Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРО́У

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

КРО́У (от англ. crow – во­ро­на; са­мо­на­зва­ние – ап­са­ро­ке, ап­са­ло­ке), ин­дей­ский на­род груп­пы сиу на се­ве­ре США. Чис­лен­ность ок. 9,2 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись); со­глас­но дан­ным Бю­ро по де­лам ин­дей­цев, 9,8 тыс. чел. (1998), из них св. 7 тыс. чел. – в ре­зер­ва­ции на юге шта­та Мон­та­на. Го­во­рят в осн. на англ. яз., св. 4 тыс. чел. (пре­им. стар­ше­го воз­рас­та) со­хра­ня­ют яз. кроу мис­су­рий­ской вет­ви сиу язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Ве­рую­щие – бап­ти­сты, ка­то­ли­ки, еван­ге­ли­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки, бо­лее 40% – при­вер­жен­цы Ту­зем­ной аме­ри­кан­ской церк­ви Сев. Аме­ри­ки (пей­о­ти­сты).

Магическая Ворона (Перитс-Шинакпес), вождь кроу. Фото Ч. Белла (1880). Смитсоновский институт (Вашингтон).
Индейцы кроу – Старая Ворона (Перитс-Хар-Стс) и его жена Красивая Магическая Трубка (Иш-Ип-Чи-Вак-Па-И-Чис). Фото Дж. и Г. Улке (1872–73). Смитсоновский институт (Вашингтон).

Род­ст­вен­ны хи­дат­са, за­ни­мав­шим­ся зем­ле­де­ли­ем в верх­нем те­че­нии р. Мис­су­ри, от ко­то­рых окон­ча­тель­но от­де­ли­лись в 3-й четв. 18 в. К 1730 за­им­ст­во­ва­ли (ве­ро­ят­но, у ко­ман­чи, не-пер­се и шо­шо­нов) ло­шадь и, вы­тес­нив шо­шо­нов на за­пад, за­ня­ли бас­сейн р. Йел­ло­устон, ос­та­ви­ли зем­ле­де­лие (кро­ме вы­ра­щи­ва­ния та­ба­ка) и пе­ре­шли к ко­чев­ни­че­ст­ву. Ста­ли по­сред­ни­ка­ми в тор­гов­ле ме­ж­ду зем­ле­дельч. пле­ме­на­ми Мис­су­ри и ко­не­водч. пле­ме­на­ми ре­гио­на Пла­то (не-пер­се, шо­шо­ны, флат­хед). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин. Осн. за­ня­тие – кон­ная за­гон­ная охо­та на би­зо­нов и оле­ней, в зим­ний пе­ри­од до­бы­ва­ли ва­пи­ти, гор­ных ба­ра­нов и мед­ве­дей. Де­ли­лись на тер­ри­то­ри­аль­ные груп­пы: реч­ные К. (вир­ре­са­пе­ре – «справ­ляю­щие ну­ж­ду на реч­ном бе­ре­гу») – по р. Мис­су­ри; гор­ные (аша­ра­хо – «мно­же­ст­во до­мов») – в вер­ховь­ях р. Йел­ло­устон и от­де­лив­шие­ся от них к 1850 «би­тые но­гой в жи­вот» (ера­ра­пио) – в вер­ховь­ях рек Биг­хорн и Пау­дер. Сис­те­ма эк­зо­гам­ных мат­ри­ли­ней­ных ро­дов (12–13 ро­дов в 19 в.) пе­ре­се­ка­лась с тер­ри­то­ри­аль­ным де­ле­ни­ем; важ­ную роль иг­рало так­же от­цов­ское род­ст­во (был за­пре­щён брак муж­чи­ны с жен­щи­на­ми из ро­да ма­те­ри, для жен­щи­ны – с муж­чи­на­ми как из ро­да ма­те­ри, так и из ро­да от­ца). Прак­ти­ко­ва­лись со­ро­раль­ная по­ли­ги­ния, от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния меж­ду ку­зе­на­ми – по­том­ка­ми муж­чин од­но­го ро­да и из­бе­га­ние ро­ди­те­лей суп­ру­гов. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­ра­ци­он­ным ско­сом ти­па «кроу» и эле­мен­та­ми сколь­зя­ще­го счё­та по­ко­ле­ний (млад­ший брат обоз­на­ча­ет­ся тем же тер­ми­ном, что и сын се­стры); сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу; тер­ми­ны род­ст­ва де­лят­ся на ре­фе­рен­тив­ные и во­ка­тив­ные. Вес­ной боль­шие се­мьи объ­е­ди­ня­лись для со­вме­ст­ной охо­ты и про­ве­де­ния об­ря­дов, осе­нью рас­па­да­лись сно­ва. Вра­ж­до­ва­ли с чер­но­но­ги­ми, те­то­на­ми и др. Су­ще­ст­во­ва­ли 11 или бо­лее муж­ских воз­рас­тных и вне­воз­ра­ст­ных сою­зов: Ли­сы, На­рост на де­ре­ве, Боль­шие Псы, Гряз­ные ру­ки, Вла­дель­цы мо­ло­та, Вла­дель­цы бы­ка и др. Для об­ре­те­ния ста­ту­са во­ж­дя (ва­че-ич­че – «хо­ро­ший че­ло­век») не­об­хо­ди­мо бы­ло свер­ше­ние 4 во­ен. под­ви­гов: за­хват ору­жия из рук жи­во­го вра­га; на­несе­ние пер­во­го уда­ра по вра­гу; кра­жа ло­ша­ди, при­вя­зан­ной у ти­пи во вра­жеском ла­ге­ре; пред­во­ди­тель­ст­во от­ря­дом, вер­нув­шим­ся из на­бе­га с до­бы­чей. Со­вет ста­рей­шин вы­би­рал «во­ж­дя ла­ге­ря» (аш­ва­че-ич­че) и «ве­ду­ще­го ко­че­вую об­щи­ну» (ак­да-ло-чиа­ле), воз­глав­ляв­ше­го груп­пу при пе­ре­ко­чёв­ках; ла­гер­ной по­ли­ци­ей на­зна­чал­ся один из муж­ских сою­зов. Ос­но­вой ре­лиг. прак­ти­ки бы­ла ве­ра в ма­гич. си­лу (вах­пе – «свя­щен­ная», «имею­щая си­лу»), ко­то­рую об­ре­та­ли с по­мо­щью ри­туа­лов по­ис­ка ви­дéния (по­сты и жерт­во­при­но­ше­ние сво­ей пло­ти), ре­же «одал­жи­ва­ли» в от­цов­ском ро­ду. Осн. це­ре­мо­ния – Пля­ска Солн­ца. Су­ще­ст­во­ва­ли осо­бые ре­лиг. сою­зы (Та­ба­ка, Ло­ша­ди­но­го тан­ца, Свя­щен­ной труб­ки). Гл. бо­же­ст­вом счи­та­лось Солн­це («отец»), ото­жде­ст­в­ляв­шее­ся в ми­фах тво­ре­ния с Пер­во­твор­цом (И-Чих­ква-Хи­ре), Тем, Кто Над На­ми (Ва-Кук­ку­ре) и Ста­ри­ком-Кой­о­том. Из­вест­ны ми­фы о по­то­пе, до­бы­ва­нии зем­ли со дна, соз­да­нии Пер­во­го муж­чи­ны и Пер­вой жен­щи­ны (Иса-Хка­ша-Риа). К. соз­да­ли осо­бый стиль оде­ж­ды и ук­ра­ше­ний, за­имст­во­ван­ный др. пле­ме­на­ми Ве­ли­ких рав­нин, Пла­то и Боль­шо­го Бас­сей­на.

