Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫ́ШИВКА

Авторы: И. М. Глозман
Вышивка. Виды швов для "строчной" вышивки: 1 – цветная "перевить"; 2 – гипюр; 3 – настил; 4 – мережка с настилом. Виды швов для "глухой" вышивки: 5 – гладь "счётная"; 6 &...
Вышивка. Деталь национального костюма из Дунайца (Польша).

ВЫ́ШИВКА, вид де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, в ко­то­ром на разл. тка­нях, ко­же, вой­ло­ке и др. ма­те­риа­лах вы­ши­ва­ет­ся изо­бра­же­ние или узор. В. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся руч­ным (иг­лой, ре­же крюч­ком) или ма­шин­ным спо­со­бом; льня­ны­ми, хлоп­ча­то­бу­маж­ны­ми, шер­стя­ны­ми, шёл­ко­вы­ми (ча­ще цвет­ны­ми), ме­тал­лич. (зо­ло­ты­ми, се­реб­ря­ны­ми) ни­тя­ми, а так­же би­се­ром, жем­чу­гом, блё­ст­ка­ми, ино­гда в со­че­та­нии с на­ши­ты­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, мо­не­та­ми и т. д. В. при­ме­ня­ет­ся для ук­ра­ше­ния оде­ж­ды, пред­ме­тов бы­та, для соз­да­ния са­мо­сто­ят. де­ко­ра­тив­ных пан­но. Ви­ды швов от­лича­ют­ся раз­но­об­ра­зи­ем: для «глу­хой» В. (по це­лой тка­ни) ха­рак­тер­ны крест, гладь, на­бор, рос­пись, там­бур и др.; для «строч­ной» В. (по тка­ни с пред­ва­ри­тель­но вы­ре­зан­ны­ми или вы­дер­ну­ты­ми на от­дель­ных её уча­ст­ках ни­тя­ми) – ме­реж­ка, «пе­ре­вить», на­стил, ги­пюр и др. При­ме­няе­мые по от­дель­но­сти и в разл. ком­би­на­ци­ях друг с дру­гом, швы по­зво­ля­ют соз­да­вать В. от со­всем пло­ских до вы­пук­лых, от лег­чай­ших кон­тур­ных или ажур­ных сет­ча­тых («кру­жев­ных») до «ков­ро­вых», плот­но ук­ры­ваю­щих всю по­верх­ность из­де­лия. Пря­мо­ли­ней­ный гео­мет­рич. ри­су­нок вы­пол­ня­ет­ся пре­им. «счёт­ной» В. (от­счё­том ни­тей по­лот­на), кри­во­ли­ней­ный – «сво­бод­ной» В. (по за­ра­нее на­не­сён­но­му кон­ту­ру).

Вышивка. Деталь церковного облачения. 17 в. Ризница собора (Ахен).

