МО́НО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́НО (от назв. на яз. мивок; самоназвание нимми – человек, народ), индейский народ на западе США (в осн. окр. Мадера в штате Калифорния). Численность ок. 1,8 тыс. чел. (2000, перепись). Живут в 9 резервациях (одна – совм. с йокутс). Говорят на англ. яз., ок. 5% – также на яз. моно (ним) нумийской ветви юто-астекских языков. Верующие – протестанты и католики.
Делятся на зап. М. (собств. М., или моначе), проживающих на зап. склонах Сьерры-Невады, и вост. М. (пайют долины р. Оуэнс), живущих в долине р. Оуэнс и вокруг оз. Моно и близких по культуре к сев. пайют. Традиц. культура сочетает элементы культуры индейцев Калифорнии и Большого Бассейна. Занимались бродячей охотой (олень, медведь, земляная белка, кролик), собирательством (кедровые орехи, жёлуди, дикорастущие злаки), у вост. М. – с применением ирригации; зап. М. ловили рыбу с помощью гарпуна и ловушек. Было развито плетение корзин, известна керамика. Жилище – овальные хижины, крытые травой, навесы и др.; для неженатых мужчин строили круглые полуземлянки с конич. крышей, служащие также помещением для паровых бань. В основе традиц. социальной организации – тотемич. патрилинейные роды. Под влиянием йокутс и мивок некоторые М. (т. н. М. Норфорка) делились на патрилинейные половины (наквети) Орла (Квина) и Койота (Иша), во главе каждой из которых стояли наследственные вождь (бохенап; букв. – объявляющий приказы), происходящий из рода Орла, и его помощник – глашатай (нитденап) – из рода Голубя. Высокое положение занимали шаманы обоих полов. Ни роды, ни половины не были строго экзогамными. Традиц. брак в осн. матрилокальный, к кон. 19 в. чаще патрилокальный. Практиковался обычай избегания между мужчиной и родителями его жены. Система терминов родства сходна с системами др. нумийских народов: бифуркативная организация в поколении родителей сочетается с генерац. типом в поколении эго и четырьмя взаимными терминами для обозначения дедов, бабок, внуков и внучек. Сиблинги делятся по относит. возрасту и, в отличие от др. нумийских народов, также по относит. полу.
Мифы близки к мифологии др. нумийских народов (циклы о трикстере Койоте, приключениях братьев Хайнину и Баумегвесу, мотив раскалённого солнца и пр.), но заметны и влияния мифологий пенути Калифорнии (мотив ныряльщика за землёй). Существовали культы родовых тотемов и личных духов-покровителей, вера в злых духов водных источников, представление о реинкарнации душ умерших в животных. Осенью проводилась поминальная церемония («Плач»), весной – инициация подростков обоих полов, сопровождавшаяся принятием настоя из дурмана. В 1870 М. были первым народом к западу от Сьерры-Невады, воспринявшим первоначальный вариант Пляски Духов; в связи с его провалом в Пляске Духов 1890 М. уже не участвовали.
В 1860-е гг. в результате конфликтов с амер. поселенцами были насильно переселены в резервацию. Впоследствии покинули её и осели в окрестностях небольших городов и богатых ранчо, в нач. 20 в. большинство поселений М. приобрели статус резерваций. Совр. М. работают по найму в с. х-ве, занимаются мелким фермерством.