АТАПА́СКИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АТАПА́СКИ, атабаски (самоназвания на мн. языках дене, дине – люди), группа индейских народов, говорящих на атабаскских языках, в Сев. Америке. Численность в США 422 тыс. чел. (в т. ч. на Аляске – 19 тыс. чел., в Калифорнии и Орегоне – 8 тыс. чел., апачи и навахо – 395 тыс. чел.; 2000, перепись), из них чистокровных А. – 346 тыс. чел.; в Канаде, по разным оценкам, – от 24 тыс. до 45 тыс. чел.
Общие предки А. и индейцев эяк и тлинкитов (носители на-дене языков) были одними из последних переселенцев из Сев.-Вост. Азии в Америку (5–4-е тыс. до н. э.). Праатапаски выделились из этого единства ок. 1500 до н. э. как группа, склонная к внутриконтинентальной, а не береговой среде обитания. Прародина А. предположительно находится в верхнем течении р. Юкон. В процессе расселения А. распались на 3 группы.
Северные А. на западе субарктич. зоны Америки разделяются на 3 подгруппы. А. Аляски включают: ингалик (дег-хитан, 275 чел.), холикачук (200 чел.), коюкон (2300 чел.), верхнекускоквимцев (колчан, 160 чел.), танайна (денаина, 900 чел.), атна (атена, 500 чел.), танана (нижние танана, 380 чел.), танакросс (220 чел.), верхних танана (300 чел., из них часть в Канаде), хан (250 чел., из них 200 чел. в Канаде), кучин (кутчин, гвичин; 2300 чел., из них 1200 чел. в Канаде; 1997, оценка). К А. Кордильер (Канада: территория Юкон, пров. Британская Колумбия, отчасти пров. Альберта) относятся: тутчоне (2400 чел.), тагиш (400 чел.), каска (900 чел.), талтан (750 чел.), секани (600 чел.), бабин (сев. карриер, 2200 чел.), карриер (юж. карриер, 2600 чел.), чилкотин (1800 чел.), а также переселившиеся в прерии сарси (600 чел.), вымершие цецаут (жившие к западу от Кордильер, вблизи Тихоокеанского побережья) и никола (мигрировавшие на юг, в р-н Плато). Подгруппа А. бассейна р. Маккензи (Канада: Северо-Западные территории, север Британской Колумбии, провинции Альберта, Саскачеван, Манитоба) включает бивер (600 чел.), слэйви (юж. слэйви, 3600 чел.), маунтэн, хэр и бэрлейк, иногда объединяемые под назв. сев. слэйви (общая численность 1600 чел.), догриб (тличо, 3000 чел.; 1987–2000, оценка), чипевайан (св. 15 тыс. чел. – 2004, оценка); ранее выделявшиеся йеллоунайф ныне слились с чипевайан и отчасти с догриб.
Традиционная культура сев. А. типична для индейцев Субарктики. Осн. занятие – охота на крупного таёжного зверя, а также на все виды дичи, включая грызунов, у А. Аляски – также промысел лосося. Жилище – полусферич. или коническое, крытое шкурами; у А. Аляски известны полуземлянки, крытые дёрном (под влиянием эскимосов), одежда из рыбьей кожи. Общая особенность атапаскской одежды – штаны, составляющие одно целое с обувью. У А. Аляски и Кордильер преобладали матрилинейные роды, в бассейне Маккензи – билатеральные группы. Важнейший обряд – погребальный (покойники помещались на дерев. платформе или сжигались), большое значение имел потлач.
С началом контактов с европейцами (с кон. 17 в. на востоке – с торговцами Компании Гудзонова залива, с кон. 18 в. на западе – с русскими, см. Русская Америка) осн. значение приобретает товарный пушной промысел. Сев. А. обращены в католичество и протестантство, ряд А. Аляски – в православие (сохраняется среди верхнекускоквимцев, б. ч. танайна и ингалик). Живут в осн. вне резерваций. На Аляске большое значение имеют индейские паевые инвестиционные фонды, распоряжающиеся племенными землями.
Тихоокеанские А. включают 3 подгруппы. К колумбийским А. (нижнее течение р. Колумбия) относятся ныне вымершие квалиоква и клацканаи (тлацканаи). Подгруппа орегонских А. включает: верх. умпква (ампква, 1051 чел.), коквилл (576 чел.), а также часта-коста, тутутни, галис, апплгейт, четко и др., ныне не сохранившихся как отд. племена (общая численность 388 чел.); большинство орегонских А. было поселено в 1850-х гг. в резервациях Силец и Гранд-Ронд; к этой подгруппе относятся также толова (смит-ривер, 960 чел.), живущие в осн. на севере Калифорнии. В подгруппу калифорнийских А. входят: хупа и слившиеся с ними чилула (3100 чел.), вилкут (редвуд, 30 чел.), маттол (97 чел.), бэр-ривер (129 чел.), вайлаки (1732 чел.), лассик (6 чел.), като (175 чел. – 2000, перепись США), вымершие синкйоне и нонгатл.
Тихоокеанские А. мигрировали в регион с севера в сер. 1-го тыс. н. э. Их традиционная культура представляла собой континуум между культурами индейцев сев.-зап. побережья Сев. Америки и Калифорнии; квалиоква и клацканаи сохраняли черты, характерные для индейцев Субарктики. Осн. занятия – сбор желудей и промысел лосося, а также охота; у береговых народов (тутутни, толова, маттол, синкйоне) – промысел морского зверя, корюшки, моллюсков, яиц чаек. Преобладал патрилинейный счёт родства. Лидерство основывалось на личном богатстве, денежным эквивалентом служили раковины, лезвия из обсидиана и кремня, скальпы дятлов, шкуры оленя редкой раскраски и др. Осн. ритуалы – обряды присвоения имени, женские инициации, похоронные, ежегодные церемонии обновления мира, сопровождавшиеся демонстрацией богатства; были распространены ритуальные бани.
К началу контактов с американцами (2-я четв. – сер. 19 в.) тихоокеанские А. насчитывали до 20 тыс. чел. Численность большинства резко сократилась уже в первые десятилетия контактов, выжившие индейцы поселены в резервации (менее других пострадали хупа, получившие резервацию на исконной территории). С 1880-х гг. мн. А., особенно в Орегоне, стали последователями шейкеризма (разновидности синкретических культов).
Южные А. – апачи и навахо, к 14–15 вв. мигрировавшие из Субарктики на юго-запад США и прилегающие территории прерий, где восприняли некоторые черты культуры соседних народов (земледелие у навахо, охота на бизона у апачи и др.), сохранив при этом и черты исконной культуры.
Для А. в целом характерны ориентация на континентальную среду обитания (за исключением прибрежных народов – танайна, толова и отчасти маттол и синкйоне), меркантилизм и индивидуализм, сохранение дистанции по отношению к соседним народам в сочетании с высокой адаптивной способностью и восприимчивостью к культурным инновациям. Юж. и тихоокеанские А., далеко ушедшие от исконной прародины, несмотря на близость языков, не сохранили памяти о своих миграциях. Реконструируются общие признаки праатапаскской системы терминов родства.