Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРНА́МЕНТ

ОРНА́МЕНТ (лат. ornamentum – ук­ра­ше­ние), ви­зу­аль­но-про­стран­ст­вен­ная струк­ту­ра из рит­ми­че­ски упо­ря­до­чен­ных эле­мен­тов, имею­щая де­ко­ра­тив­ную функ­цию и рас­по­ла­гаю­щая­ся на по­верх­но­сти эле­мен­тов ар­хи­тек­ту­ры, объ­ек­тов де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. О. ши­ро­ко рас­про­стра­нён так­же в книж­ной ми­ниа­тю­ре, при­клад­ной и книж­ной гра­фи­ке, пла­ка­те и др. Ис­пол­няе­мый сред­ст­ва­ми жи­во­пи­си, ри­сун­ка, скульп­ту­ры или де­ко­ра­тив­ных ис­кусств (резь­ба ху­до­же­ст­вен­ная, рос­пись, тка­че­ст­во, пле­те­ние, вы­шив­ка, вя­за­ние, ап­пли­ка­ция по тка­ни, ко­же и ме­ху, зернь и т. д.), О. не­мыс­лим вне по­верх­но­сти, на ко­то­рой на­хо­дит­ся и ко­то­рую зри­тель­но ор­га­ни­зу­ет, всту­пая в слож­ные от­но­ше­ния с ар­хи­тек­то­ни­кой пред­ме­та.

По ха­рак­те­ру ком­по­зи­ции, обу­слов­лен­ной фор­мой де­ко­ри­руе­мо­го пред­ме­та, О. мо­жет быть лен­точ­ным (фриз), цен­три­че­ским (ро­зет­ки – О., впи­сан­ный в круг), окайм­ляю­щим (бор­дю­ры), ге­раль­ди­че­ским, сет­ча­тым (за­пол­няю­щим по­верх­ность пред­ме­та сплош­ным узо­ром) или пред­став­лять со­бой слож­ные ком­би­на­ции этих ви­дов. О. ли­бо опе­ри­ру­ет от­вле­чён­ны­ми (аб­ст­рак­тны­ми) фор­ма­ми, ли­бо сти­ли­зу­ет (схе­ма­ти­зи­ру­ет) ре­аль­ные мо­ти­вы. Пре­об­ра­зо­ва­ние разл. мо­ти­вов в О. дос­ти­га­ет­ся за счёт при­ме­не­ния раз­ных ви­дов сим­мет­рии. По мо­ти­вам, ис­поль­зуе­мым в О., его де­лят: на гео­мет­ри­че­ский, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны струк­ту­ры, вос­хо­дя­щие к про­стым гео­мет­рич. фи­гу­рам (точ­ки, пря­мые, ло­ма­ные, зиг­за­го­об­раз­ные, сет­ча­то пе­ре­се­каю­щие­ся ли­нии, разл. мно­го­уголь­ни­ки, круг, овал и т. п.), ли­бо бо­лее слож­ные струк­ту­ры (т. н. кри­во­ли­ней­ный О., по­стро­ен­ный на ос­но­ве вол­но­об­раз­ной ли­нии, её сег­мен­тов и разл. их со­че­та­ний – спи­раль, S- или 8-вид­ная фи­гу­ры и др.; наи­бо­лее слож­ной его фор­мой яв­ля­ет­ся пле­тё­ный О.); рас­ти­тель­ный (фло­раль­ный), сти­ли­зую­щий ли­стья, цве­ты, стеб­ли и пр. (ло­тос, па­пи­рус, акант, паль­мет­та и т. д.); зоо­морф­ный (те­ра­то­ло­ги­че­ский), сти­ли­зую­щий фи­гу­ры ре­аль­ных или фан­та­стич. жи­вот­ных (см. Зве­ри­ный стиль). В ка­че­ст­ве мо­ти­вов О. ис­поль­зу­ют­ся так­же че­ло­ве­че­ские фи­гу­ры, ар­хит. фраг­мен­ты, ору­жие, на­де­лён­ные оп­ре­де­лён­ной се­ман­ти­кой разл. зна­ки (напр., со­ляр­ные сим­во­лы) и эмб­ле­мы (гер­бы). Не­ред­ки слож­ные ком­би­на­ции раз­ных мо­ти­вов (те­ра­то­ло­гия, гро­те­ски, ара­бе­ска и др.). Осо­бый вид О. пред­став­ля­ют сти­ли­зо­ван­ные над­пи­си (т. н. эпи­гра­фи­че­ский О.), осо­бен­но в ар­хи­тек­ту­ре и иск-ве Вос­то­ка и ис­лам­ских стран (см. Кал­ли­гра­фия, Вязь).

