Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЯЗЬ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 205

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Образец русской вязи.

ВЯЗЬ, 1) де­ко­ра­тив­ное пись­мо, бу­к­вы ко­то­ро­го свя­зы­ва­ют­ся в не­пре­рыв­ный ор­на­мент. В. при­ме­ня­лась для ук­ра­ше­ния за­гла­вий в древ­них ви­зант., слав. ру­копис­ных и ста­ро­пе­чат­ных кни­гах, ча­ще в на­ча­ле тек­ста; ино­гда ею поль­зо­вались в це­лях со­кра­ще­ния пись­ма при недос­тат­ке мес­та. Ис­поль­зо­ва­лась В. и в при­клад­ном иск-ве, слу­жи­ла, напр., для ук­ра­ше­ния по­су­ды. Для на­пи­са­ния В. при­бе­га­ют к со­кра­ще­нию букв (пу­тём сбли­же­ния час­тей букв, под­чи­не­ния од­ной бу­к­вы дру­гой), к их ук­ра­ше­нию ор­на­мен­таль­ны­ми эле­мен­та­ми, к умень­ше­нию отд. букв и раз­ме­ще­нию их ме­ж­ду не­умень­шен­ны­ми и т. п. приё­мам. В. при­ме­ня­лась в ви­зант. кни­ге с сер. 11 в., у юж. сла­вян – с 1-й пол. 13 в., в рус. кни­ге – с кон. 14 в. К кон. 15 в. В. ста­ла рас­про­стра­нён­ным кал­ли­гра­фич. приё­мом оформ­ле­ния рус. кни­ги, осо­бен­но в Нов­го­ро­де и Пско­ве, в Трои­це-Сер­гие­вом монастыре. Луч­шие об­раз­цы В. соз­да­ны в сер. 16 в. в Мо­ск­ве, в кал­ли­гра­фич. мас­тер­ской, ко­то­рой ру­ко­во­дил ми­тро­по­лит Ма­ка­рий, а так­же в Нов­го­ро­де. Сла­вит­ся пе­чат­ная В. книг рус. пер­во­пе­чат­ни­ка Ива­на Фё­до­ро­ва. С 18 в. на­чи­на­ет­ся упа­док иск-ва В., ко­то­рая со­хра­ня­ет­ся лишь в ста­ро­об­ряд­че­ских кни­гах 18–19 вв.

2) Со­еди­не­ние двух или не­сколь­ких букв в один со­став­ной знак или слит­ную груп­пу зна­ков (напр., в ин­дий­ском пись­ме де­ва­на­га­ри, араб­ском пись­ме). См. так­же Ли­га­ту­ра.

Лит.: Щеп­кин В. Н. Вязь // Древ­но­сти. Тру­ды Им­пе­ра­тор­ско­го Мо­с­ков­ско­го ар­хео­ло­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва. 1904. Т. 20. [Вып. 1]; Че­реп­нин Л. В. Рус­ская па­лео­гра­фия. М., 1956.

Вернуться к началу