ОРНА́МЕНТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРНА́МЕНТ (лат. ornamentum – украшение), визуально-пространственная структура из ритмически упорядоченных элементов, имеющая декоративную функцию и располагающаяся на поверхности элементов архитектуры, объектов декоративно-прикладного искусства. О. широко распространён также в книжной миниатюре, прикладной и книжной графике, плакате и др. Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или декоративных искусств (резьба художественная, роспись, ткачество, плетение, вышивка, вязание, аппликация по ткани, коже и меху, зернь и т. д.), О. немыслим вне поверхности, на которой находится и которую зрительно организует, вступая в сложные отношения с архитектоникой предмета.
По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, О. может быть ленточным (фриз), центрическим (розетки – О., вписанный в круг), окаймляющим (бордюры), геральдическим, сетчатым (заполняющим поверхность предмета сплошным узором) или представлять собой сложные комбинации этих видов. О. либо оперирует отвлечёнными (абстрактными) формами, либо стилизует (схематизирует) реальные мотивы. Преобразование разл. мотивов в О. достигается за счёт применения разных видов симметрии. По мотивам, используемым в О., его делят: на геометрический, для которого характерны структуры, восходящие к простым геометрич. фигурам (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии, разл. многоугольники, круг, овал и т. п.), либо более сложные структуры (т. н. криволинейный О., построенный на основе волнообразной линии, её сегментов и разл. их сочетаний – спираль, S- или 8-видная фигуры и др.; наиболее сложной его формой является плетёный О.); растительный (флоральный), стилизующий листья, цветы, стебли и пр. (лотос, папирус, акант, пальметта и т. д.); зооморфный (тератологический), стилизующий фигуры реальных или фантастич. животных (см. Звериный стиль). В качестве мотивов О. используются также человеческие фигуры, архит. фрагменты, оружие, наделённые определённой семантикой разл. знаки (напр., солярные символы) и эмблемы (гербы). Нередки сложные комбинации разных мотивов (тератология, гротески, арабеска и др.). Особый вид О. представляют стилизованные надписи (т. н. эпиграфический О.), особенно в архитектуре и иск-ве Востока и исламских стран (см. Каллиграфия, Вязь).
Возникновение О. относится к древнейшим эпохам истории; он известен с позднего палеолита, но вероятно его существование и в более раннюю эпоху. По одной из гипотез, источниками орнаментирования предметов были технологич. процессы древности (переплетение нитей в текстиле, отпечатки плетёнки из прутьев на глине), древние магич. символы солнца, воды, огня, даже извилистое течение реки (см. Меандр) и т. д. Предположительно О. изначально имел обрядовую, магич. функцию (сохранившуюся у первобытных народов в орнаментальной раскраске или татуировке человеческого тела). Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии О. имели эстетич. обществ. потребности: ритмич. правильность обобщённых мотивов была одним из способов худож. освоения мира, помогающим осмыслить его упорядоченность и стройность. В О., особенно в нар. творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтич. отношение к миру. Со временем древние орнаментальные мотивы утрачивали свою семантику, сохраняя декоративную и архитектонич. выразительность. О. непосредственно связан с нац. и историч. своеобразием искусства разных народов, стран, эпох, с разл. худож. стилями.