ВЫ́ШИВКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫ́ШИВКА, вид декоративно-прикладного искусства, в котором на разл. тканях, коже, войлоке и др. материалах вышивается изображение или узор. В. осуществляется ручным (иглой, реже крючком) или машинным способом; льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлич. (золотыми, серебряными) нитями, а также бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т. д. В. применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоят. декоративных панно. Виды швов отличаются разнообразием: для «глухой» В. (по целой ткани) характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчной» В. (по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями) – мережка, «перевить», настил, гипюр и др. Применяемые по отдельности и в разл. комбинациях друг с другом, швы позволяют создавать В. от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрич. рисунок выполняется преим. «счётной» В. (отсчётом нитей полотна), криволинейный – «свободной» В. (по заранее нанесённому контуру).
Эволюция В. прослеживается по изображениям в памятниках иск-ва древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по лит. источникам, а также по сохранившимся образцам В., наиболее ранние из которых находят на др.-егип. мумиях. Вышивки упоминаются в текстах Ветхого Завета, у Гомера и др.-греч. историков. Высокого совершенства В. достигает в Средневековье. Традиционные для Китая вышитые панно, особенно известные с 14 в. «сюхуа» («живопись иглой»), стилистически близки к кит. пейзажной живописи тушью на шёлке. Др.-рус. сюжетная В. (лицевое шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с визант. В. и отличается богатой цветовой игрой естеств. материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья 14–17 вв. характерны свойственные рус. иконе выразительность общего силуэта фигур и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе – т. н. Ковре из Байё (ок. 1080, Музей королевы Матильды, Байё). Полихромная готич. В. с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отд. фигур и сцен, сближающие В. с витражом. В эпоху Возрождения картоны для В. выполняли видные живописцы (П. Перуджино, С. Боттичелли и др.). Во Фландрии появились вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы многофигурными композициями. В. сближалась с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная В. всё чаще имитировала шпалеры. Достижения сюжетной В. быстро усваивались и перерабатывались в узорной В. (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в 17–18 вв.).
Приёмы проф. В. часто перерабатывались в нар. иск-ве: в крестьянском костюме Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании с 18 в. используется гладь «белым по белому»; приёмы др.-рус. церковного шитья 15–17 вв. золотом и жемчугом с 18 в. применялись в В. на праздничном наряде рус. крестьянок. Эти новые мотивы включались в традиции, присущие нар. иск-ву той или иной страны. В нар. В., на раннем этапе развития обычно ограничивавшейся 1–2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего нар. В. долго удерживала нац. своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Ряд нар. вышивальных промыслов в России возник во 2-й пол. 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мстёрская вышивка, торжокское золотое шитьё). С развитием фабричного производства во 2-й пол. 19 в. машинная В. получает всё большее распространение.