ВЯЗА́НИЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЯЗА́НИЕ, изготовление трикотажного полотна и изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли, которые переплетаются между собой. Изделие (одежду, чулки, шапки, перчатки и др.) вяжут либо целиком без швов, либо отд. деталями, которые затем сшивают. Пряжа для В. изготавливается из разл. материалов животного и растит. происхождения (шерсть, хлопок, лён), а также искусств. (вискоза) и синтетич. волокон.
Самая древняя техника В. – иглой с одним ушком нитью ограниченной длины; она позволяет создавать достаточно сложные (в т. ч. ажурные) переплетения, а также изменять количество петель при изготовлении объёмных изделий разл. формы. В этой технике выполнены шнуры, обнаруженные в Китае (3 в. до н. э.), древнейший фрагмент трикотажного полотна (3 в. н. э.), открытый при раскопках сирийского г. Дура-Европос, а также носки из коптских захоронений (4–6 вв. н. э.). Вязание иглой достигло высокого худож. совершенства и ювелирной тонкости в эпоху Средневековья; оно сохраняется в отд. районах Сев. Европы, гл. обр. в Скандинавии, странах Балтии и в России (Коми, Карелия).
Наиболее популярна техника В. на спицах, позволяющая создавать множество одноцветных и многоцветных переплетений разнообразной фактуры. Различают плоское В., которое выполняют на 2 спицах, и круговое, с использованием 4–5 спиц или спиц, соединённых леской. Древнейшие костяные вязальные спицы (2 в.) были обнаружены в окрестностях г. Ним (Юж. Франция); первые сохранившиеся образцы В. спицами относятся к 12–13 вв. и отличаются тонким и сложным орнаментом. Свидетельства о возникновении кругового В. относятся к 14 в. В 15–18 вв. продукция цехов и мануфактур, занимающихся ручным В., была широко востребована во всех европ. странах. Изготовление вязаных изделий было организовано при монастырях, приютах для сирот, а также в тюрьмах. Помимо чулок, носок и головных уборов разл. формы в это же время появляются вязаные жакеты, жилеты, панталоны и даже вязаные ковры внушительных размеров (до 2 м в ширину и 3,5 м в длину). Сведения о вязаных элементах крестьянского костюма народов, населявших совр. Россию в 16–17 вв., практически отсутствуют, однако уже в 18 в. на рос. ярмарках повсеместно продавались чулки и варежки. Наиболее крупные центры произ-ва вязаных аксессуаров в России были сосредоточены в Поволжье. Оригинальное развитие ручное В. получило в произ-ве оренбургских пуховых платков (с 18 в.). В кон. 18 – нач. 19 вв. прекращается массовое произ-во изделий, выполненных в технике ручного В. на спицах; это ремесло переходит в разряд домашнего рукоделия. Пром. масштабов достигает изготовление чулочных и перчаточных изделий на трикотажной машине. С нач. 20 в. верхняя одежда из трикотажа вновь становится популярной. Совершенствуется техника машинной вязки, имитирующей мн. узоры В. на спицах, в моду входит и ручное В. С 1970-х гг. коллекции ручного трикотажа показывают ведущие модельеры. Традиц. ручное В. в ряде европ. стран (Ирландия, Исландия, Норвегия, отд. регионы Англии) активно поддерживается.
Существует также техника В. крючком, которая позволяет образовывать не только горизонтальные, но и вертикальные ряды петель («цепочки» воздушных петель, «столбики» с разл. числом накидов и др.). С помощью крючка можно воспроизвести близко к оригиналу мн. кружевные техники (см. также Кружево). Первые сохранившиеся вязальные крючки датируются 9–10 вв., но образцы В. крючком известны только с нач. 19 в.: в это время в Ирландии и Бельгии существовало произ-во великолепного кружева, выполненного крючком. В т. н. тунисском В. длинным крючком объединяются приёмы В. крючком и спицами. В настоящее время крючком вяжут как кружево, так и разл. одежду и аксессуары. Для совр. моды характерно В. из шерстяных нитей, воспроизводящее изящные узоры старинных кружев.