Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРОТЕ́СКИ

Гротески. Росписи лоджетты кардинала Бибиена в Ватикане. 1516. Мастерская Рафаэля (по его эскизам).

ГРОТЕ́СКИ, грот­те­ски (итал. grotteschi, от grotta – грот, пещера), вид ор­на­мен­та, свя­зы­ваю­щий в еди­ную, пре­им. сим­мет­рич­ную, вер­ти­каль­ную ком­по­зи­цию разл. де­ко­ра­тив­ные мо­ти­вы (фло­раль­ные, зоо­морф­ные и ан­тро­по­морф­ные, мас­ки, гир­лян­ды, ва­зы, кан­де­ляб­ры, ар­хит. эле­мен­ты и др.). Тер­мин воз­ник в кон. 15 в., ко­гда при рас­коп­ках под­зем­ных по­ме­ще­ний («гро­тов») «Зо­ло­то­го до­ма» Не­ро­на (1 в.), а так­же др. двор­цов, вилл и гроб­ниц Ри­ма и Не­апо­ля бы­ли най­де­ны леп­ные ор­на­мен­ты, за­пол­няв­шие по­верх­но­сти стен ме­ж­ду фи­гу­ра­тив­ны­ми сце­на­ми. На­зван­ные Г., эти ор­на­мен­ты при­влек­ли к се­бе вни­ма­ние ху­дож­ни­ков и по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в иск-ве итал. Воз­ро­ж­де­ния: ими ук­ра­ша­ли ар­хит. эле­мен­ты (пи­ля­ст­ры, от­ко­сы окон и пор­та­лов) и юве­лир­ные про­из­ве­де­ния, ис­поль­зо­ва­ли во фре­ско­вой жи­во­писи (Д. Гир­лан­дайо, П. Пе­руд­жи­но, Л. Синь­о­рел­ли, Б. Пин­ту­рик­кьо). У Ра­фа­эля Г. офор­ми­лись в за­кон­чен­ную деко­ра­тив­ную сис­те­му (Лод­жии Ра­фаэ­ля, 1517–19, сту­фет­та и лод­жет­та кар­ди­на­ла Би­бие­на, 1516; все – в Ва­ти­ка­не). Во 2-й пол. 16 в. Г. рас­про­стра­ни­лись в Сев. Ев­ро­пе, во мно­гом бла­го­да­ря сбор­ни­кам ри­сун­ков (Жак I Андруэ Дю­сер­со и др.). Со­звуч­ные сво­им сво­бод­ным и при­чуд­ли­вым ха­рак­те­ром ис­кус­ст­ву мань­е­риз­ма, Г. пре­вра­ти­лись в нём в са­мо­сто­ят. жанр (осо­бен­но в гра­вю­ре – Д. Хоп­фер, П. Флёт­нер, К. Бос). Рас­коп­ки го­ро­дов Пом­пеи и Гер­ку­ла­нум в сер. 18 в. вы­зва­ли но­вую вол­ну ин­те­ре­са к Г. Их ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли в кон. 18 – нач. 19 вв. в де­ко­ре ин­терь­е­ров Р. Адам, Ш. Пер­сье, П. Ф. Л. Фон­тен и др.; Г. ста­ли важ­ной со­став­ляю­щей пом­пе­ян­ско­го сти­ля.

Лит.: Piel F. Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance. B., 1962; Dacos N. La découverte de la Domus aurea et la formation des grotesques à la Renaissance. L., 1969; Chastel A. La Grotesque. P., 1988; Morel P. Les grotesques: les figures de l’imaginaire dans la peinture italienne de la fin de la Renaissance. P., 1997.

Вернуться к началу