АРАБЕ́СКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРАБЕ́СКА (франц. arabesque, от итал. arabesco – арабский), европ. название орнамента, сложившегося в ср.-век. иск-ве исламского мира. В основе А., геометрически построенной на прямо- или косоугольной сетке, лежит принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп декоративных мотивов. Наслоение однородных форм создаёт впечатление прихотливого узора. Различается А. растительная (цветочные и лиственные узоры) и геометрическая (напоминает рисунки калейдоскопа); нередки композиции с надписями.
В переносном смысле этот термин используется и в других искусствах. К лит-ре понятие «А.» впервые применил Ф. Шлегель, на рубеже 18–19 вв. осмысливший А. не только как худож. приём, подразумевающий замысловатое переплетение стилей и жанрово-композиц. форм, но и как идеальную форму романтич. произведения вообще, связав с А. философский роман Л. Тика «Вильям Ловель» (1795–96) и книгу новелл и очерков В. Г. Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797). Понятие «А.» распространилось в лит-ре с нач. 19 в., часто обозначая произведения, имеющие сложную, циклич. композицию: сб. «Арабески» Н. В. Гоголя (1835), роман «Мюнхгаузен. История в арабесках» К. Иммермана (1838), сб. «Гротески и арабески» Э. А. По (1840), сборник литературно-критических статей «Арабески» А. Белого (1911).
В музыке европ. традиции, преим. романтической, А. – небольшая фп. пьеса. Отличается прихотливым характером мелодии и тщательно отделанным фактурным рисунком, вызывающими зрительные ассоциации, в частности с арабской вязью (арабески Р. Шумана, Н. Гаде, А. С. Аренского, А. К. Лядова, Н. К. Метнера, К. Дебюсси и др.).