Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРУ́ЖЕВО

Авторы: Н. Ю. Бирюкова, В. Н. Викторов
В. А. Тропинин. «Кружевница». 1823. Третьяковская галерея (Москва).
Кружево: 1 – венецианское. 18 в.; 2 – брюссельское. 1878. Музей костюма и кружева (Брюссель); 3 – вологодское. Кон. 18 в. Исторический музей (Москва).

КРУ́ЖЕВО, тек­стиль­ное из­де­лие, в ко­то­ром ажур­ный узор (ор­на­мент и изо­бра­же­ния) об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те пе­ре­пле­те­ния ни­тей (шёл­ко­вых, хлоп­ча­то­бу­маж­ных, шер­стя­ных, ме­тал­ли­че­ских и др.) разл. спо­со­ба­ми – пле­те­ни­ем, шить­ём, вы­шив­кой, вя­за­ни­ем и др. К. – вид де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва; при­ме­ня­ет­ся для от­дел­ки оде­ж­ды, бе­лья в ви­де окайм­ле­ния (мер­ные К., по­ло­сы-про­шив­ки, зуб­ча­тые бор­дю­ры) или вста­вок (штуч­ные К., тре­уголь­ни­ки, квад­ра­ты, ова­лы), а так­же для из­го­тов­ле­ния сал­фе­ток, по­кры­вал (штуч­ные К.). Гл. осо­бен­но­сти К. – воз­душ­ность, тон­кость, эла­стич­ность, узор­ность. Для К. ха­рак­тер­но слия­ние ажур­ных узо­ров и грун­та (сет­ка фо­на) или кон­тра­сты плот­но­го узо­ра (час­то рель­еф­но­го) и ажур­но­го грун­та, раз­но­об­ра­зие рит­ми­че­ско­го по­строе­ния узо­ра, цве­та, бле­ска, фак­ту­ры ни­тей. Вы­ра­зи­тель­ность К. под­чёр­ки­ва­ет­ся так­же цве­том и фак­ту­рой тка­ни, с ко­то­рой К. со­че­та­ет­ся. По тех­ни­ке из­го­тов­ле­ния К. бы­ва­ет руч­ное и ма­шин­ное.

Руч­ное К. пле­тёт­ся на кок­люш­ках (то­чё­ные или рез­ные де­рев. па­лоч­ки), шьёт­ся иг­лой, вя­жет­ся крюч­ком или на спи­цах. Пле­тё­ное К. под­раз­де­ля­ет­ся на чис­лен­ное и ско­лоч­ное. Чис­лен­ное К. вы­пол­ня­ет­ся по чис­лу пе­ре­пле­те­ний без пред­ва­ри­тель­но­го ри­сун­ка. Для не­го ха­рак­тер­ны гео­мет­рич. узо­ры. Ско­лоч­ное К. (пар­ное и сцеп­ное) де­ла­ет­ся по «скол­ку» – ри­сун­ку, на­ко­ло­то­му на кар­тон или плот­ную бу­ма­гу, ко­то­рые за­кре­п­ле­ны на ва­ли­ке. По точ­кам узо­ра вка­лы­ва­ют­ся бу­лав­ки, ко­то­рые оп­ле­та­ют­ся ни­тя­ми, об­ра­зую­щи­ми К. В пар­ном К. узор и фон пле­тут­ся од­но­вре­мен­но. В сцеп­ном К. осн. эле­мен­ты узо­ра вы­пол­ня­ют­ся в ви­де те­сём­ки (т. н. ви­люш­ки) и со­еди­ня­ют­ся ме­ж­ду со­бой ни­тя­ми (с по­мо­щью крюч­ка): «сцепка­ми» или «ре­шёт­ка­ми». В пар­ном К. пре­об­ла­да­ют гео­мет­рич. узо­ры, в сцеп­ном – рас­ти­тель­ные.