Воз­ник­но­ве­ние О. от­но­сит­ся к древ­ней­шим эпо­хам ис­то­рии; он из­вес­тен с позд­не­го па­лео­ли­та, но ве­ро­ят­но его су­ще­ст­во­ва­ние и в бо­лее ран­нюю эпо­ху. По од­ной из ги­по­тез, ис­точ­ни­ка­ми ор­на­мен­ти­ро­ва­ния пред­ме­тов бы­ли тех­но­ло­гич. про­цес­сы древ­но­сти (пе­ре­пле­те­ние ни­тей в тек­сти­ле, от­пе­чат­ки пле­тён­ки из пруть­ев на гли­не), древ­ние ма­гич. сим­во­лы солн­ца, во­ды, ог­ня, да­же из­ви­ли­стое те­че­ние ре­ки (см. Ме­андр) и т. д. Пред­по­ло­жи­тель­но О. из­на­чаль­но имел об­ря­до­вую, ма­гич. функ­цию (со­хра­нив­шую­ся у пер­во­быт­ных на­ро­дов в ор­на­мен­таль­ной рас­крас­ке или та­туи­ров­ке че­ло­ве­че­ско­го те­ла). Важ­ное зна­че­ние в ге­не­зи­се и даль­ней­шем раз­ви­тии О. име­ли эс­те­тич. об­ществ. по­треб­но­сти: рит­мич. пра­виль­ность обоб­щён­ных мо­ти­вов бы­ла од­ним из спо­со­бов ху­дож. ос­вое­ния ми­ра, по­мо­гаю­щим ос­мыс­лить его упо­ря­до­чен­ность и строй­ность. В О., осо­бен­но в нар. твор­че­ст­ве, где он име­ет са­мое ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, за­пе­чат­ле­лось фольк­лор­но-по­этич. от­но­ше­ние к ми­ру. Со вре­ме­нем древ­ние ор­на­мен­таль­ные мо­ти­вы ут­ра­чи­ва­ли свою се­ман­ти­ку, со­хра­няя де­ко­ра­тив­ную и ар­хи­тек­то­нич. вы­ра­зи­тель­ность. О. не­по­сред­ст­вен­но свя­зан с нац. и ис­то­рич. свое­об­ра­зи­ем ис­кус­ст­ва раз­ных на­ро­дов, стран, эпох, с разл. ху­дож. сти­ля­ми.

Лит.: Ло­ренц НФ. Ор­на­мент всех вре­мен и сти­лей. СПб., 1898–1899. Вып. 1–8. М., 2009; Riegl A. Stilfragen. 2. Aufl. B., 1923; Meyer P. Das Ornament in Kunstgeschichte. Z., 1944; Evans J. Style in ornament. Oxf., 1950; Bos­sert НTh. Arte ornamentale. Barcelona, 1957; Киль­чев­ская ЭВ. От изо­бра­зи­тель­но­сти к ор­на­мен­ту. М., 1968; Christie AH. Pattern design: an introduction to the study of formal ornament. N. Y., 1969; Со­ко­ло­ва ТМ. Ор­на­мент – по­черк эпо­хи. Л., 1972; Peesch R. Or­namentik der Volkskunst in Europa. Königstein, 1981; Gombrich EH. The sense of order: a study in the psychology of decorative art. Oxf., 1984; Lewis P., Darley G. Dictionary of ornament. L., 1986; Wilson E. 8000 years of ornament: an illustrated handbook of motifs. L., 1994; Шуб­ни­ков АВ., Коп­цик ВА. Сим­мет­рия в нау­ке и ис­кус­ст­ве. М., 2004; Ра­си­нэ О. Ор­на­мент всех вре­мен и сти­лей. М., 2007. Т. 1–2; Ор­на­мен­ты и узо­ры всех вре­мен, стран и на­ро­дов. М., 2010; Сте­па­но­ва А. П. Тео­рия ор­на­мен­та. Ро­стов н/Д., 2011.

Вернуться к началу