ЧЕЙЕ́ННЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕЙЕ́ННЫ, шайенны (от шахийена – назв. Ч. на яз. дакота; самоназвание – цицистас цецехестахесе – «те, кто из этих»), индейский народ группы зап. алгонкинов в США. Численность 11,4 тыс. чел. (с метисами – 19 тыс. чел., 2010, перепись), из них 6,2 тыс. чел. (по собств. оценкам, св. 10 тыс. чел. – 2013) – в резервации на р. Тонг на юго-востоке штата Монтана (сев. Ч., нотамеохмесехесе) и 0,3 тыс. чел. – совместно с арапахо в штате Оклахома (юж. Ч., хеэвахетанео’о). Говорят в осн. по-английски, часть (ок. 40% среди сев. Ч.) сохраняют шейеннский яз. зап. группы алгонкинских языков. Верующие – меннониты, баптисты, католики, в Оклахоме – приверженцы Туземной амер. церкви (пейотизм); сохраняются традиц. культы.
До появления лошади (1-я пол. 18 в.) жили на вост. периферии Великих равнин (совр. штат Миннесота), занимались охотой (в т. ч. сезонной на бизонов) и собирательством (дикий рис). Под давлением оджибве, дакота и ассинибойнов отходили на запад к р. Миссури и далее к горам Блэк-Хилс на западе совр. штата Юж. Дакота (гора Бэр-Бьютт считается у Ч. центром мира Ноавоз). Делились на 10 или более общин: Хевискснипахис (Аорты), Моисео (Кремни), Вотапио (Едоки), Хевхаитанео (Волосяные верёвки), Оивимана (Паршивые), Хисиометанео (На гребне), Сутайо (прежде были отд. народом) и др. Управлялись советом из 44 выборных вождей. К нач. 19 в. переселились на юг, к 1830-м гг. сев. общины стали кочевать в низовьях р. Норт-Платт и р. Саут-Платт, южные – у Бентс-Олд-Форта, в верховьях р. Арканзас.
Традиц. культура характерна для индейцев Великих равнин. Семья большая, брак матрилокальный, счёт родства билатеральный, система терминов родства бифуркативная. Во главе пантеона стоит демиург Махео, даровавший культурному герою Ч. (Сладкая Магия) на горе Ноавоз четыре Священные стрелы (хранители Священных стрел и Священной шапки Есевон, первоначально святыни Сутайо, входили в Совет 44). Зенит считался домом Махео, надир (земля) – женским божеством (Хеестоце). Осн. обряды – церемонии обновления Священных стрел, Пляска Солнца (Магическая хижина), Пляска животных (Массаум, Бешеная хижина). Важную роль играли мужские (Люди-Псы, Лисы, Скребки, Тетивы, Противоположные, Красные щиты) и женские (важнейшее – Вышивальщиц) общества. С 1880-х гг. распространялись пейотизм и Пляска Духа.
Договорные отношения с США с 1825. Договор с индейцами Великих равнин в Форт-Ларами 1851 определил границы племенных земель Ч. (впоследствии сокращённых договором 1861, после чего от юж. Ч. откололись Люди-Псы). С кон. 1850-х гг. Ч. воевали против американцев в союзе с кайова и команчи (юж. Ч.), дакота и арапахо (сев. Ч.). После ряда воен. поражений (на р. Соломон 29.7.1857; разгром Людей-Псов на р. Саммит-Спрингс 11.7.1869) и истребления мирных групп Ч. (на р. Санд-Крик 29.11.1864; на р. Уошито 27.11.1868) в 1869 юж. Ч. были загнаны в резервацию на Индейскую территорию, откуда в 1878–79 часть их бежала на север к Блэк-Хилс. Сев. Ч. в районе р. Паудер участвовали совместно с дакота и арапахо в сражениях при Литл-Бигхорн (17–26.6.1876) и в Войне за Чёрные холмы 1876–77 (см. также «Индейские войны»), но в 1878 были поселены вместе с тетон в резервации Пайн-Ридж на юге штата Юж. Дакота. К 1891 все сев. Ч. и часть юж. Ч. были поселены в резервации в Монтане. С 1935 у сев. Ч. и с 1937 у юж. Ч. сформировалось самоуправление; у сев. Ч. большую роль играют традиц. Совет 44 и мужские общества.