Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУЭ́БЛО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 51-52

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

ПУЭ́БЛО (от исп. pueblo – се­ле­ние), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на Юго-За­па­де США (се­ве­ро-вос­ток шта­та Ари­зо­на и штат Нью-Мек­си­ко). Де­лят­ся на зап. П., жи­ву­щих на пла­то Ко­ло­ра­до (хо­пи, зу­ни), и вост. П. – в до­ли­не р. Рио-Гран­де (ке­рес, сев. и юж. ти­ва, сев. и юж. те­ва, то­ва). Чис­лен­ность св. 62 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Го­во­рят на язы­ках: хо­пи (юто-ас­тек­ской се­мьи); зу­ни (изо­лят); за­пад­ноке­рес­ском (ааку-ка­ва­ик, ако­ма-ла­гу­на) и во­сточ­ноке­рес­ском (ке­рес р. Рио-Гран­де) ке­рес­ской се­мьи; та­ос и пи­ку­рис (сев. ти­ва), юж­но­ти­ван­ском (ис­ле­та и сан­диа), те­ва и то­ва (хе­мес), от­но­ся­щих­ся к кайо­ва-та­но­ан­ским язы­кам. Рас­про­стра­не­ны так­же англ. и исп. язы­ки. Осн. часть П. – ка­то­ли­ки, есть про­тес­тан­ты, пей­о­ти­сты (та­ос), со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Вождь пуэбло Сан-Фелипе (восточные керес) в штате Нью-Мексико за изготовлением бус. Фото Дж. К. Хиллерса (1880). Смитсоновский институт (Вашингтон).

Вост. П. – ав­то­хто­ны, зап. П., ве­ро­ят­но, пе­ре­се­ли­лись из со­сед­них ре­гио­нов. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев-зем­ле­дель­цев Юго-За­па­да США. Осн. за­ня­тие – зем­ле­де­лие (ку­ку­ру­за, фа­соль, бо­бы, хлоп­чат­ник и др.), при­ме­ня­лась ир­ри­га­ция (та­но, зу­ни и хо­пи). Пред­ки П. уча­ст­во­ва­ли в соз­да­нии ар­хео­ло­гич. куль­тур 1–2-го тыс. (Мо­голь­он, Ана­са­зи, Хо­хо­кам), для ко­то­рых ха­рак­тер­ны рас­пис­ная ке­ра­ми­ка и по­се­ле­ния (так­же на­зы­вае­мые пу­эб­ло) из сыр­цо­вых или ка­мен­ных по­стро­ек, рас­по­ло­жен­ных ус­ту­па­ми в неск. яру­сов (кры­ши ниж­них эта­жей слу­жи­ли дво­ра­ми для верх­них) с под­зем­ны­ми круг­лы­ми ри­ту­аль­ны­ми по­ме­ще­ния­ми (ки­ва) с вхо­дом в кры­ше, глу­хи­ми внеш­ни­ми сте­на­ми, час­то с внутр. пло­ща­дью. Бы­ли раз­ви­ты тка­че­ст­во на вер­ти­каль­ных стан­ках, пле­те­ние кор­зин, об­ра­бот­ка по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней (би­рю­зы и др.), из­го­тов­ле­ние ук­ра­ше­ний из ра­ко­вин и перь­ев, у ис­пан­цев за­им­ст­во­ва­ли об­ра­бот­ку ме­ди и се­реб­ра. Хо­пи, зу­ни, ке­рес и то­ва де­ли­лись на мат­ри­ли­ней­ные ро­ды, юж. ти­ва – на мат­ри­ли­ней­ные не­эк­зо­гам­ные («ку­ку­руз­ные») груп­пы, сим­во­ли­че­ски свя­зан­ные со сто­ро­на­ми све­та и цве­та­ми. Су­ще­ст­во­ва­ли ри­ту­аль­ные сою­зы (по ки­вам), у те­ва, ти­ва, то­ва, вост. ке­рес – ду­аль­ная ор­га­ни­за­ция, у те­ва и ти­ва сим­во­ли­зи­ро­вав­шая се­вер и юг, ле­то и зи­му. Сре­ди ке­рес и те­ва (ра­нее так­же у хо­пи) рас­про­стра­не­ны ша­ман­ские сою­зы. Ха­рак­тер­ны пред­став­ле­ния о мно­го­уров­не­вой Все­лен­ной, культ ка­чи­на. Сис­те­мы тер­ми­нов род­ст­ва у хо­пи, зу­ни, ке­рес и то­ва ти­па «кроу», у те­ва и сев. ти­ва – ли­ней­но­го ти­па. По­се­ле­ния вост. П. управ­ля­лись во­ж­дя­ми и со­ве­та­ми, у зап. П. власть бы­ла у жре­цов ка­чи­на.

Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с 1536. Соз­да­ние исп. пров. Сан­та-Фе-де-Ну­эво-Мек­си­ко (1598) при­ве­ло к со­кра­ще­нию на­се­ле­ния П. и на­ча­лу хри­стиа­ни­за­ции. В 1680–92 П. под­ня­ли вос­ста­ние под рук. жре­ца юж. те­ва По­пе. В 18 в. ста­ли со­юз­ни­ка­ми ис­пан­цев про­тив апа­чи и на­ва­хо. На­бе­ги юта с се­ве­ра и кон­ных ко­ман­чи с вос­то­ка вы­ну­ди­ли П. поки­нуть вост. рай­оны (Пе­кос и др.). По­сле при­сое­ди­не­ния Но­вой Мек­си­ки к США (1848) на зем­лях П. бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны ре­зер­ва­ции. Во 2-й пол. 19 в. сре­ди не­ко­то­рых групп П. (зап. ке­рес и др.) дей­ст­во­ва­ли про­тес­тант­ские мис­сио­не­ры. В 1934 воз­ник­ли ор­га­ны са­мо­управ­ле­ния.

Лит.: Eggan F. Social organization of the Western Pueblos. Chi., 1950; Fox R. The Ke­resan bridge: A problem in Pueblo ethnology. L., 1967; Ortiz A. The Tewa world: space, time, being, and becoming in a Pueblo society. Chi., 1969; Quam A. The Zunis: Self-portray­als by the Zuni people. Albuquerque, 1972.

Вернуться к началу