ГЖЕ́ЛЬСКАЯ КЕРА́МИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЖЕ́ЛЬСКАЯ КЕРА́МИКА, рус. худож. промысел, сложившийся в Подмосковье (в с. Гжель и его окрестностях) в 18 в. В период расцвета (1770–80-е гг.) на нескольких заводах производилась майолика с многоцветной росписью по белой эмали: супницы, кружки, тарелки, блюда, кувшины и др. Г. к. славилась фигурными квасниками, кумганами, чайниками, крынками. С нач. 19 в. гжельские заводы перешли на изделия из фарфора, фаянса и полуфаянса; особый успех промыслу принёс полуфаянс (изделия завода Тереховых и Киселёва, т. н. бронзовый товар с золотистой люстровой орнаментальной росписью). В 1830–40-х гг. на фарфоровых заводах Гжели (в этот период существовало ок. 50 заводов и 40 живописных мастерских) создавались самобытные произведения, отличающиеся контрастностью цвета, яркой лубочной трактовкой изобразит. мотивов в росписи и малой пластике. Синяя декоративная роспись, украшавшая полуфаянсовые предметы, послужила прототипом для подглазурной живописи на фарфоре 20 в. В нач. 20 в. промысел пришёл в упадок, его возрождение началось в 1944, когда к научно-эксперим. работе приступили специалист по рус. керамике А. Б. Салтыков и художница Н. И. Бессарабова. Ими была восстановлена свободная кистевая роспись, обновлены традиц. формы, найдены новые возможности иск-ва фарфора. В 1972 на базе слившихся мелких заводов возникло производств. объединение «Гжель» (позднее преобразовано в ЗАО «Объединение Гжель») – 6 самостоят. предприятий, выпускающих фарфор, майолику и изразцы в нар. традициях (художники Л. П. Азарова, Т. С. Дунашова и др.).