Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕРНОНО́ГИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 486

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
Черноногие. Индеец пиеган Большое Устье. Одет в рубаху из замши с рисунками, на плече – локон от скальпа. Фото Э. Кёртиса. Кон. 19 – нач. 20 вв.

ЧЕРНОНО́ГИЕ, блэк­фут (англ. Blackfoot; са­мо­на­зва­ние ни­ици­та­пи – «на­род»), на­ро­ды груп­пы зап. ал­гон­ки­нов на юге Ка­на­ды (юг пров. Аль­бер­та) и се­ве­ре США (се­ве­ро-за­пад шта­та Мон­та­на). В Ка­на­де жи­вут соб­ст­вен­но Ч. (са­мо­назва­ние сик­си­ка – «чёр­ные ступ­ни»; 3 тыс. чел. – 2011, дан­ные Деп-та по де­лам ин­дей­цев и Сев. тер­ри­то­рий; ре­зер­ва­ция на р. Боу, граф­ст­ва Вал­кан и Ньюэлл), сев. пие­га­ны (са­мо­на­зва­ние пи­ку­ни – «об­лез­лые на­кид­ки»; 1,2 тыс. чел.; ре­зер­ва­ция на р. Олд­мен, ди­ст­рикт Уил­лоу-Крик) и блад (англ. blood – «кро­вавые», са­мо­на­зва­ние кай­на – «мно­го во­ж­дей»; 4,7 тыс. чел.; ре­зер­ва­ция в ме­ж­ду­ре­чье Бел­ли и Сент-Мэ­ри, граф­ст­ва Кард­стон и Лет­бридж), в США – юж. пие­га­ны (са­мо­на­зва­ние аамс­ска­апи­пи­ка­ни; 27,3 тыс. чел., с ме­ти­са­ми 105,3 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись; ре­зер­ва­ция в ок­ру­гах Глей­шер и Пон­де­ра). Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, 0,8 тыс. чел. в Ка­на­де (2011, пе­ре­пись) и св. 1 тыс. чел. в США со­хра­ня­ют яз. блэк­фут зап. груп­пы ал­гон­кин­ских язы­ков; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки, ме­то­ди­сты, анг­ли­ка­не; со­хра­ня­ют­ся тра­диц. куль­ты.

Сво­ей ис­то­рич. ро­ди­ной Ч. счи­та­ют се­вер степ­но­го ре­гио­на в ме­ж­ду­ре­чье Норт-Сас­ка­че­ва­на и Боу, часть ис­сле­до­ва­те­лей по­ме­ща­ют её в лес­ных рай­онах сев.-вост. Сас­ка­че­ва­на. К сер. 18 в. с об­ре­те­ни­ем ло­ша­ди ко­че­ва­ли ме­ж­ду ре­ка­ми Ред-Дир (сик­си­ка), Боу и Бел­ли (блад) на се­ве­ре и Милк и Мис­су­ри (пиеганы) на юге. Столк­но­ве­ние с уча­ст­ни­ка­ми экс­пе­ди­ции М. Льюи­са и У. Клар­ка в 1806 при­ве­ло к вра­ж­деб­ным от­но­ше­ни­ям ме­ж­ду Ч. и амер. тор­гов­ца­ми. В 1831 за­клю­чи­ли пер­вый до­го­вор с Амер. пуш­ной ком­па­ни­ей, по­стро­ив­шей Форт-Пие­ган (позд­нее Форт-Мак­кен­зи). Бы­ли из­вест­ны как кон­фе­де­ра­ция Ч., в раз­ное вре­мя к ним при­мы­ка­ли так­же аци­на (гро-ван­тры) и ата­па­ски-сар­си.

Тра­диц. куль­ту­ра ха­рак­тер­на для ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин. Осн. тра­диц. за­ня­тие – охо­та на би­зо­нов. Де­ли­лись на эк­зо­гам­ные ко­че­вые об­щи­ны (по 9 у сик­си­ка и блад, 15 у пие­га­нов), воз­глав­ляе­мые не­на­следств. во­ж­дём. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный, сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­ра­ци­он­ная. Бы­ли рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, со­ро­рат, ле­ви­рат, от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния ме­ж­ду му­жем и сё­ст­ра­ми же­ны, из­бе­га­ния с тёщей. Важ­ную роль иг­ра­ли воз­рас­тные муж­ские об­ще­ст­ва (Го­лу­би, Мос­ки­ты, Храб­ре­цы, Все храб­рые псы, Хвост впе­ре­ди, Но­си­те­ли во­ро­на, Псы, Ли­сы, Лов­цы, Бы­ки). Юно­ши, про­хо­дя об­ряд по­ис­ка ви­де́­ния, об­ре­та­ли лич­ных ду­хов-по­кро­ви­те­лей. Ч. ве­ри­ли в де­ми­ур­га и трик­сте­ра На­пи (Ста­рик), гл. бо­же­ст­ва­ми счи­та­лись Солн­це, его же­на Лу­на и сын Ут­рен­няя звез­да. Об­ря­ды бы­ли свя­за­ны в осн. со «свя­щен­ны­ми связ­ка­ми» (осо­бен­но со связ­ка­ми Свя­щен­ных тру­бок и Боб­ра). Ле­том про­во­ди­лась Пля­ска Солн­ца (Окан, Ма­гич. хи­жи­на).

По до­го­во­ру 1855 пле­мён се­ве­ра Ве­ли­ких рав­нин с пра­ви­тель­ст­вом США Ч. по­лу­чи­ли ог­ром­ную ре­зер­ва­цию, ко­то­рая впо­след­ст­вии со­кра­ща­лась и в 1907–1912 бы­ла по­де­ле­на на ал­ло­ды; в 1934 амер. Ч. при­ня­ли кон­сти­ту­цию. Ка­над. Ч. по­лу­чи­ли ре­зер­ва­ции в 1877 (до­го­вор № 7). Сре­ди них со­хра­ня­ют­ся це­ре­мо­нии и ре­лиг. об­ще­ст­ва.

Лит.: McClintock W. The Old North trail; or, Life, legends and religion of the Blackfeet Indians. L.; Lincoln, 1910; Ewers J. C. The horse in blackfoot Indian culture: With comparative material from other western tribes. Wash., 1979; Bullchild Percy. The sun came down: The history of the world as my Blackfeet Elders told it. S. F., 1985; Dempsey H. A. Blackfoot // Handbook of North American Indians. Wash., 2001. Vol. 13.

Вернуться к началу