Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЯ́СКА СО́ЛНЦА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

ПЛЯ́СКА СО́ЛНЦА (на яз. да­ко­та «ви­ванйан ва­чи­пи» – пля­ска смот­ре­ния на солн­це), еже­год­ная об­ще­пле­мен­ная ре­лиг. це­ре­мо­ния у ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин (сар­си, чер­но­но­гие, чей­ен­ны, ара­па­хо, аци­на, степ­ные кри и од­жиб­ве, ари­ка­ра, хи­дат­са, кроу, пон­ка, кай­о­ва, ко­ман­чи, ас­си­ни­бой­ны, да­ко­та) и со­сед­них рай­онов (шо­шо­ны и юта); эле­мен­ты П. С. так­же из­вест­ны сре­ди ман­дан, ома­ха, пау­ни.

Рас­про­стра­не­ние П. С. на Ве­ли­ких рав­ни­нах про­ис­хо­дит в кон. 18 – нач. 19 вв., что свя­за­но с рас­про­стра­не­ни­ем кон­ной охо­ты на би­зо­нов. Воз­мож­но, на П. С. ока­за­ли влия­ние об­ря­ды зем­ле­дельч. пле­мён вер­хо­вь­ев р. Мис­су­ри (ман­дан, ари­ка­ра, хи­дат­са и др.). Впер­вые опи­са­на сре­ди пле­мён верх­ней Мис­су­ри Ж. Б. Трю­то (1794–96) и Ч. Мак­кен­зи (1805).

«Жертвоприношение плоти» на Пляске Солнца у черноногих. Фото Р. Н. Уилсона (1892, Альберта, Канада). Музей естественной истории (Нью-Йорк).

П. С. про­во­дит­ся в кон­це вес­ны или ле­том. Це­лью П. С. мо­жет быть мо­ле­ние о пло­до­ро­дии зем­ли и пло­до­ви­то­сти жен­щин, об удач­ной об­ще­пле­мен­ной охо­те на би­зо­на и др. Пе­ред П. С. воз­во­дит­ся круг­лая хи­жи­на, в цен­тре во­дру­жа­ют столб, на вер­ши­не ко­то­ро­го де­ла­ют т. н. гнез­до Пти­цы Гро­ма, в не­го или под столб по­ме­ща­ют че­реп или шку­ру би­зо­на. По­сле под­го­то­вит. ри­туа­лов (вклю­чая очи­ще­ние в па­лат­ке по­те­ния и про­дол­жи­тель­ный пост) на вос­хо­де на­чи­на­ет­ся пля­ска во­круг стол­ба под ак­ком­па­не­мент пев­цов; тан­цо­ры сви­стят в сви­ст­ки из ор­ли­ной кос­ти. Иногда танцоры подвешивают се­бя к столбу за надрезанную кожу на гру­ди (т. н. жертвоприношение плоти). Как пра­ви­ло, та­нец про­дол­жа­ет­ся 4 дня. В пе­ре­ры­вах рас­ска­зы­ва­ют­ся ле­ген­ды, уст­раи­ва­ют­ся пан­то­ми­мы, изо­бра­жаю­щие под­ви­ги вои­нов пле­ме­ни и др. со­бы­тия го­да, пи­ры, иг­ры, скач­ки и пр. раз­вле­че­ния (осо­бую роль иг­ра­ют «кло­уны»).

С 1883 до 1934 П. С. бы­ла за­пре­ще­на. С 1980-х гг. она ста­ла рас­про­стра­нять­ся сре­ди пле­мён США и Ка­на­ды. П. С. ста­ли про­во­дить так­же не­ин­дей­цы в США и Ев­ро­пе, что кри­ти­ку­ет­ся пред­ста­ви­те­ля­ми ин­дей­ских пле­мён.

Лит.: Dorsey G. A. The Arapaho sun dance. Chi., 1903; idem. The Ponca sun dance. Chi., 1905; Vissler C. The sun dance of the Blackfoot Indians. N. Y., 1918; Archambault J. A. Sun dance // Handbook of North American Indians. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 2.

Вернуться к началу