АПА́ЧИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АПА́ЧИ (апаче, самоназвания – дине, нде, тинде и др.; букв. – люди), группа атапаскских народов на юго-западе США. Включают навахо, зап. А. [сан-карлос, уайт-маунтэн, тонто, сибекуэ и др.; штат Аризона: резервации Сан-Карлос (9,9 тыс. чел.), Форт-Апачи (12,4 тыс. чел.), Камп-Верде (700 чел.), Пейсон (133 чел.)], чирикахуа (чирикауа, чирикава; резервация Мескалеро в штате Нью-Мексико – 1,1 тыс. чел., 237 чел. в штате Оклахома), мескалеро (резервация Мескалеро – 5,5 тыс. чел.), хикарилья (хикарилла, икарийа; резервация Хикарилья-Апачи в штате Нью-Мексико – 3,1 тыс. чел.), липан (резервация Мескалеро – ок. 50 чел.), кайова-А. (408 чел. в штате Оклахома). Живут также вне резерваций, в т. ч. в городах. Общая численность «чистокровных» А. (без навахо) – 57 тыс. чел., метисов – ок. 97 тыс. чел. (2000, перепись). Говорят на языках апачской группы атабаскских языков; распространены также английский, местами – исп. язык. Верующие – христиане (пресвитериане, лютеране, конгрегационисты, методисты, баптисты, меннониты, последователи Епископальной церкви в США, Туземной амер. церкви Сев. Америки, Индейской реформированной церкви Св. Иосифа, Пятидесятнической церкви апачи, Независимой церкви апачи, Туземной амер. церкви навахо и др.); сохраняется шаманизм.
Предки А. появились на юго-западе США в 14–15 вв. в результате миграции с севера атапасков. Традиц. культура типична для индейцев юго-запада США; значительно отличается от культуры более раннего населения региона (пуэбло), содержит элементы культуры индейцев Большого Бассейна (зап. А. и чирикахуа) и культуры Великих Равнин (кайова-А., липан и хикарилья). Осн. занятия: охота и собирательство, земледелие (навахо, зап. А.; в меньшей степени – хикарилья и липан). С появлением лошади распространилась конная охота на бизонов (кайова-А., липан, хикарилья). Вели полукочевой и кочевой (кайова-А. и часть хикарилья) образ жизни. Традиц. жилище – викиап (кроме кайова-А.), типи (кайова-А., хикарилья, липан, мескалеро). Делились на большесемейные матрилокальные группы. Был распространён культ «священных связок» (у кайова-А. и липан), обряд инициации девочек, танец Горных духов (кроме кайова-А.), церемониальный бег-эстафета (у хикарилья). Осн. фольклорный герой – трикстер-койот. Испанская (с кон. 16 в.), мексиканская и американская (с 1845) колонизация встретила упорное сопротивление А. (восстание чирикахуа под предводительством вождя Джеронимо продолжалось до 1886). С 1850-х гг. началось переселение А. в резервации. Совр. А. заняты животноводством, фермерством, лесоразработками, в городах – работой по найму, в ряде резерваций получают доходы от туризма (охота, горные лыжи), игорного бизнеса.