ТКА́ЧЕСТВО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТКА́ЧЕСТВО, в узком смысле – процесс создания нитяных структур (текстильных тканей) на ткацком станке или иных ткацких приспособлениях. Формы получаемых полотен – метражные ткани и законченные изделия (ковры, покрытия шатров, пояса и пр.). В широком смысле Т. обозначает также совокупность составляющих ткацкое произ-во процессов, включая подготовит. операции (создание нитей основы, утка́, дополнит. узорообразующих тел) и заключит. обработку ткани. Отличие Т. от др. нитяных текстильных техник (плетение, вязание и др.) – участие в процессе как минимум двух групп рабочих элементов (основа и уто́к) и необходимость жёсткого закрепления нитей основы на ткацком стане.
Т. возникло в палеолите. Его появление стало возможным благодаря развитию древнейших текстильных техник корзино- и циновкоплетения, а также техник нитеобразования (см. в ст. Прядение). Предположительно обе практики были разработаны до второй волны исхода Homo sapiens из Африки (ок. 60 тыс. лет назад). Свидетельством использования человеком нитей являются костяные иглы (древнейшие – пещера Сибуду в Юж. Африке, 61 тыс. лет назад). Развитие Т. способствовало освоению человеком сев. территорий. Т. практиковалось в Африке (кроме экваториальной зоны), в некоторых регионах Америки (Анды, Мезоамерика, индейцы пуэбло) и особенно широко в Евразии (кроме арктич. зоны). Ткани всех видов, включая ворсовые ткани, использовались для изготовления одежды и создания (шатры) и утепления (ковры) жилища.
Первичными ткацкими материалами были не требующие прядения длинные (св. 2 м) и легко расщепляемые на пряди растит. волокна. В тропич. зоне это в осн. пальмовые и лиановые волокна, джут, в умеренной и сев. зонах Евразии – конопля и крапива, позднее и шире – лён. Предположительно с нач. 3-го тыс. до н. э. применяется шерсть, со 2-го тыс. до н. э. – хлопок и шёлк. Древнейшими техниками Т. считаются твайн и корзиночные переплетения, послужившие основой для разработки прямых структур (полотняное, саржа, килим и др.). Первоначально ткани декорировались росписью; узорное Т. стало возможным с появлением хорошо окрашиваемых шерсти и шёлка.
Роль Т. в культуре обусловила его повсеместную сакрализацию. Это выражено в представлениях демиурга в образе ткача и богинь времени и судьбы в образах прях и ткачих (Мойры, Парки и т. п.); фигурах божеств – покровителей Т. (напр., Афина) и др. Ткани, особенно специально изготовленные, повсеместно имели охранную магич. функцию.
Первоначально Т. имело домашний характер и было одним из важнейших занятий женщины. С развитием профессионального Т., особенно в Европе, оно стало в осн. мужским занятием. Развитие Т. – один из гл. факторов промышленной революции в Европе.