МАЙО́ЛИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЙО́ЛИКА [итал. maiolica, от Majolica – старого назв. о. Мальорка (Майорка)], изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком (керамич. основы), покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, яркий блеск и контрастные сочетания цветов. Термин возник в Европе ок. 15 в. для обозначения покрытых глазурью и расписанных люстром испано-мавританских керамич. изделий, ввозимых в Италию через о. Мальорка, а также собственно итал. изделий.
В состав М. входят легкоплавкие глины (пластичные материалы) с добавлением песка или шамота (отощающие материалы, способствующие уменьшению усадки при сушке и обжиге). После измельчения и смешивания исходных компонентов изделия формуют разл. способами: керамич. плитки – прессованием полусухих порошков влажностью 6–8%; полую и плоскую посуду – раскаткой на формовочных станках пластич. масс влажностью 20–23%; посуду и сувениры – литьём в пористые гипсовые формы из шликеров влажностью 29–33%. После сушки изделия обжигают при темп-ре 900–1100 °C обычно 2 раза с применением т. н. утельного обжига и, после нанесения слоя глазури, – политого обжига; при использовании надглазурных керамических красок применяют третий, декорирующий обжиг при темп-ре 750–850 °C. М., в которой используются огнеупорные беложгущиеся глины, каолины, песок и плавни (полевошпатные материалы), близка по свойствам и технологии к фаянсу, однако отличается большей пористостью и меньшей темп-рой политого обжига (до 1050 °C). В структуре М. преобладают зёрна кристаллич. фаз при небольшом содержании (до 10%) стеклофазы и относительно крупные поры. Водопоглощение М. обычно составляет 10–20%; предел прочности при изгибе до 20 МПа.
Гл. особенность М. – её глазурованная поверхность, закрывающая поры, и высокая степень декоративности. Легкоплавкие, яркоокрашенные майоликовые глазури (старое назв. «поливы») почти полностью перекрывают серые или терракотовые тона черепка. Большинство майоликовых глазурей содержит свинец, придающий им высокий блеск и яркость, но снижающий химич. и абразивную стойкость покрытия; применяются также бессвинцовые глазури (борно-стронциевые, селенокадмиевые, оловянные и др.). Майоликовые глазури наносят на изделия поливом, распылением, путём окунания в них изделий. Для М. используются практически все известные техники декорирования: скульптурные методы (рельеф, гравировка и др.), роспись, печать и аэрография подглазурными и надглазурными керамич. красками, люстрами и др. Часто майоликовые изделия расписываются вручную ангобами и цветными глазурями. В худож. практике М. также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
Исторический очерк
М. имела широкое распространение в иск-ве Древнего Востока (Египет, Вавилония, Персия). В средние века М. часто использовалась в мусульм. странах для создания полихромной облицовки. В 13–15 вв. в Европе были знамениты изготовляемые мусульм. ремесленниками произведения испано-мавританской М. с пурпурно-зелёным, кобальтовым и люстровым декором («альгамбрские» вазы 14 в., изделия фабрик Валенсии 15 в.). После завоевания Америки произ-во М. стало осваиваться в исп. колониях (ок. 1540).
Под влиянием испано-мавританских изделий в 15 в. зародилось иск-во собственно итальянской М., в которой использовались глазури на основе оксида олова. Произ-во М. (аптекарские сосуды, посуда, скульптура, плитки для облицовки полов и потолков) началось во Флоренции, откуда затем распространилось по всей Италии. Сосуды украшались как геральдич. мотивами, так и заимствованными из мусульм. и греко-рим. иск-ва орнаментальными мотивами (пальметты, фантастич. животные, гротески). Крупным центром произ-ва М. была Фаэнца (облицовка пола в капелле Вазелли в ц. Сан-Петронио в Болонье, выполненная мастером Пьетро Андреа из Фаэнцы в 1487). Во Флоренции Л. делла Роббиа применил технику М. к скульптуре, создав новое направление ренессансной пластики.
К 16 в., который стал «золотым веком» итал. М., техника располагала широким спектром цветов – пурпурно-коричневым (получаемым добавлением соединений марганца), зелёным (меди), синим (кобальта), жёлтым (сурьмы), оранжевым (железа), а также люстром. В это время изделия стали покрывать вторым прозрачным слоем глазури, который придавал блеск поверхности и создавал больше возможностей для росписей. Распространились фигуративные росписи на мифологич. и историч. сюжеты, источниками для которых (через посредство гравюры) служили произведения живописи и скульптуры. На изделиях появляются портреты, надписи и девизы. М. из Фаэнцы (в частности, семейства Пиротти) являлась образцом для многочисл. мастерских Сиены, Губбио, Падуи, Венеции, Кафаджоло и др. Люстровая М. изготовлялась в Деруте и Губбио.
В 18 в. произ-во М. пришло в упадок, не выдержав конкуренции с фарфором. Возрождение иск-ва М. произошло в кон. 19–20 вв.; к технике М. обращались мн. художники-керамисты (Ф. Леже, П. Пикассо и др.).
В Древней Руси майоликовые изразцы известны с 11 в.; в России М. достигла расцвета в 15–17 вв., в т. ч. в архит. декоре Ярославля и Москвы (оконные наличники, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 в. майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику выпускал завод Гребенщикова в Москве и мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). Второе рождение М. пережила в иск-ве модерна (работы М. А. Врубеля, В. М. Васнецова, А. Я. Головина, С. В. Малютина и др.).