ПЕЙОТИ́ЗМ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕЙОТИ́ЗМ, у индейцев Сев. Америки культы, основанные на употреблении галлюциногена из кактуса лофофора Уильямса рода лофофора (астекское пейотль), распространённого в долине р. Рио-Гранде и на севере Мексики. Пейотль использовался в обрядах индейцев Сев. Мексики и юга США с архаич. периода. Во 2-й пол. 19 в. его заимствовали у апачи-липан индейцы Великих равнин. С кон. 1880-х гг. П. получил широкое распространение среди племён, переселённых на т. н. Индейскую территорию (ныне штат Оклахома), где он оформился в синкретич. паниндейскую религию, в значит. степени вытеснив прежние обрядовые практики обретения контакта со сверхъестеств. миром – поиск видений путём поста и молитвы, Пляску Солнца и др.; лидеры П. среди команчей (Квана Паркер) и кайова (Апиатон) убедили своих последователей не принимать участие в Пляске Духа. В 1914 П. принял назв. «Перворождённая церковь Христа», с 1918 – «Туземная американская церковь» (Native American Church). С 1958 стал распространяться среди индейцев Канады. Согласно Федеральному закону США о свободном исповедании индейских культов 1978, приверженцам Туземной амер. церкви было предоставлено исключит. право применять пейотль в церемониальных целях.
В основе совр. П. лежит вера в единого Бога (часто называемого Мескалито) и в возможность общения со сверхъестеств. миром с помощью пейотля; последователи П. почитают Иисуса Христа (как индейского культурного героя), Троицу в др. Обряд (meeting) обычно проводится в ночь с субботы на воскресенье (а также по христианским и гражд. праздникам и в др. случаях), чаще в особой палатке-типи. Участники сидят вокруг алтаря (преим. в форме полумесяца); службу возглавляет «следующий по тропе пейотля» (Roadman). Обряд включает потребление (жевание) определённого числа молодых отпочкований пейотля, исполнение (гл. обр. индивидуальное) по очереди молитв (peyote song) под аккомпанемент водяного барабана и погремушек из тыквы, использование особого опахала из перьев; в конце и начале церемонии совершают омовение и пьют воду, завершается ритуал общей трапезой (кукуруза, фрукты, очищенное от костей мясо). Во время службы могут читать Библию, молиться о выздоровлении, благодарить за рождение ребёнка и т. д.