельефы, посвящённые Отеч. войне 1812), серии тарелок с изображением солдат и офицеров рус. армии. Сервизы и вазы этого времени, выполненные франц. художниками А. А. Адамом, Д. И. Моро, Ж. Ф. Свебахом, а также рус. мастерами В. Ф. Мещеряковым, С. А. Головым и др., отличались идеальной соразмерностью форм и виртуозностью орнаментального и живописного декора. К работе привлекались известные рус. художники С. С. Пименов, А. Н. Воронихин и др.
В эпоху правления Николая I в качестве ведущего стиля утверждается историзм (сервизы «Этрусский», «Коронационный», «Готический» и по мотивам Лоджий Рафаэля в Ватикане, сервиз «Кремлёвский», выполненный в рус. стиле по проекту Ф. Г. Солнцева, и др.). В эпохи Александра II и Александра III дворцовые вазы декорируются золотом, цветочной, пейзажной, батальной и историч. живописью (на фарфоре воспроизводились полотна старых мастеров из коллекции Эрмитажа), сервизы и чашки – портретами коронованных особ или известных деятелей, тонко исполненной миниатюрой. Помимо посуды, из фарфора делались камины, мебель, футляры для напольных часов, торшеры, иконостасы, пышные букеты цветов (П. У. Иванов, «Букет цветов», 1840-е гг., бисквит, стекло, бронза). Под влиянием копенгагенского фарфора в 1892–94 подглазурными красками и глазурями на заводе были расписаны серии ваз (художники Г. Д. Зимин, К. Н. Красовский, Э. Кордес, А. Зонне, М. Рафаэль и др.). В годы царствования Николая II завод достиг образцового в технич. отношении состояния. В фарфоре модерна выражались тенденции неорусского стиля (росписи декоративных тарелок, пасхальных яиц). Привлекались известные художники и скульпторы: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Вал. А. Серов, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере и др.
В 1918–23 ведущее направление – произ-во т. н. агитационного фарфора, в оформлении которого использовались сов. лозунги, эмблематика и геральдика: в серии тарелок и блюд С. В. Чехонина (худ. рук.), М. М. Адамовича, Р. Ф. Вильде, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др., в скульптуре Н. Я. Данько (шахматы «Красные и белые», «Матрос со знаменем», 1922–23) и В. В. Кузнецова отразился революц. пафос эпохи. В 1931 была создана худож. лаборатория, куда вошли А. В. Воробьевский, И. И. Ризнич, М. Н. Мох, Т. Н. Беспалова-Михалёва, Л. В. Протопопова, А. М. Ефимова и др. В изделиях кон. 1920–30-х гг. нашла отражение производств. тематика; в сер. 1950-х гг. создавались сервизы и вазы лаконичных, гармоничных форм, украшенные тонкой, изящной подглазурной и надглазурной росписью (В. Л. Семёнов, С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич). В 1960–80-е гг. производились большие декоративные скульптурные композиции (В. М. Городецкий и И. С. Олевская), тонкостенные чашечки и парадные ансамбли из костяного фарфора (Н. Б. Гусева и Н. П. Славина), расписные фарфоровые панно и сервизы (А. В. Ларионов, Т. В. Афанасьева и др.). Музей завода – филиал Гос. Эрмитажа.