ПЛЯ́СКА СО́ЛНЦА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЯ́СКА СО́ЛНЦА (на яз. дакота «виванйан вачипи» – пляска смотрения на солнце), ежегодная общеплеменная религ. церемония у индейцев Великих равнин (сарси, черноногие, чейенны, арапахо, ацина, степные кри и оджибве, арикара, хидатса, кроу, понка, кайова, команчи, ассинибойны, дакота) и соседних районов (шошоны и юта); элементы П. С. также известны среди мандан, омаха, пауни.
Распространение П. С. на Великих равнинах происходит в кон. 18 – нач. 19 вв., что связано с распространением конной охоты на бизонов. Возможно, на П. С. оказали влияние обряды земледельч. племён верховьев р. Миссури (мандан, арикара, хидатса и др.). Впервые описана среди племён верхней Миссури Ж. Б. Трюто (1794–96) и Ч. Маккензи (1805).
П. С. проводится в конце весны или летом. Целью П. С. может быть моление о плодородии земли и плодовитости женщин, об удачной общеплеменной охоте на бизона и др. Перед П. С. возводится круглая хижина, в центре водружают столб, на вершине которого делают т. н. гнездо Птицы Грома, в него или под столб помещают череп или шкуру бизона. После подготовит. ритуалов (включая очищение в палатке потения и продолжительный пост) на восходе начинается пляска вокруг столба под аккомпанемент певцов; танцоры свистят в свистки из орлиной кости. Иногда танцоры подвешивают себя к столбу за надрезанную кожу на груди (т. н. жертвоприношение плоти). Как правило, танец продолжается 4 дня. В перерывах рассказываются легенды, устраиваются пантомимы, изображающие подвиги воинов племени и др. события года, пиры, игры, скачки и пр. развлечения (особую роль играют «клоуны»).
С 1883 до 1934 П. С. была запрещена. С 1980-х гг. она стала распространяться среди племён США и Канады. П. С. стали проводить также неиндейцы в США и Европе, что критикуется представителями индейских племён.