КРУ́ЖЕВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРУ́ЖЕВО, текстильное изделие, в котором ажурный узор (орнамент и изображения) образуется в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.) разл. способами – плетением, шитьём, вышивкой, вязанием и др. К. – вид декоративно-прикладного искусства; применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные К., полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные К., треугольники, квадраты, овалы), а также для изготовления салфеток, покрывал (штучные К.). Гл. особенности К. – воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для К. характерно слияние ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (часто рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмического построения узора, цвета, блеска, фактуры нитей. Выразительность К. подчёркивается также цветом и фактурой ткани, с которой К. сочетается. По технике изготовления К. бывает ручное и машинное.
Ручное К. плетётся на коклюшках (точёные или резные дерев. палочки), шьётся иглой, вяжется крючком или на спицах. Плетёное К. подразделяется на численное и сколочное. Численное К. выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрич. узоры. Сколочное К. (парное и сцепное) делается по «сколку» – рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями, образующими К. В парном К. узор и фон плетутся одновременно. В сцепном К. осн. элементы узора выполняются в виде тесёмки (т. н. вилюшки) и соединяются между собой нитями (с помощью крючка): «сцепками» или «решётками». В парном К. преобладают геометрич. узоры, в сцепном – растительные.
К. появилось на рубеже 15–16 вв., по-видимому, в Италии. Ранние шитые К. представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрич. или растит. орнаментом, а также изображениями людей и животных. В кон. 16 в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр – К., в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. B сер. 17 в. узор шитых венецианских гипюров состоял из динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром, характерных для барокко. Во Фландрии произ-во К. развивалось с кон. 16 в.: сначала шитых с геометрич. узором, затем – плетёных. Особенно славились тонкие плетёные К. типов «бенш», «валансьен», «малин» (по названиям городов, в которых они производились) с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В нач. 18 в. стали изготовлять тюль – лёгкое и воздушное К., в орнаменте которого использовались гирлянды, завитки и т. п. (мотивы рококо). С сер. 18 в. крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель, где делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления такого К. ускорил и удешевил произ-во, создав условия для появления крупных кружевных изделий – шалей, пелерин и т. п. Во Франции произ-во К. развивалось с сер. 17 в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растит. побеги, фигурки людей, амуров и др.) производили в Алансоне, Аржантане, Седане. В 18 в. в тех же центрах изготовляли шитое по тюлю К. с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В кон. 18 – нач. 19 вв. орнамент тюлевого К. располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки, или т. н. мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые К. типов «блонды» (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и «шантийи» (из белого и чёрного кручёного шёлка).
С 19 в. получило распространение дешёвое машинное К. Первые попытки механизировать произ-во относятся к 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на грунт К. В 1809 англ. конструктор Дж. Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину, на которую в 1834 установили Жаккарда машину, что позволило вырабатывать грунт и рисунок (т. е. К. в целом) машинным способом. В 1837 тюлевые машины для организации гардинного произ-ва были завезены в Россию (в С.-Петербург). С 1863 начали применяться вышивальные машины (изобретённые в Швейцарии) для нанесения рисунка на тюлевую сетку; вышивание рисунка на готовой сетке – не такой трудоёмкий процесс и занимает меньше времени, чем изготовление грунта. Тогда же на тюлевое полотно стали нашивать аппликации из тонкого батиста.
В 20 в. в произ-ве К. многочелночные машины были вытеснены более производит. основовязальными машинами. На основовязальных многогребёночных рашель-машинах вырабатываются кружевные изделия, сплошное кружевное полотно или полотна кружев с разделительными цепочками, по которым такие полотна разрезают на отд. ленты разл. ширины и с разным краем (прямой, с зубчиками). В основовязаном К. в сетчатую структуру грунта ввязываются рисунчатые (утóчные и футерные) нити; нити основы и узора могут иметь разл. линейную плотность. В качестве грунта кружевного полотна применяют 3-, 5- и 7-петельный тюль с ячейками в виде симметричных 6-гранников, на которых расположен узор рисунка К. Для вязания грунта в осн. используют тонкие синтетич. нити, а для вязания узора – более толстые нити из натурального и химич. сырья. На специализир. машинах К. вяжется без использования сетки тюля; в качестве грунта применяются цепочки, соединённые непосредственно узорными нитями (разной толщины и цвета), одновременно участвующие в формировании как ажурных, так и уплотнённых участков кружева.
В России первые сведения о произ-ве К. относятся к нач. 17 в. В царских мастерских изготовляли плетёные К. в виде прошивок с характерным крупным плоскостным узором из золотых и серебряных нитей с включением в них жемчуга, сплющенной проволоки (т. н. бити) и витой кручёной проволоки (канители). Введение в 18 в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению произ-ва К. Примитивным численным К. украшали крестьянскую одежду и полотенца. Худож. эффект рус. К. с геометрич. и растит. узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением разл. материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нити. В 18–19 вв. высокого совершенства достигло нар. нитяное К. – белое или цветное с добавлением шёлковых и металлич. нитей. Им украшались полотенца, подзоры и др. бытовые изделия.
Со 2-й пол. 19 в. кружевоплетение стало преим. нар. промыслом, которым занимались кружевницы в Вологодской, Орловской, Тульской, Вятской, Липецкой, Нижегородской, Казанской, Новгородской, Тверской, Московской и др. губерниях. К. каждого района имело свои особенности. В Михайлове (Рязанская губ.) производили цветное численное (т. н. михайловское) К. В вологодском сцепном К. узор чётко отделён от фона; крупные формы орнамента очерчены ровной белой линией на фоне ажурной «решётки» из сквозных кругов, квадратов и шестиугольников. Елецкое К. более воздушно, в нём менее заметен переход от рисунка к фону. Кировское (вятское) сцепное К. более разнообразно по приёмам плетения; рисунок может прерываться просветами, а «решётка» обильно уснащается плотными элементами плетения. В нач. 20 в. организована промысловая кооперация, объединившая мастериц в осн. центрах кружевоплетения, созданы курсы и худож.-проф. школы. В совр. К., развивающем богатые худож. традиции рус. К., также используются новые орнаментальные мотивы.