Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Ю́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
Северные юта. Фото Ч. В. Картера. 1860-е гг. Национальные антропологические архивы (Вашингтон).

Ю́ТА, юте, юты (са­мо­на­зва­ние – ну­чи, букв. – че­ло­век), ин­дей­ский на­род груп­пы юж. шо­шо­нов в США. Чис­лен­ность 11,5 тыс. чел., из них 4,1 тыс. ме­ти­сов (2010, пе­ре­пись). Де­лят­ся на сев. Ю. в ср. те­че­нии Грин-Ри­вер, го­рах Юин­та, Уэст-Та­ва­путс и Ист-Та­ва­путс (ре­зер­ва­ция Юин­та-Урей на се­ве­ро-вос­то­ке шта­та Юта – 1,9 тыс. чел.), гор­ных Ю. (ре­зер­ва­ция Ют-Ма­ун­тин на юго-за­па­де шта­та Ко­ло­ра­до, се­ве­ро-за­па­де Нью-Мек­си­ко и юго-вос­то­ке шта­та Юта – 1,5 тыс. чел.) и юж. Ю. (ре­зер­ва­ция на юго-за­па­де шта­та Ко­ло­ра­до – 1,6 тыс. чел.). Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, 0,9 тыс. чел. (2007) – на яз. юта юж. груп­пы ну­мий­ской вет­ви юто-ас­тек­ских язы­ков. Ве­рую­щие в осн. про­тес­тан­ты, есть при­вер­жен­цы пей­о­тиз­ма и тра­диц. куль­тов.

Ра­нее про­жи­ва­ли на тер­ри­то­рии вост. Юты и зап. и центр. Ко­ло­ра­до, де­ли­лись на вост. (муа­че, ка­по­те, ви­ни­ну­че, ун­ком­паг­ре, или та­ви­вач, па­ру­са­нуч и ям­па) и зап. (юин­та, па­вант, тим­па­но­гоц, сан­пиц и моа­нунц) Ю. Тра­диц. куль­ту­ра Ю. ти­пич­на для ин­дей­цев Боль­шо­го бас­сей­на. За­ни­ма­лись охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом и ры­бо­лов­ст­вом; бы­ло из­вест­но пле­те­ние кор­зин, у зап. Ю. – гон­чар­ст­во. Вост. Ю. в нач. 17 в. по­лу­чи­ли от ис­пан­цев ло­шадь и пе­ре­шли к ко­че­вой охо­те на би­зо­нов на Ве­ли­ких рав­ни­нах; зап. Ю. вос­при­ня­ли эле­мен­ты ко­че­вой куль­ту­ры к нач. 19 в. Осн. жи­ли­щем у зап. Ю. был ко­нич. ви­ки­ап, у вос­точ­ных – ти­пи. Тер­ри­то­ри­аль­ные груп­пы де­ли­лись на эк­зо­гам­ные об­щи­ны, пред­во­ди­те­ли ко­то­рых вхо­ди­ли в со­вет при во­ж­де груп­пы. Брак мат­ри­ло­каль­ный, бы­ла рас­про­стра­не­на по­ли­ги­ния. Прак­ти­ко­ва­ли об­ря­ды как тра­ди­ци­он­ные для Боль­шо­го бас­сей­на (Мед­ве­жья пля­ска), так и за­им­ст­во­ван­ные из сте­пей (Свя­щен­ная труб­ка, Пля­ска Солн­ца).

Ю. со­вер­ша­ли по­сто­ян­ные на­бе­ги на по­се­ле­ния ис­пан­цев (за­тем – мек­си­кан­цев), пу­эб­ло, на­ва­хо, апа­чи, ко­ман­чи. В нач. 19 в. вост. Ю. бы­ли поч­ти пол­но­стью вы­тес­не­ны с тер­ри­то­рии сте­пей ара­па­хо, чей­ен­на­ми, да­ко­та и ко­ман­чи. До­го­вор­ные от­но­ше­ния с аме­ри­кан­ца­ми с 1849, в 1864 бы­ла об­ра­зо­ва­на ре­зер­ва­ция Юин­та-Урей, в 1868 поч­ти все Ю. бы­ли вы­се­ле­ны из центр. Ко­ло­ра­до. Воо­руж. столк­но­ве­ния с по­се­лен­ца­ми и ар­ми­ей США про­ис­хо­ди­ли в 1853–1854, 1865–72 (кон­флик­ты с мор­мо­на­ми) и 1879 (т. н. Рез­ня Ми­ке­ра). С кон. 19 в. до 1934 ре­зер­ва­ции под­вер­га­лись ал­ло­ди­за­ции (см. в ст. Ре­зер­ва­ция).

Лит.: Smith A. M. Cooke ethnography of the Northern Ute // Museum of New Mexico Papers in Anthropology. Santa Fe, 1974. № 17; Cal­la­way D., Janetski J., Stewart O. C. Ute // Handbook of North American Indians. Wash., 1986. Vol. 11.

Вернуться к началу