ГРОТЕ́СКИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРОТЕ́СКИ, гроттески (итал. grotteschi, от grotta – грот, пещера), вид орнамента, связывающий в единую, преим. симметричную, вертикальную композицию разл. декоративные мотивы (флоральные, зооморфные и антропоморфные, маски, гирлянды, вазы, канделябры, архит. элементы и др.). Термин возник в кон. 15 в., когда при раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (1 в.), а также др. дворцов, вилл и гробниц Рима и Неаполя были найдены лепные орнаменты, заполнявшие поверхности стен между фигуративными сценами. Названные Г., эти орнаменты привлекли к себе внимание художников и получили широкое распространение в иск-ве итал. Возрождения: ими украшали архит. элементы (пилястры, откосы окон и порталов) и ювелирные произведения, использовали во фресковой живописи (Д. Гирландайо, П. Перуджино, Л. Синьорелли, Б. Пинтуриккьо). У Рафаэля Г. оформились в законченную декоративную систему (Лоджии Рафаэля, 1517–19, стуфетта и лоджетта кардинала Бибиена, 1516; все – в Ватикане). Во 2-й пол. 16 в. Г. распространились в Сев. Европе, во многом благодаря сборникам рисунков (Жак I Андруэ Дюсерсо и др.). Созвучные своим свободным и причудливым характером искусству маньеризма, Г. превратились в нём в самостоят. жанр (особенно в гравюре – Д. Хопфер, П. Флётнер, К. Бос). Раскопки городов Помпеи и Геркуланум в сер. 18 в. вызвали новую волну интереса к Г. Их широко использовали в кон. 18 – нач. 19 вв. в декоре интерьеров Р. Адам, Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен и др.; Г. стали важной составляющей помпеянского стиля.