Пер­вые тор­го­вые фак­то­рии на зем­лях К. поя­ви­лись в нач. 19 в. Гл. фак­то­ри­ей стал ос­но­ван­ный в 1829 Форт-Юни­он. В 1880 К. по­се­ли­лись в гра­ни­цах совр. ре­зер­ва­ции; пе­ре­шли к ско­то­вод­ст­ву. В 1920 ре­зер­ва­ция бы­ла по­де­ле­на на ин­ди­ви­ду­аль­ные на­де­лы. В 1948 ут­вер­ждён Ге­не­раль­ный со­вет во гла­ве с пред­се­да­те­лем. К. по­лу­ча­ют от пра­ви­тель­ст­ва мно­го­мил­ли­он­ные вы­пла­ты за ра­нее ус­ту­п­лен­ные зем­ли. Мно­гие из них име­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние, поч­ти все ос­та­ют­ся в ре­зер­ва­ции, ра­бо­тая в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния. В 1980 ос­но­ван пле­мен­ной кол­ледж (Литл-Биг­хорн-кол­ледж), часть пред­ме­тов пре­по­да­ёт­ся толь­ко на язы­ке К. У совр. К. со­хра­ня­ют­ся це­ре­мо­нии сою­за Та­ба­ка, об­ря­ды ти­па по­тла­ча; с 1941 про­во­дит­ся Пля­ска Солн­ца в ва­ри­ан­те вост. шо­шо­нов. С 1904 про­во­дит­ся Яр­мар­ка кроу, со­про­во­ж­даю­щая­ся кон­ным па­ра­дом, ро­део и др. (св. 50 тыс. уча­ст­ни­ков и зри­те­лей).

Лит.: Lowie R. H. Myths and traditions of the Crow Indians. N. Y., 1918. L., 1993; idem. The Crow Indians. N. Y., 1935. Lincoln, 2004; Wildschut W., Ewers J. C. Crow Indian Be­ad­work. A descriptive and historical study. N. Y., 1959; Voget F. W. Crow // Handbook of North American Indians. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 2.

Вернуться к началу