Эво­лю­ция В. про­сле­жи­ва­ет­ся по изо­бра­же­ни­ям в па­мят­ни­ках иск-ва древ­них ци­ви­ли­за­ций Азии, Ев­ро­пы, Аме­ри­ки, по лит. ис­точ­ни­кам, а так­же по со­хра­нив­шим­ся об­раз­цам В., наи­бо­лее ран­ние из ко­то­рых на­хо­дят на др.-егип. му­ми­ях. Вы­шив­ки упо­ми­на­ют­ся в тек­стах Вет­хо­го За­ве­та, у Го­ме­ра и др.-греч. ис­то­ри­ков. Вы­со­ко­го со­вер­шен­ст­ва В. дос­ти­га­ет в Сред­не­ве­ко­вье. Тра­ди­ци­он­ные для Ки­тая вы­ши­тые пан­но, осо­бенно из­вест­ные с 14 в. «сюхуа» («жи­во­пись иг­лой»), сти­ли­сти­че­ски близ­ки к кит. пей­заж­ной жи­во­пи­си ту­шью на шёл­ке. Др.-рус. сю­жет­ная В. (ли­це­вое ши­тьё) на цер­ков­ных об­ла­че­ни­ях, по­кры­ва­лах и пр. в ран­них об­раз­цах (со­хра­ни­лись с 12 в.) свя­за­на с ви­зант. В. и от­ли­ча­ет­ся бо­га­той цве­то­вой иг­рой ес­теств. ма­те­риа­ла (шёлк фо­на, зо­ло­тые ни­ти, жем­чуг). Для ши­тья 14–17 вв. ха­рак­тер­ны свой­ст­вен­ные рус. ико­не вы­ра­зи­тель­ность об­ще­го си­лу­эта фи­гур и чис­то­та изы­скан­ных цве­то­вых со­че­та­ний. При­су­щие ро­ман­ской ми­ниа­тю­ре пло­ско­ст­ность и под­чёрк­ну­тая экс­прес­сия кон­ту­ра свое­об­раз­но пре­ло­ми­лись в вы­ши­том фри­зе – т. н. Ков­ре из Байё (ок. 1080, Му­зей ко­ро­ле­вы Ма­тиль­ды, Байё). По­ли­хром­ная го­тич. В. с при­ме­не­ни­ем зо­ло­тых ни­тей и жем­чу­га со­еди­ни­ла в се­бе иду­щую от эма­ли яр­кость, стрель­ча­тые об­рам­ле­ния отд. фи­гур и сцен, сбли­жаю­щие В. с вит­ра­жом. В эпо­ху Воз­рож­де­ния кар­то­ны для В. вы­пол­ня­ли вид­ные жи­во­пис­цы (П. Пе­руд­жи­но, С. Бот­ти­чел­ли и др.). Во Флан­д­рии поя­ви­лись вы­ши­тые ал­тар­ные пе­ле­ны с за­клю­чён­ны­ми в ши­ро­кие ор­на­мен­таль­ные по­ло­сы мно­го­фи­гур­ны­ми ком­по­зи­ция­ми. В. сбли­жа­лась с ал­тар­ным об­разом, со стан­ко­вой кар­ти­ной. В эпо­ху ба­рок­ко и ран­не­го клас­си­циз­ма сю­жет­ная В. всё ча­ще ими­ти­ро­ва­ла шпа­ле­ры. Дос­ти­же­ния сю­жет­ной В. бы­ст­ро ус­ваи­ва­лись и пе­ре­ра­ба­ты­ва­лись в узор­ной В. (ши­тьё па­рад­ных кос­тю­мов, осо­бен­но слож­ное и изы­скан­ное в 17–18 вв.).

Приё­мы проф. В. час­то пе­ре­ра­ба­ты­ва­лись в нар. иск-ве: в кре­сть­ян­ском кос­тю­ме Гер­ма­нии, Фран­ции, Шве­ции, Нор­ве­гии, Да­нии с 18 в. ис­поль­зу­ет­ся гладь «бе­лым по бе­ло­му»; приё­мы др.-рус. цер­ков­но­го ши­тья 15–17 вв. зо­ло­том и жем­чу­гом с 18 в. при­ме­ня­лись в В. на празд­нич­ном на­ря­де рус. кре­сть­я­нок. Эти но­вые мо­ти­вы вклю­ча­лись в тра­ди­ции, при­су­щие нар. иск-ву той или иной стра­ны. В нар. В., на ран­нем эта­пе раз­ви­тия обыч­но ог­ра­ни­чи­вав­шей­ся 1–2 цве­та­ми ни­тей, ка­ж­дый вновь вво­ди­мый цвет под­чи­нял­ся преж­ним, от­че­го нар. В. дол­го удер­жи­ва­ла нац. свое­об­ра­зие цве­то­во­го строя и, став мно­го­цвет­ной, не впа­да­ла в пе­ст­ро­ту. Ряд нар. вы­ши­валь­ных про­мы­слов в Рос­сии воз­ник во 2-й пол. 19 в. в ре­зуль­та­те за­кры­тия мо­настыр­ских и по­ме­щичь­их мас­тер­ских (кре­стец­кая вы­шив­ка, мстёр­ская вы­шив­ка, тор­жок­ское зо­ло­тое ши­тьё). С раз­ви­ти­ем фаб­рич­но­го про­из­вод­ст­ва во 2-й пол. 19 в. ма­шин­ная В. по­лу­ча­ет всё боль­шее рас­про­стра­не­ние.

Лит.: Dillmont T. de. Encyclopedia of needle­work. Mulhouse, 1890. 4th ed. Phil., 2002; Ра­бот­но­ва И. П., Яков­ле­ва В. Я. Рус­ская на­род­ная вы­шив­ка. М., 1957; Вер­хов­ская А. С. За­пад­но­ев­ро­пей­ская вы­шив­ка XII–XIX вв. в Эр­ми­та­же. Л., 1961; Schuette M., Müller-Christensen S. A pictorial history of embroi­dery. N. Y., 1964; En­thoven J. The stiches of creative embroidery. [2nd ed.]. West Chester, 1987; Ут­ки­на Е. П. Ста­рин­ная рус­ская вы­шив­ка. Бел­го­род, 1999; Ко­бя­ко­ва Н. К. Вы­шив­ка сти­ля мо­дерн. М., 2005.

Вернуться к началу