К. поя­ви­лось на ру­бе­же 15–16 вв., по-ви­ди­мо­му, в Ита­лии. Ран­ние ши­тые К. пред­став­ля­ли со­бой по­лос­ку с зуб­ца­ми, за­пол­нен­ную гео­мет­рич. или рас­тит. ор­на­мен­том, а так­же изо­бра­же­ния­ми лю­дей и жи­вот­ных. В кон. 16 в. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние (в Ве­не­ции, Ми­ла­не, Ге­нуе) ги­пюр – К., в ко­то­ром эле­мен­ты ши­то­го или пле­тё­но­го узо­ра со­еди­не­ны тон­ки­ми связ­ка­ми. B сер. 17 в. узор ши­тых ве­не­ци­ан­ских ги­пю­ров со­сто­ял из ди­на­мич­ных за­вит­ков и круп­ных цве­тов с рель­еф­ным кон­ту­ром, ха­рак­тер­ных для ба­рок­ко. Во Флан­д­рии про­из-во К. раз­ви­ва­лось с кон. 16 в.: сна­ча­ла ши­тых с гео­мет­рич. узо­ром, за­тем – пле­тё­ных. Осо­бен­но сла­ви­лись тон­кие пле­тё­ные К. ти­пов «бенш», «ва­лан­сь­ен», «ма­лин» (по на­зва­ни­ям го­ро­дов, в ко­то­рых они про­из­во­ди­лись) с ор­на­мен­том, об­ра­зо­ван­ным плот­ным пе­ре­пле­те­ни­ем ни­тей, на фо­не из узор­ных се­ток. В нач. 18 в. ста­ли из­го­тов­лять тюль – лёг­кое и воз­душ­ное К., в ор­на­мен­те ко­то­ро­го ис­поль­зо­ва­лись гир­лян­ды, за­вит­ки и т. п. (мо­ти­вы ро­ко­ко). С сер. 18 в. круп­ней­шим цен­тром кру­же­во­пле­те­ния стал Брюс­сель, где де­ла­ли ап­пли­ка­цию по тю­лю. Спо­соб из­го­тов­ле­ния та­ко­го К. ус­ко­рил и уде­ше­вил про­из-во, соз­дав ус­ло­вия для по­яв­ле­ния круп­ных кру­жев­ных из­де­лий – ша­лей, пе­ле­рин и т. п. Во Фран­ции про­из-во К. раз­ви­ва­лось с сер. 17 в. Ши­тый ги­пюр с изящ­ным узо­ром (мел­кие рас­тит. по­бе­ги, фи­гур­ки лю­дей, аму­ров и др.) про­из­во­ди­ли в Алан­со­не, Ар­жан­та­не, Се­да­не. В 18 в. в тех же цен­трах из­го­тов­ля­ли ши­тое по тю­лю К. с узо­ром в ви­де бу­ке­тов, гир­лянд и за­вит­ков. В кон. 18 – нач. 19 вв. ор­на­мент тю­ле­во­го К. рас­по­ла­гал­ся по краю, а на ос­таль­ной час­ти фо­на по­ме­ща­лись мел­кие цве­точ­ки, или т. н. муш­ки. В го­ро­дах Кан, Шан­тийи, Байё, Ле-Пюи про­из­во­ди­лись и пле­тё­ные тю­ле­вые К. ти­пов «блон­ды» (из зо­ло­ти­сто­го и чёр­но­го не­су­чё­но­го шёл­ка) и «шан­тийи» (из бе­ло­го и чёр­но­го кру­чё­но­го шёл­ка).

С 19 в. по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние де­шё­вое ма­шин­ное К. Пер­вые по­пыт­ки ме­ха­ни­зи­ро­вать про­из-во от­но­сят­ся к 1768, ко­гда на три­ко­таж­ной (чу­лоч­ной) ма­ши­не из­го­то­ви­ли сет­ку, по­хо­жую на грунт К. В 1809 англ. кон­ст­рук­тор Дж. Хек­кот изо­брёл тю­ле­вую чел­ноч­ную ма­ши­ну, на ко­то­рую в 1834 ус­та­но­ви­ли Жак­кар­да ма­ши­ну, что по­зво­ли­ло вы­ра­ба­ты­вать грунт и ри­су­нок (т. е. К. в це­лом) ма­шин­ным спо­со­бом. В 1837 тю­ле­вые ма­ши­ны для ор­га­ни­за­ции гар­дин­но­го про­из-ва бы­ли за­ве­зе­ны в Рос­сию (в С.-Пе­тер­бург). С 1863 на­ча­ли при­ме­нять­ся вы­ши­валь­ные ма­ши­ны (изо­бре­тён­ные в Швей­ца­рии) для на­не­се­ния ри­сун­ка на тю­ле­вую сет­ку; вы­ши­ва­ние ри­сун­ка на го­то­вой сет­ке – не та­кой тру­до­ём­кий про­цесс и за­ни­ма­ет мень­ше вре­ме­ни, чем из­го­тов­ле­ние грун­та. То­гда же на тю­ле­вое по­лот­но ста­ли на­ши­вать ап­пли­ка­ции из тон­ко­го ба­ти­ста.

