КАЙО́ВА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЙО́ВА (от самоназвания группы койгу), индейский народ в США. Численность св. 8,3 тыс. чел. (2000, перепись), согласно данным Бюро по делам индейцев – 12,5 тыс. чел. (2000); почти половина проживает в штате Оклахома. Говорят в осн. на англ. яз., ок. 1 тыс. чел. (в осн. старшего поколения) – на языке кайова, образующем ветвь кайова-таноанских языков. В состав К. отд. общиной входит группа степных апачи – кайова-апачи (самоназвание надийша-дена – наши люди). Численность 1,3 тыс. чел. (2000, перепись). Верующие в осн. приверженцы Туземной амер. церкви Сев. Америки (пейотисты), есть методисты и приверженцы традиц. культов.
Согласно преданию, К. пришли на Великие равнины с верховьев р. Йеллоустон. Постепенно продвигаясь на юго-восток, достигли района Блэк-Хилс и установили дружественные отношения с кроу. Предположительно в нач. 18 в. к К. присоединилась часть степных апачи (кайова-апачи); вероятно, от апачи К. заимствовали лошадь. В нач. 19 в. жили в районе р. Норт-Платт. Союз с команчами 1806 позволил К. охотиться на огромной территории юга Великих равнин (запад штата Канзас и совр. штат Оклахома, восток штата Колорадо, север штата Техас). В 1-й пол. 19 в. оттеснены чейеннами и дакота на юг, за р. Арканзас.
Традиц. культура типична для индейцев Великих равнин. Осн. занятия – конная охота на бизонов и набеги за лошадьми. Выделялись социальные слои: ондеки онгоп (богачи, высшие) – наиболее значимые вожди общин, хранители святынь; ондегупай (следующие за высшими) – вожди, воины, шаманы, некоторые удачливые молодые воины; коон (тихие, вызывающие жалость) – безлошадные индейцы, обычно не участвующие в набегах; допом (никто) – отщепенцы, преступники. Билатеральные родств. группы составляли кочевую общину (топотого) во главе с вождём (топотоки). Кочевые общины объединялись в племенные подразделения, размещавшиеся в племенном лагере в определённом порядке по кругу: ката (Кусачие – по назв. арикара, народа группы кэддо); когуи (Лоси); койгу, или собственно К.; кинеп (Большие Щиты); семат (Воры), или кайова-апачи; конталуй (Чёрные Мальчики); куато (Вытащенные; истреблены дакота в 1780). Кайова-апачи отличались от других К. матрилокальностью брачного поселения и обычаями избегания. Существовали мужские возрастные и вневозрастные союзы. Система терминов родства бифуркативная в 1-м восходящем и нисходящем поколениях и генерационная в поколении Эго. Зафиксировано слияние альтернативных поколений (взаимная терминология, общие термины для дедов, внуков, правнуков и сиблингов); сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Была распространена сороральная полигамия, кросскузенные браки были запрещены. Традиц. религия основана на вере в существование священной силы (дой). Ритуальные специалисты (дойомки) изготовляли священные предметы с пиктограммами (боевые щиты, т. н. геральдич. типи, и др.). Они могли передаваться по наследству, дариться, продаваться; их владельцы образовывали союзы (напр., союзы Щитов тайме, Орлиных щитов, Бизоньих щитов, Совиных щитов, Пяти щитов и др.). Осн. церемонией была летняя Пляска Солнца (Кото), где гл. культовым предметом была каменная антропоморфная фигурка (тайме). Существовало пиктографич. летописание (см. «Перечни зим»). Был развит культ 10 «священных связок» (талидой), в которые, по преданию, превратился один из мифологич. близнецов (Тали, букв. – мальчики). Мифы о близнецах и их бабушке Старухе-паучихе дозволялось рассказывать только хранителям «священных связок» и только летом. Другой мифологич. цикл связан с трикстером, демиургом и культурным героем Сенде, о чьих похождениях слушали только зимой.
Договорные отношения с американцами с 1837. В 1867 К. вместе с команчами была предоставлена резервация на Индейской территории (в районе совр. г. Форт-Силл). В нач. 1870-х гг. К. раскололись на «мирных», оставшихся в резервации, и «враждебных», бежавших в степи. В 1874–75 участвовали в Войне на Ред-Ривере. Поражения в борьбе с американцами убедили мн. К. отказаться от традиц. культов. Пляска Солнца была проведена в последний раз в 1887. Среди К. распространился пейотизм, в 1890 они участвовали в движении Пляска Духа. В 1901 резервация была разделена на частные наделы, б. ч. её продана белым колонистам.
Совр. К. сильно метисированы; заняты в с. х-ве, мелком предпринимательстве. Есть врачи, инженеры, писатели (в т. ч. лауреат Пулитцеровской пр. по литературе в 1969 Н. С. Момадей), художники (в т. ч. «Пятёрка кайова»: С. Аза, Дж. Очия, Дж. Хокеа, С. Мопопе и М. Тсатоке, а также Л. Тсатоке, Г. Топпа и др.).