Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПА́ЧИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 104

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
Вождь западных апачи Нальто. Аризона, 1880-е гг. Фото Ф. Рэнделла. Смитсоновский институт (Вашингтон).

АПА́ЧИ (апа­че, са­мо­на­зва­ния – ди­не, нде, тинде и др.; букв. – лю­ди), груп­па ата­паск­ских на­ро­дов на юго-за­па­де США. Вклю­ча­ют на­ва­хо, зап. А. [сан-кар­лос, уайт-ма­ун­тэн, тон­то, си­бе­куэ и др.; штат Ари­зо­на: ре­зер­ва­ции Сан-Кар­лос (9,9 тыс. чел.), Форт-Апачи (12,4 тыс. чел.), Камп-Вер­де (700 чел.), Пей­сон (133 чел.)], чи­ри­кахуа (чи­ри­кауа, чи­ри­ка­ва; ре­зер­ва­ция Мес­ка­ле­ро в шта­те Нью-Мек­си­ко – 1,1 тыс. чел., 237 чел. в шта­те Ок­ла­хо­ма), мес­ка­ле­ро (ре­зер­ва­ция Мес­ка­ле­ро – 5,5 тыс. чел.), хи­ка­рил­ья (хи­ка­ри­лла, ика­ри­йа; ре­зер­ва­ция Хи­ка­рил­ья-Апа­чи в шта­те Нью-Мек­си­ко – 3,1 тыс. чел.), ли­пан (ре­зер­ва­ция Мес­ка­ле­ро – ок. 50 чел.), кай­о­ва-А. (408 чел. в шта­те Ок­ла­хо­ма). Жи­вут так­же вне ре­зер­ва­ций, в т. ч. в го­ро­дах. Об­щая чис­лен­ность «чисто­кров­ных» А. (без на­ва­хо) – 57 тыс. чел., ме­ти­сов – ок. 97 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись). Го­во­рят на язы­ках апач­ской груп­пы ата­баск­ских язы­ков; рас­про­стра­не­ны так­же анг­лий­ский, мес­та­ми – исп. язык. Ве­рую­щие – хри­стиа­не (пре­сви­те­риа­не, лю­те­ра­не, кон­гре­га­цио­ни­сты, ме­то­ди­сты, бап­ти­сты, мен­но­ни­ты, по­сле­до­ва­те­ли Епи­ско­паль­ной церк­ви в США, Ту­зем­ной амер. церк­ви Сев. Аме­ри­ки, Ин­дей­ской ре­фор­ми­ро­ван­ной церк­ви Св. Ио­си­фа, Пя­ти­де­сят­ни­че­ской церк­ви апа­чи, Не­за­ви­си­мой церк­ви апа­чи, Ту­зем­ной аме­р. церк­ви на­ва­хо и др.); со­хра­ня­ет­ся ша­ма­низм.

Пред­ки А. поя­ви­лись на юго-за­па­де США в 14–15 вв. в ре­зуль­та­те ми­гра­ции с се­ве­ра ата­пас­ков. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев юго-за­па­да США; зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся от куль­ту­ры бо­лее ран­не­го на­се­ле­ния ре­ги­о­на (пу­эб­ло), со­дер­жит эле­мен­ты куль­ту­ры ин­дей­цев Боль­шо­го Бас­сей­на (зап. А. и чи­ри­кахуа) и куль­ту­ры Ве­ли­ких Рав­нин (кай­о­ва-А., ли­пан и хи­ка­рил­ья). Осн. за­ня­тия: охо­та и со­би­ра­тель­ст­во, зем­ле­де­лие (на­ва­хо, зап. А.; в мень­шей сте­пе­ни – хи­ка­рил­ья и ли­пан). С по­яв­ле­ни­ем ло­ша­ди рас­про­стра­ни­лась кон­ная охо­та на би­зо­нов (кай­о­ва-А., ли­пан, хи­ка­рил­ья). Ве­ли по­лу­ко­че­вой и ко­че­вой (кай­о­ва-А. и часть хи­ка­рил­ья) об­раз жиз­ни. Тра­диц. жи­ли­ще – ви­ки­ап (кро­ме кай­о­ва-А.), ти­пи (кай­о­ва-А., хи­ка­рил­ья, ли­пан, мес­ка­ле­ро). Де­ли­лись на боль­ше­се­мей­ные мат­ри­ло­каль­ные груп­пы. Был рас­про­стра­нён культ «свя­щен­ных свя­зок» (у кай­о­ва-А. и ли­пан), об­ряд ини­циа­ции де­во­чек, та­нец Гор­ных ду­хов (кро­ме кай­о­ва-А.), це­ремо­ни­аль­ный бег-эс­та­фе­та (у хи­ка­рилья). Осн. фольк­лор­ный ге­рой – трик­стер-кой­от. Ис­пан­ская (с кон. 16 в.), мек­си­кан­ская и аме­ри­кан­ская (с 1845) ко­ло­ни­за­ция встре­ти­ла упор­ное со­про­тив­ле­ние А. (вос­ста­ние чи­ри­кахуа под пред­во­ди­тель­ст­вом вож­дя Дже­ро­ни­мо про­дол­жа­лось до 1886). С 1850-х гг. на­ча­лось пе­ре­се­ле­ние А. в ре­зер­ва­ции. Совр. А. за­ня­ты жи­вот­но­вод­ст­вом, фер­мер­ст­вом, ле­со­раз­ра­бот­ка­ми, в го­ро­дах – ра­бо­той по най­му, в ря­де ре­зер­ва­ций по­лу­ча­ют до­хо­ды от ту­риз­ма (охо­та, гор­ные лы­жи), игор­но­го биз­не­са.

Лит.: Good­win G. The so­cial or­gani­za­tion of the west­ern Apache. Chi., 1942; Forbes J. D. Apache, Na­vaho and Span­iard. Nor­man, 1960; Apachean culture, history and ethnology / Ed. K. Basso and M. Opler. Tuscon, 1971; Op­ler M. E. The Apachean culture pattern and its origins // Handbook of North American Indians. Wash., 1983; idem. Apache od­ys­sey: a jour­ney be­tween two worlds. N. Y., 2002.

Вернуться к началу