Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕЙЕ́ННЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 425

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
Вождь северных чейеннов Белый Бизон. Фото Ф. Райнхарта, 1898. Университет индейских народов им. Д. Хаскелла. Лоренс (штат Канзас).

ЧЕЙЕ́ННЫ, шай­ен­ны (от ша­хий­е­на – назв. Ч. на яз. да­ко­та; са­мо­на­зва­ние – ци­ци­стас це­це­хе­ста­хе­се – «те, кто из этих»), ин­дей­ский на­род груп­пы зап. ал­гон­ки­нов в США. Чис­лен­ность 11,4 тыс. чел. (с ме­ти­са­ми – 19 тыс. чел., 2010, пе­ре­пись), из них 6,2 тыс. чел. (по собств. оцен­кам, св. 10 тыс. чел. – 2013) – в ре­зер­ва­ции на р. Тонг на юго-вос­то­ке шта­та Мон­та­на (сев. Ч., но­та­ме­ох­ме­се­хе­се) и 0,3 тыс. чел. – со­вме­ст­но с ара­па­хо в шта­те Ок­ла­хо­ма (юж. Ч., хе­эва­хе­та­нео’о). Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, часть (ок. 40% сре­ди сев. Ч.) со­хра­ня­ют шей­ен­нский яз. зап. груп­пы ал­гон­кин­ских язы­ков. Ве­рую­щие – мен­но­ни­ты, бап­ти­сты, ка­то­ли­ки, в Ок­ла­хо­ме – при­вер­жен­цы Ту­зем­ной амер. церк­ви (пей­о­тизм); со­хра­ня­ют­ся тра­диц. куль­ты.

До по­яв­ле­ния ло­ша­ди (1-я пол. 18 в.) жи­ли на вост. пе­ри­фе­рии Ве­ли­ких рав­нин (совр. штат Мин­не­со­та), за­ни­ма­лись охо­той (в т. ч. се­зон­ной на би­зо­нов) и со­би­ра­тель­ст­вом (ди­кий рис). Под дав­ле­ни­ем од­жиб­ве, да­ко­та и ас­си­ни­бой­нов от­хо­ди­ли на за­пад к р. Мис­су­ри и да­лее к го­рам Блэк-Хилс на за­па­де совр. шта­та Юж. Да­ко­та (го­ра Бэр-Бьютт счи­та­ет­ся у Ч. цен­тром ми­ра Ноа­воз). Де­ли­лись на 10 или бо­лее об­щин: Хе­ви­ск­с­ни­па­хис (Аор­ты), Мои­сео (Крем­ни), Во­та­пио (Едо­ки), Хев­хаи­та­нео (Во­ло­ся­ные ве­рёв­ки), Ои­ви­ма­на (Пар­ши­вые), Хи­сио­ме­та­нео (На греб­не), Су­тайо (пре­ж­де бы­ли отд. на­ро­дом) и др. Управ­ля­лись со­ве­том из 44 вы­бор­ных во­ж­дей. К нач. 19 в. пе­ре­се­ли­лись на юг, к 1830-м гг. сев. об­щи­ны ста­ли ко­че­вать в ни­зовь­ях р. Норт-Платт и р. Са­ут-Платт, юж­ные – у Бентс-Олд-Фор­та, в вер­ховь­ях р. Ар­кан­зас.

Тра­диц. куль­ту­ра ха­рак­тер­на для ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин. Се­мья боль­шая, брак мат­ри­ло­каль­ный, счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный, сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­ная. Во гла­ве пан­те­о­на сто­ит де­ми­ург Ма­хео, да­ро­вав­ший куль­тур­но­му ге­рою Ч. (Слад­кая Ма­гия) на го­ре Ноа­воз че­ты­ре Свя­щен­ные стре­лы (хра­ни­те­ли Свя­щен­ных стрел и Свя­щен­ной шап­ки Есе­вон, пер­во­на­чаль­но свя­ты­ни Су­тайо, вхо­ди­ли в Со­вет 44). Зе­нит счи­тал­ся до­мом Ма­хео, на­дир (зем­ля) – жен­ским бо­же­ст­вом (Хее­сто­це). Осн. об­ря­ды – це­ре­мо­нии об­нов­ле­ния Свя­щен­ных стрел, Пля­ска Солн­ца (Ма­ги­че­ская хи­жи­на), Пля­ска жи­вот­ных (Мас­са­ум, Бе­ше­ная хи­жи­на). Важ­ную роль иг­ра­ли муж­ские (Лю­ди-Псы, Ли­сы, Скреб­ки, Те­ти­вы, Про­ти­во­по­лож­ные, Крас­ные щи­ты) и жен­ские (важ­ней­шее – Вы­ши­валь­щиц) об­ще­ст­ва. С 1880-х гг. рас­про­стра­ня­лись пей­о­тизм и Пля­ска Ду­ха.

До­го­вор­ные от­но­ше­ния с США с 1825. До­го­вор с ин­дей­ца­ми Ве­ли­ких рав­нин в Форт-Ла­ра­ми 1851 оп­ре­де­лил гра­ни­цы пле­мен­ных зе­мель Ч. (впо­след­ст­вии со­кра­щён­ных до­го­во­ром 1861, по­сле че­го от юж. Ч. от­ко­ло­лись Лю­ди-Псы). С кон. 1850-х гг. Ч. вое­ва­ли про­тив аме­ри­кан­цев в сою­зе с кай­о­ва и ко­ман­чи (юж. Ч.), да­ко­та и ара­па­хо (сев. Ч.). По­сле ря­да во­ен. по­ра­же­ний (на р. Со­ло­мон 29.7.1857; раз­гром Лю­дей-Псов на р. Сам­мит-Спрингс 11.7.1869) и ис­треб­ле­ния мир­ных групп Ч. (на р. Санд-Крик 29.11.1864; на р. Уо­ши­то 27.11.1868) в 1869 юж. Ч. бы­ли за­гна­ны в ре­зер­ва­цию на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию, от­ку­да в 1878–79 часть их бе­жа­ла на се­вер к Блэк-Хилс. Сев. Ч. в рай­оне р. Пау­дер уча­ст­во­ва­ли со­вме­ст­но с да­ко­та и ара­па­хо в сра­же­ни­ях при Литл-Биг­хорн (17–26.6.1876) и в Вой­не за Чёр­ные хол­мы 1876–77 (см. так­же «Ин­дей­ские вой­ны»), но в 1878 бы­ли по­се­ле­ны вме­сте с те­тон в ре­зер­ва­ции Пайн-Ридж на юге шта­та Юж. Да­ко­та. К 1891 все сев. Ч. и часть юж. Ч. бы­ли по­се­ле­ны в ре­зер­ва­ции в Мон­та­не. С 1935 у сев. Ч. и с 1937 у юж. Ч. сфор­ми­ро­ва­лось са­мо­управ­ле­ние; у сев. Ч. боль­шую роль иг­ра­ют тра­диц. Со­вет 44 и муж­ские об­ще­ст­ва.

Лит.: Grinnell G. B. The Cheyenne Indians: Their history and ways of life. N. Y., 1962. Vol. 1–2; Powell P. J. People of the sacred mountain: A history of the northern Cheyenne chiefs and warrior societies. S. F., 1981. Vol. 1–2; Cheyenne dog soldiers: A ledgerbook history of coups and combat. Denver; Niwot, 1997; Moore J. H. a.o. Cheyenne // Handbook of North Ame­rican Indians. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 2.

Вернуться к началу