Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СО́МОВ

К. А. Сомов. «Спящая молодая женщина». 1909. Третьяковская галерея (Москва).

СО́МОВ Кон­стан­тин Ан­д­рее­вич [18(30).11.1869, С.-Пе­тер­бург – 6.5.1939, Па­риж], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик, акад. пе­терб. АХ (1913). Сын А. И. Со­мо­ва. Учил­ся в пе­терб. АХ (1888–97) у П. П. Чис­тя­ко­ва, В. П. Ве­ре­ща­ги­на, Б. П. Вил­ле­валь­де, И. Е. Ре­пи­на (с 1894); в 1897–98 по­се­щал ака­де­мию Ф. Ко­ла­рос­си в Па­ри­же. В юно­сти по­зна­ко­мил­ся с А. Н. Бе­нуа, В. Ф. Ну­ве­лем и Д. В. Фи­ло­со­фо­вым, позд­нее – с Л. С. Бак­стом, Е. Е. Лан­се­ре и С. П. Дя­ги­ле­вым; стал од­ним из ос­но­ва­те­лей объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» и од­но­им. жур­на­ла. Экс­по­нент мн. вы­ста­вок, в т. ч. СРХ (1903–10), вен­ско­го (1901, 1904, 1905) и бер­лин­ско­го (1902, 1906, 1909) Се­цес­сио­нов. Ис­пы­тав влия­ние гра­фи­ков ев­роп. мо­дер­на (О. Бёр­дс­ли, Т. Т. Хей­не и др.), так­же «га­лант­но­го жан­ра» франц. ро­ко­ко, С. во мно­гом оп­ре­де­лил фор­ми­ро­ва­ние «ми­ри­скус­ни­че­ско­го» рет­ро­спек­ти­виз­ма, про­ник­ну­то­го реф­лек­си­ей и иро­ни­ей, ос­но­ван­но­го на сти­ли­за­ции и гро­те­ске. В ка­мер­ных про­из­ве­де­ни­ях на те­мы из дво­рян­ско­го бы­та 18 – нач. 19 вв., по мо­ти­вам ко­ме­дии дель’арте, на эро­тич. сю­же­ты («Про­гул­ка по­сле до­ж­дя», ак­ва­рель, ка­ран­даш, 1896, ГРМ; «Эхо про­шед­ше­го вре­ме­ни», ак­ва­рель, гу­ашь, 1903, ГТГ; «Ос­ме­ян­ный по­це­луй», 1908, ГРМ; «Ар­ле­кин и да­ма», ак­ва­рель, гу­ашь, 1912, ГТГ, и др.) С. соз­да­вал осо­бый вы­мыш­лен­ный мир, на­се­лён­ный ку­коль­но-стаф­фаж­ны­ми пер­со­на­жа­ми, ир­ре­аль­ность ко­то­рых не­ред­ко от­те­ня­ет­ся пей­заж­ным ок­ру­же­ни­ем ли­бо не­обыч­ны­ми эф­фек­та­ми ос­ве­ще­ния (ра­ду­га, фей­ер­верк). Не­ко­то­рые из его «чис­тых пей­за­жей», ис­пол­нен­ные в ок­ре­ст­но­стях С.-Пе­тер­бур­га и в Вер­са­ле, близ­ки сво­им тон­ким ли­риз­мом ра­бо­там В. А. Се­ро­ва.

В порт­рет­ных ра­бо­тах С. [А. И. Со­мов (1897), А. П. Ост­ро­умо­ва-Ле­бе­де­ва (1901, оба в ГРМ), А. А. Блок (ка­ран­даш, гу­ашь, 1907; см. илл. к ста­тье о нём), Е. Е. Лан­се­ре (ка­ран­даш, бе­ли­ла, 1907), М. А. Куз­мин (ак­ва­рель, гу­ашь, 1909; см. илл. к ста­тье о нём), М. В. До­бу­жин­ский (ка­ран­даш, сан­ги­на, 1910; все – в ГТГ), С. В. Рах­ма­ни­нов (1925, ГРМ; см. илл. к ста­тье о нём) и др.] точ­ность ха­рак­те­ри­сти­ки мо­де­ли ино­гда со­че­та­ет­ся с ти­пич­ной для мо­дер­на иде­ей порт­ре­та-мас­ки [«Да­ма в го­лу­бом» (порт­рет Е. М. Мар­ты­но­вой, 1897–1900, ГТГ)]. Жи­во­пи­си С. при­су­щи тя­го­те­ние к ак­цен­ти­ров­ке цве­то­вых то­нов, ли­не­ар­ность и пло­ско­ст­ность, де­ко­ра­тив­но-ор­на­мен­таль­ное ре­ше­ние ком­по­зи­ции, а его гра­фи­ке – рафи­ни­ро­ван­ная от­то­чен­ность ма­не­ры [ра­бо­ты для жур­на­лов «Мир ис­кус­ст­ва», «Ху­до­же­ст­вен­ные со­кро­ви­ща Рос­сии», «Зо­ло­тое ру­но», «Jugend»; илл. к по­эме «Граф Ну­лин» А. С. Пуш­ки­на (1899), «Пе­тер­бург­ским по­вес­тям» Н. В. Го­го­ля (1901), «Кни­ге мар­ки­зы» Ф. Блей (изд. в 1908, пол­ный ва­ри­ант – 1918); об­лож­ки для разл. из­да­ний, экс­либ­ри­сы]. Ав­тор не­сколь­ких мо­де­лей фар­форо­вых ста­ту­эток («Да­ма, сни­маю­щая мас­ку», 1906, и др.), эс­ки­за за­на­ве­са для Сво­бод­но­го те­ат­ра в Мо­ск­ве (1913). Пре­по­да­вал в Пет­ро­гра­де – в ху­дож. шко­ле Е. Н. Зван­це­вой (1915–18), СХУМ (1918, проф.). В дек. 1923 С. вы­ехал в Нью-Йорк для ор­га­ни­за­ции Вы­став­ки рус. иск-ва; с мая 1925 жил во Фран­ции (в Па­ри­же и в Нор­ман­дии). Про­дол­жал ра­бо­тать в из­люб­лен­ных им жан­рах стан­ко­вой жи­во­пи­си и гра­фи­ки, ил­лю­ст­ри­ро­вал ро­ма­ны «Ма­нон Лес­ко» А. Ф. Пре­во (1926), «Даф­нис и Хлоя» Лон­га (1930).

Соч.: Пись­ма. Днев­ни­ки. Су­ж­де­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1979.

Лит.: Эрнст С. Р. К. А. Со­мов. СПб., 1918; К. А. Со­мов. Кат. вы­став­ки. Л., 1971; Пру­жан И. Н. К. Со­мов. М., 1972; К. А. Со­мов: Аль­бом / Сост. и вступ. ст. А. П. Гу­са­ро­вой. М., 1973; Жу­рав­ле­ва Е. В. К. А. Со­мов. М., 1980; За­вья­ло­ва А. Е. А. Бе­нуа и К. Со­мов. Ху­дож­ни­ки сре­ди книг. М., 2012. См. так­же лит. при ст. «Мир ис­кус­ст­ва».

Вернуться к началу