КРО́У
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРО́У (от англ. crow – ворона; самоназвание – апсароке, апсалоке), индейский народ группы сиу на севере США. Численность ок. 9,2 тыс. чел. (2000, перепись); согласно данным Бюро по делам индейцев, 9,8 тыс. чел. (1998), из них св. 7 тыс. чел. – в резервации на юге штата Монтана. Говорят в осн. на англ. яз., св. 4 тыс. чел. (преим. старшего возраста) сохраняют яз. кроу миссурийской ветви сиу языков. Письменность на основе лат. графики. Верующие – баптисты, католики, евангелисты, пятидесятники, более 40% – приверженцы Туземной американской церкви Сев. Америки (пейотисты).
Родственны хидатса, занимавшимся земледелием в верхнем течении р. Миссури, от которых окончательно отделились в 3-й четв. 18 в. К 1730 заимствовали (вероятно, у команчи, не-персе и шошонов) лошадь и, вытеснив шошонов на запад, заняли бассейн р. Йеллоустон, оставили земледелие (кроме выращивания табака) и перешли к кочевничеству. Стали посредниками в торговле между земледельч. племенами Миссури и коневодч. племенами региона Плато (не-персе, шошоны, флатхед). Традиц. культура типична для индейцев Великих равнин. Осн. занятие – конная загонная охота на бизонов и оленей, в зимний период добывали вапити, горных баранов и медведей. Делились на территориальные группы: речные К. (вирресапере – «справляющие нужду на речном берегу») – по р. Миссури; горные (ашарахо – «множество домов») – в верховьях р. Йеллоустон и отделившиеся от них к 1850 «битые ногой в живот» (ерарапио) – в верховьях рек Бигхорн и Паудер. Система экзогамных матрилинейных родов (12–13 родов в 19 в.) пересекалась с территориальным делением; важную роль играло также отцовское родство (был запрещён брак мужчины с женщинами из рода матери, для женщины – с мужчинами как из рода матери, так и из рода отца). Практиковались сороральная полигиния, отношения подшучивания между кузенами – потомками мужчин одного рода и избегание родителей супругов. Система терминов родства бифуркативного типа с генерационным скосом типа «кроу» и элементами скользящего счёта поколений (младший брат обозначается тем же термином, что и сын сестры); сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу; термины родства делятся на референтивные и вокативные. Весной большие семьи объединялись для совместной охоты и проведения обрядов, осенью распадались снова. Враждовали с черноногими, тетонами и др. Существовали 11 или более мужских возрастных и вневозрастных союзов: Лисы, Нарост на дереве, Большие Псы, Грязные руки, Владельцы молота, Владельцы быка и др. Для обретения статуса вождя (ваче-ичче – «хороший человек») необходимо было свершение 4 воен. подвигов: захват оружия из рук живого врага; нанесение первого удара по врагу; кража лошади, привязанной у типи во вражеском лагере; предводительство отрядом, вернувшимся из набега с добычей. Совет старейшин выбирал «вождя лагеря» (ашваче-ичче) и «ведущего кочевую общину» (акда-ло-чиале), возглавлявшего группу при перекочёвках; лагерной полицией назначался один из мужских союзов. Основой религ. практики была вера в магич. силу (вахпе – «священная», «имеющая силу»), которую обретали с помощью ритуалов поиска видéния (посты и жертвоприношение своей плоти), реже «одалживали» в отцовском роду. Осн. церемония – Пляска Солнца. Существовали особые религ. союзы (Табака, Лошадиного танца, Священной трубки). Гл. божеством считалось Солнце («отец»), отождествлявшееся в мифах творения с Первотворцом (И-Чихква-Хире), Тем, Кто Над Нами (Ва-Куккуре) и Стариком-Койотом. Известны мифы о потопе, добывании земли со дна, создании Первого мужчины и Первой женщины (Иса-Хкаша-Риа). К. создали особый стиль одежды и украшений, заимствованный др. племенами Великих равнин, Плато и Большого Бассейна.
Первые торговые фактории на землях К. появились в нач. 19 в. Гл. факторией стал основанный в 1829 Форт-Юнион. В 1880 К. поселились в границах совр. резервации; перешли к скотоводству. В 1920 резервация была поделена на индивидуальные наделы. В 1948 утверждён Генеральный совет во главе с председателем. К. получают от правительства многомиллионные выплаты за ранее уступленные земли. Многие из них имеют высшее образование, почти все остаются в резервации, работая в системе образования. В 1980 основан племенной колледж (Литл-Бигхорн-колледж), часть предметов преподаётся только на языке К. У совр. К. сохраняются церемонии союза Табака, обряды типа потлача; с 1941 проводится Пляска Солнца в варианте вост. шошонов. С 1904 проводится Ярмарка кроу, сопровождающаяся конным парадом, родео и др. (св. 50 тыс. участников и зрителей).