ПАЙЮ́Т
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЙЮ́Т (самоназвания – пайют, пайючиме; нымы – человек, люди, индейцы), группа юто-астекских народов на западе США. Численность 13,8 тыс. чел., в т. ч. 4,4 тыс. метисов (2010, перепись). Включает северные (нуму, нума; 22 локальные группы, юж. группы известны как павиотсо) и южные (нунуви; 16 групп, включая чемехуэви) П. Севернопаютский яз. (нуму) относится к зап. группе, южнопаютский (юте, нывы, колорадо-ривер; общий с юта) – к юж. группе нумийской ветви юто-астекских языков (к ним близки вост. моно, или П. долины реки Оуэнс). На языках пайют говорят 1,4 тыс. чел. (2000, перепись), остальные перешли на англ. яз. Верующие – мормоны, англикане, пейотисты; есть приверженцы традиц. культов.
Традиц. культура П. типична для индейцев Большого Бассейна. Сев. П. жили на северо-западе штата Невада, северо-востоке штата Калифорния, юго-востоке штата Орегон; юж. П. – на юго-востоке штатов Невада и Калифорния, юго-западе штата Юта и северо-западе штата Аризона. Занимались собирательством (сосновые орехи – пиньон, корень камаса, агава, семена дикорастущих растений, ягоды), охотой (олень, антилопа, пустынный большерогий баран, заяц, кролик, суслик), рыболовством. Некоторые группы юж. П. заимствовали у индейцев Юго-Запада земледелие (кукуруза, тыква, дыня, арбуз, реже бобы). Было развито плетение из травы, тростника и луба (корзины, сети, одежда, тростниковые лодки, детские колыбели и др.); земледельцы делали керамич. посуду и курительные трубки. Жилище зимой коническое, крытое тростником и травой (кани), летом – навес (хаба). Одежда из растит. волокон и кожи: двойной передник (у женщин) или набедренная повязка (у мужчин), плащ с отверстием для головы, головной убор усечённо-конич. формы из кожи (у мужчин) или плетённый из травы (у женщин). Обувь – плетённые из луба сандалии на дерев. подошве и мокасины, зимой носили ноговицы из сплетённого луба.
Родственные малые семьи (нанодиква – «вместе с женой») иногда объединялись (по 3–10) в хозяйств. группы (ногади), кочевавшие в пределах определённой территории (тибиуа) и возглавлявшиеся предводителем (пойнаби), должность которого обычно передавалась внутри одной семьи, но не от отца к сыну (за исключением чемехуэви и локальной группы Лас-Вегаса). Известны полигиния (особенно у павиотсо), полиандрия и левират. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа в поколении родителей и генерац. типа в поколении эго. Сиблинги делятся по относит. возрасту и по полу; деды и бабки по линии отца и матери обозначаются разными терминами, которые являются взаимными с терминами для внуков. Традиц. религия основана на вере в магич. силу (пуха), которая может находиться в любом объекте и обладая которой человек может добиться успеха. Имелись шаманы (пухугами). Осн. мифологич. герои – трикстер Койот и его старший брат и антагонист Волк.
Упоминаются в исп. источниках с 1776, хотя ранее юж. П. становились объектом исп. охотников за рабами. С сер. 19 в. постоянные контакты с мормонами, переселившимися в штат Юта. Увеличение числа белых поселенцев привело к вооруж. конфликтам и столкновению с амер. войсками. В 1-й пол. 1870-х гг. большинство П. расселено в резервациях. Движение Пляски Духа, инициированное пророком Вовокой (Джек Уилсон) из сев. П., затронуло отд. группы П. В 1-й пол. 20 в. стали работать по найму у белых фермеров и селиться небольшими колониями на окраинах городов. В 1953–54, во время кампании по прекращению (терминации) федеральной опеки в отношении резерваций, юж. П. лишились 4 резерваций в штате Юта. Совр. П. в осн. заняты в с. х-ве резерваций и работой по найму. Развивается игорный бизнес (казино).