ЧЕРНОНО́ГИЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕРНОНО́ГИЕ, блэкфут (англ. Blackfoot; самоназвание ниицитапи – «народ»), народы группы зап. алгонкинов на юге Канады (юг пров. Альберта) и севере США (северо-запад штата Монтана). В Канаде живут собственно Ч. (самоназвание сиксика – «чёрные ступни»; 3 тыс. чел. – 2011, данные Деп-та по делам индейцев и Сев. территорий; резервация на р. Боу, графства Валкан и Ньюэлл), сев. пиеганы (самоназвание пикуни – «облезлые накидки»; 1,2 тыс. чел.; резервация на р. Олдмен, дистрикт Уиллоу-Крик) и блад (англ. blood – «кровавые», самоназвание кайна – «много вождей»; 4,7 тыс. чел.; резервация в междуречье Белли и Сент-Мэри, графства Кардстон и Летбридж), в США – юж. пиеганы (самоназвание аамсскаапипикани; 27,3 тыс. чел., с метисами 105,3 тыс. чел. – 2010, перепись; резервация в округах Глейшер и Пондера). Говорят в осн. по-английски, 0,8 тыс. чел. в Канаде (2011, перепись) и св. 1 тыс. чел. в США сохраняют яз. блэкфут зап. группы алгонкинских языков; письменность на основе лат. алфавита. Верующие – католики, методисты, англикане; сохраняются традиц. культы.
Своей историч. родиной Ч. считают север степного региона в междуречье Норт-Саскачевана и Боу, часть исследователей помещают её в лесных районах сев.-вост. Саскачевана. К сер. 18 в. с обретением лошади кочевали между реками Ред-Дир (сиксика), Боу и Белли (блад) на севере и Милк и Миссури (пиеганы) на юге. Столкновение с участниками экспедиции М. Льюиса и У. Кларка в 1806 привело к враждебным отношениям между Ч. и амер. торговцами. В 1831 заключили первый договор с Амер. пушной компанией, построившей Форт-Пиеган (позднее Форт-Маккензи). Были известны как конфедерация Ч., в разное время к ним примыкали также ацина (гро-вантры) и атапаски-сарси.
Традиц. культура характерна для индейцев Великих равнин. Осн. традиц. занятие – охота на бизонов. Делились на экзогамные кочевые общины (по 9 у сиксика и блад, 15 у пиеганов), возглавляемые ненаследств. вождём. Счёт родства билатеральный, система терминов родства генерационная. Были распространены полигиния, сорорат, левират, отношения подшучивания между мужем и сёстрами жены, избегания с тёщей. Важную роль играли возрастные мужские общества (Голуби, Москиты, Храбрецы, Все храбрые псы, Хвост впереди, Носители ворона, Псы, Лисы, Ловцы, Быки). Юноши, проходя обряд поиска виде́ния, обретали личных духов-покровителей. Ч. верили в демиурга и трикстера Напи (Старик), гл. божествами считались Солнце, его жена Луна и сын Утренняя звезда. Обряды были связаны в осн. со «священными связками» (особенно со связками Священных трубок и Бобра). Летом проводилась Пляска Солнца (Окан, Магич. хижина).
По договору 1855 племён севера Великих равнин с правительством США Ч. получили огромную резервацию, которая впоследствии сокращалась и в 1907–1912 была поделена на аллоды; в 1934 амер. Ч. приняли конституцию. Канад. Ч. получили резервации в 1877 (договор № 7). Среди них сохраняются церемонии и религ. общества.