КОМА́НЧИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМА́НЧИ (испанизированный вариант слова из яз. юта, означающего «враг, незнакомец»; самоназвание нуму, мн. ч. нымыны – человек, люди), индейский народ в США. Численность 10,5 тыс. чел. (2000, перепись); более половины проживает на юго-западе штата Оклахома. Говорят в осн. по-английски, ок. 9% – на команчском яз. нумийской ветви юто-астекских языков. Верующие – методисты, баптисты, приверженцы Туземной амер. церкви Сев. Америки (пейотисты).
Вероятно, предки К. отделились от шошонов и проживали на западе степного региона с 16 в. Первыми из степных племён заимствовали лошадь (у юта). С кон. 17 в. мигрировали на юг, ближе к исп. поселениям и торговым факториям. К нач. 18 в. занимали огромную территорию на юго-западе Великих равнин (восток штатов Колорадо и Нью-Мексико, запад штатов Канзас и Оклахома, север и центр. районы штата Техас). В 1806 заключили союз с кайова.
Традиц. культура типична для индейцев Великих равнин. Осн. занятиями были коневодство и конная охота на бизона; К. владели огромным числом лошадей (в 1870-х гг. в ср. по 4 головы на 1 чел.). Большое значение имела торговля с испанцами, пуэбло и др. индейскими племенами как во время регулярных торговых ярмарок, так и через посредников (т. н. команчерос); устраивали регулярные набеги за лошадьми и скотом. Большая семья (нумунахкани – люди, живущие в одном доме) объединяла до нескольких десятков нуклеарных семей, каждая из которых занимала одно жилище-типи (при полигинном браке муж жил в типи со старшей женой, остальные жёны занимали отдельные типи). Одна или неск. нумунахкани составляли кочевую общину (45–200 чел.) во главе с лидером главной нумунахкани. Кочевые общины (до 40) объединялись в группы: Ямпарика (Едоки кореньев-ямпа), Котсотика (Едоки бизонов), Хупе (Лес), Тенава (Внизу по течению [оставшиеся]), Танима (Печень [Едоки печени]), Пенатика (Едоки мёда), Нокони (Скитальцы), Квахада (Антилопа). Вождём (параиво) становился наиболее авторитетный человек из воинов (теквинивапи); различались мирные (ирири параиво) и военные (уохо параиво) вожди. Верховный вождь и общеплеменной совет отсутствовали. Институт мужских союзов, в отличие от др. индейцев Великих равнин, был слабо развит.
Традиц. счёт родства билатеральный; кросскузенные браки были запрещены. Была распространена полигиния, в т. ч. сороральная, и наследование жён старших братьев. В отличие от классич. равнинных племён, у К. не практиковалось избегание между зятем и родителями жены. Свойственники одного поколения, а также деды и внуки были связаны отношениями подшучивания. Система терминов родства бифуркативного типа. Используются взаимные термины родства для 2-го восходящего (деды и бабки) и 2-го нисходящего (внуки) поколений. Сиблинги делятся по полу и относит. возрасту. Произнесение имён умерших родственников было запрещено, хотя в случае если предок обладал повышенной священной силой (пуха), его имя могло передаваться по наследству. Шаманы (пухакати) получали священную силу через т. н. поиск видений, а также путём наследования, покупки, обучения. Пляска Солнца не была распространена среди К. Осн. божества – творец Ниатпо (Мой Отец), иногда отождествлявшийся с Солнцем, и Непиа (Земля). Осн. герои мифов животного цикла – Койот или Лис. Были распространены рассказы о воен. подвигах, легенды о происхождении священной силы и встречах с духами.
Открытый в нач. 1820-х гг. тракт Санта-Фе прошёл через земли К., которые постоянно нападали на путешественников и торговцев. В 1830-е гг. происходили вооруж. столкновения с оседжами и переселёнными на Индейскую территорию с востока племенами, с 1836 – с Техасской республикой. В 1853 в Форт-Аткинсоне заключили договор с США, гарантировавший свободный проезд по тракту Санта-Фе в обмен на ежегодные выплаты. В 1867 вместе с кайова получили резервацию в районе совр. г. Форт-Силл на юго-западе Индейской территории; часть групп Квахада и Котсотика продолжали кочевать в степях Техаса. В 1874–75 К. играли лидирующую роль в войне на р. Ред-Ривер, после поражения были окончательно поселены в резервации. С кон. 1880-х гг. распространился пейотизм. В 1901 резервация поделена на частные наделы (аллоды). Разработка нефти на землях К. позволила им получать высокую арендную плату. После смерти в 1911 вождя Куана Паркера управлялись т. н. Деловым к-том кайова, К. и кайова-апачи. Во время 2-й мировой войны из К. было создано спец. подразделение в составе войск связи, использовавшее команчский яз. в качестве шифра. В 1966 правительство признало «Племя команчи Оклахомы».
Совр. К. сильно метисированы. Большинство из них сдают свои наделы белым фермерам и нефтедобытчикам. Многие работают на базах ВВС, пожарными, егерями и др. Сохраняются большие семьи, традиц. ритуалы (пляска Погремушки) и игры, сопровождающиеся сольным пением под аккомпанемент бубна.