В 20 в. в про­из-ве К. мно­го­чел­ноч­ные ма­ши­ны бы­ли вы­тес­не­ны бо­лее про­из­во­дит. ос­но­во­вя­заль­ны­ми ма­ши­на­ми. На ос­но­во­вя­заль­ных мно­го­гре­бё­ноч­ных ра­шель-ма­ши­нах вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся кру­жев­ные из­де­лия, сплош­ное кру­жев­ное по­лот­но или по­лот­на кру­жев с раз­де­ли­тель­ны­ми це­поч­ка­ми, по ко­торым та­кие по­лот­на раз­ре­за­ют на отд. лен­ты разл. ши­ри­ны и с раз­ным кра­ем (пря­мой, с зуб­чи­ка­ми). В ос­но­во­вя­за­ном К. в сет­ча­тую струк­ту­ру грун­та ввя­зы­ва­ют­ся ри­сун­ча­тые (утóчные и фу­тер­ные) ни­ти; ни­ти ос­но­вы и узо­ра мо­гут иметь разл. ли­ней­ную плот­ность. В ка­че­ст­ве грун­та кру­жев­но­го по­лот­на при­ме­ня­ют 3-, 5- и 7-пе­тель­ный тюль с ячей­ка­ми в ви­де сим­мет­рич­ных 6-гран­ни­ков, на ко­то­рых рас­по­ло­жен узор ри­сун­ка К. Для вя­за­ния грун­та в осн. ис­поль­зу­ют тон­кие син­те­тич. ни­ти, а для вя­за­ния узо­ра – бо­лее тол­стые ни­ти из на­ту­раль­но­го и хи­мич. сы­рья. На спе­циа­ли­зир. ма­ши­нах К. вя­жет­ся без ис­поль­зо­ва­ния сет­ки тю­ля; в ка­че­ст­ве грун­та при­ме­ня­ют­ся це­поч­ки, со­еди­нён­ные не­по­сред­ст­вен­но узор­ны­ми ни­тя­ми (раз­ной тол­щи­ны и цве­та), од­но­вре­мен­но уча­ст­вую­щие в фор­ми­ро­ва­нии как ажур­ных, так и уп­лот­нён­ных уча­ст­ков кру­же­ва.

В Рос­сии пер­вые све­де­ния о про­из-ве К. от­но­сят­ся к нач. 17 в. В цар­ских мас­тер­ских из­го­тов­ля­ли пле­тё­ные К. в ви­де про­ши­вок с ха­рак­тер­ным круп­ным пло­ско­ст­ным узо­ром из зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ни­тей с вклю­че­ни­ем в них жем­чу­га, сплю­щен­ной про­во­ло­ки (т. н. би­ти) и ви­той кру­чё­ной про­во­ло­ки (ка­ни­те­ли). Вве­де­ние в 18 в. об­ще­ев­ро­пей­ско­го кос­тю­ма спо­соб­ст­во­ва­ло даль­ней­ше­му рас­про­стра­не­нию про­из-ва К. При­ми­тив­ным чис­лен­ным К. ук­ра­ша­ли кре­сть­ян­скую оде­ж­ду и по­ло­тен­ца. Ху­дож. эф­фект рус. К. с гео­мет­рич. и рас­тит. узо­ра­ми (не­ред­ко близ­ки­ми ор­на­мен­ту кре­сть­ян­ской вы­шив­ки и тка­нья) за­клю­чал­ся в жи­во­пис­но­сти, дос­ти­гае­мой при­ме­не­ни­ем разл. ма­те­риа­лов: бе­ло­го льна, цвет­но­го шёл­ка, зо­ло­той и се­реб­ря­ной ни­ти. В 18–19 вв. вы­со­ко­го со­вер­шен­ст­ва дос­тиг­ло нар. ни­тя­ное К. – бе­лое или цвет­ное с до­бав­ле­ни­ем шёл­ко­вых и ме­тал­лич. ни­тей. Им ук­ра­ша­лись по­ло­тен­ца, под­зо­ры и др. бы­то­вые из­де­лия.

