Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЯ́СКА ДУ́ХА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 464

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
Пляска Духа у арапахо. Фото Дж. Муни (1890, Оклахома). Смитсоновский институт, Национальные антропологические архивы (Вашингтон).

ПЛЯ́СКА ДУ́ХА, Пля­ска Ду­хов (на яз. да­ко­та – ва­на­ги ва­чи­пи; у пай­ют и кайо­ва «кру­го­вой та­нец», у шо­шо­нов «во­ло­че­ние ног», у ко­ман­чей «та­нец От­ца» и т. д.), син­кре­ти­че­ское мес­сиа­ни­ст­ское ре­ли­ги­оз­ное дви­же­ние, рас­про­стра­нив­шее­ся сре­ди сев.-амер. ин­дей­цев в кон. 19 в. Осн. идея П. Д. – ве­ра в гря­ду­щее вос­со­еди­не­ние жи­ву­щих ин­дей­цев со свои­ми умер­ши­ми еди­но­пле­мен­ни­ка­ми и в воз­вра­ще­ние преж­них «сча­ст­ли­вых» вре­мён. На­хо­ди­лось под силь­ным влия­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва.

Тол­чок к по­яв­ле­нию П. Д. да­ла про­по­ведь за­кли­на­те­ля сев. пай­ют Вид­зи­во­ба о «по­се­ще­нии» им ми­ра мё­рт­вых с при­зывом к ин­дей­цам ис­пол­нять кру­го­вую пляс­ку вок­руг ко­ст­ра (не­га­ба) и мо­лить­ся о воз­вра­ще­нии на зем­лю умер­ших род­ст­вен­ни­ков и ди­чи. Даль­ней­шее раз­ви­тие П. Д. по­лу­ча­ет с по­яв­ле­ни­ем про­по­вед­ни­ка Во­во­ки – сы­на за­кли­на­те­ля сев. пай­ют, вос­пи­тан­но­го в хри­сти­ан­ской се­мье, где он по­лу­чил имя Джек Уил­сон. Со­глас­но Во­во­ке, явив­ший­ся ему во вре­мя сол­неч­но­го за­тме­ния 1.1.1889 Ии­сус Хри­стос при­звал жить пра­вед­ной жиз­нью в мир­ном со­сед­ст­ве с бе­лы­ми по­селен­ца­ми и про­во­дить мно­го­днев­ные (обыч­но пя­ти­днев­ные) кру­го­вые тан­цы с це­лью впа­де­ния в транс и по­лу­че­ния ви­де­ний. Но­вое уче­ние бы­ст­ро на­шло по­сле­до­ва­те­лей и собств. про­ро­ков сре­ди пле­мён от Ка­ли­фор­нии до Юго-За­па­да, Пла­то, Ве­ли­ких рав­нин, а так­же сте­пей Юж. Ка­на­ды. Сре­ди да­ко­та П. Д. при­ня­ла фор­му ожи­да­ния кон­ца све­та (мил­ле­на­ризм) и воз­ро­ж­де­ния тра­диц. жиз­ни ин­дей­цев без бе­лых, бы­ла за­пре­ще­на амер. вла­стя­ми. 15.12.1890 во вре­мя аре­ста был убит ре­лиг. и по­ли­тич. ли­дер да­ко­та Си­дя­щий Бык; 29 дек. при ра­зо­ру­же­нии взя­тых в плен при­вер­жен­цев П. Д. про­изош­ла рез­ня у Вун­дед-Ни. В 20 в. со смер­тью по­след­них про­ро­ков и ак­тив­ных по­сле­до­ва­те­лей об­ря­ды бы­ли пре­кра­ще­ны. Сре­ди не­ко­то­рых пле­мён (кэд­до и др.) про­дол­жа­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние пе­сен это­го дви­же­ния.

Лит.: Mooney J. The ghost-dance religion and the Sioux outbreak of 1890. Wash., 1896; Thornton R. We shall live again: the 1870 and 1890 ghost dance movements as demographic revitalization. Camb., 1986; Hittman M. Wo­voka and the ghost dance. Yerington, 1990; Du Bois C. The 1870 ghost dance. Lincoln, 2007; Andersson R.-H. The Lakota ghost dance of 1890. Lincoln, 2008.

Вернуться к началу