СО́МОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СО́МОВ Константин Андреевич [18(30).11.1869, С.-Петербург – 6.5.1939, Париж], рос. живописец и график, акад. петерб. АХ (1913). Сын А. И. Сомова. Учился в петерб. АХ (1888–97) у П. П. Чистякова, В. П. Верещагина, Б. П. Виллевальде, И. Е. Репина (с 1894); в 1897–98 посещал академию Ф. Коларосси в Париже. В юности познакомился с А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувелем и Д. В. Философовым, позднее – с Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере и С. П. Дягилевым; стал одним из основателей объединения «Мир искусства» и одноим. журнала. Экспонент мн. выставок, в т. ч. СРХ (1903–10), венского (1901, 1904, 1905) и берлинского (1902, 1906, 1909) Сецессионов. Испытав влияние графиков европ. модерна (О. Бёрдсли, Т. Т. Хейне и др.), также «галантного жанра» франц. рококо, С. во многом определил формирование «мирискуснического» ретроспективизма, проникнутого рефлексией и иронией, основанного на стилизации и гротеске. В камерных произведениях на темы из дворянского быта 18 – нач. 19 вв., по мотивам комедии дель’арте, на эротич. сюжеты («Прогулка после дождя», акварель, карандаш, 1896, ГРМ; «Эхо прошедшего времени», акварель, гуашь, 1903, ГТГ; «Осмеянный поцелуй», 1908, ГРМ; «Арлекин и дама», акварель, гуашь, 1912, ГТГ, и др.) С. создавал особый вымышленный мир, населённый кукольно-стаффажными персонажами, ирреальность которых нередко оттеняется пейзажным окружением либо необычными эффектами освещения (радуга, фейерверк). Некоторые из его «чистых пейзажей», исполненные в окрестностях С.-Петербурга и в Версале, близки своим тонким лиризмом работам В. А. Серова.
В портретных работах С. [А. И. Сомов (1897), А. П. Остроумова-Лебедева (1901, оба в ГРМ), А. А. Блок (карандаш, гуашь, 1907; см. илл. к статье о нём), Е. Е. Лансере (карандаш, белила, 1907), М. А. Кузмин (акварель, гуашь, 1909; см. илл. к статье о нём), М. В. Добужинский (карандаш, сангина, 1910; все – в ГТГ), С. В. Рахманинов (1925, ГРМ; см. илл. к статье о нём) и др.] точность характеристики модели иногда сочетается с типичной для модерна идеей портрета-маски [«Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой, 1897–1900, ГТГ)]. Живописи С. присущи тяготение к акцентировке цветовых тонов, линеарность и плоскостность, декоративно-орнаментальное решение композиции, а его графике – рафинированная отточенность манеры [работы для журналов «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Золотое руно», «Jugend»; илл. к поэме «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1899), «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя (1901), «Книге маркизы» Ф. Блей (изд. в 1908, полный вариант – 1918); обложки для разл. изданий, экслибрисы]. Автор нескольких моделей фарфоровых статуэток («Дама, снимающая маску», 1906, и др.), эскиза занавеса для Свободного театра в Москве (1913). Преподавал в Петрограде – в худож. школе Е. Н. Званцевой (1915–18), СХУМ (1918, проф.). В дек. 1923 С. выехал в Нью-Йорк для организации Выставки рус. иск-ва; с мая 1925 жил во Франции (в Париже и в Нормандии). Продолжал работать в излюбленных им жанрах станковой живописи и графики, иллюстрировал романы «Манон Леско» А. Ф. Прево (1926), «Дафнис и Хлоя» Лонга (1930).