Со 2-й пол. 19 в. кру­же­во­пле­те­ние ста­ло пре­им. нар. про­мыс­лом, ко­то­рым за­ни­ма­лись кру­жев­ни­цы в Во­ло­год­ской, Ор­лов­ской, Туль­ской, Вят­ской, Ли­пец­кой, Ни­же­го­род­ской, Ка­зан­ской, Нов­го­род­ской, Твер­ской, Мо­с­ков­ской и др. гу­бер­ни­ях. К. ка­ж­до­го рай­она име­ло свои осо­бен­но­сти. В Ми­хай­ло­ве (Ря­зан­ская губ.) про­из­во­ди­ли цвет­ное чис­лен­ное (т. н. ми­хай­лов­ское) К. В во­ло­год­ском сцеп­ном К. узор чёт­ко от­де­лён от фо­на; круп­ные фор­мы ор­на­мен­та очер­че­ны ров­ной бе­лой ли­ни­ей на фо­не ажур­ной «ре­шёт­ки» из сквоз­ных кру­гов, квад­ра­тов и шес­ти­уголь­ни­ков. Елец­кое К. бо­лее воз­душ­но, в нём ме­нее за­ме­тен пе­ре­ход от ри­сун­ка к фо­ну. Ки­ров­ское (вят­ское) сцеп­ное К. бо­лее раз­но­об­раз­но по приё­мам пле­те­ния; ри­су­нок мо­жет пре­ры­вать­ся про­све­та­ми, а «ре­шёт­ка» обиль­но ус­на­ща­ет­ся плот­ны­ми эле­мен­та­ми пле­те­ния. В нач. 20 в. ор­га­ни­зо­ва­на про­мы­сло­вая коо­пе­ра­ция, объ­е­ди­нив­шая мас­те­риц в осн. цен­трах кру­же­во­пле­те­ния, соз­да­ны кур­сы и ху­дож.-проф. шко­лы. В совр. К., раз­ви­ваю­щем бо­га­тые ху­дож. тра­ди­ции рус. К., так­же ис­поль­зу­ют­ся но­вые ор­на­мен­таль­ные мо­ти­вы.

Лит.: Caulfeild SFA., Saward BC. The dic­tionary of needlework. L., 1882. N. Y., 1972; Jourdain M. Old lace. L., 1908. L., 1988; Би­рю­ко­ва НЮ. За­пад­но­ев­ро­пей­ское кру­же­во XVI–XIX вв. в со­б­ра­нии Эр­ми­та­жа. Л., 1959; Kliot K., Kliot J. Bobbin lace. N. Y., 1973; Ris­selin-Steenebrugen M. Trois siècles de den­tel­les... Brux., 1980; Schöner F. Enzyklopädie der Spitzentechniken. Lpz., 1980; Фа­лее­ва ВА. Рус­ское пле­те­ное кру­же­во. Л., 1983; Levey S. M. Lace: a history. L.; Leeds, 1983; Ефи­мова ЛВ., Бе­ло­гор­ская РМ. Рус­ская вы­шив­ка и кру­же­во. 2-е изд. М., 1985; Foley T., Whitcomb C. Linens and lace. N. Y., 1990; Ше­нер Ф. Кру­же­во. Тех­но­ло­гия руч­но­го и ма­шин­но­го из­го­тов­ле­ния. М., 1990; Stillwell A. Cassell illustrated dictionary of lacemaking. L., 1996; Thompson A., Waller K. Romanian point lace. L., 2003; Browne CW., Smith C. Lace from the Victoria and Albert museum. N. Y., 2004; Carmignani M. Tessuti, ricami e merletti in Italia: dal Rinascimento al liberty. Mil., 2005; Сне­гов­ская А. Из ис­то­рии рус­ско­го кру­же­ва // Лю­би­мая Рос­сия. 2006. № 3(4).

Вернуться к началу