ШОШО́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШОШО́НЫ, 1) группа индейских народов на западе США. Языки нумийской ветви юто-астекских языков. Делятся на зап. (моно и сев. пайют), центр. (собств. Ш., команчи и панаминт) и юж. (юта, юж. пайют, кавайису) шошонов.
2) Собственно Ш. (самоназвания – нывы, нымы – «люди»; снейкс – «змеи»), индейские народы в составе группы шошонов. Включают западных Ш. (5,8 тыс. чел., из них 0,9 тыс. метисов – 2010, перепись; 18 резерваций в штате Юта, на востоке Калифорнии и северо-западе штата Невада), северных Ш. (Ш.-банноки, в осн. резервация Форт-Холл к югу от водохранилища Американ-Фолс на р. Снейк на юго-востоке Айдахо; 5,3 тыс. чел., 0,9 тыс. метисов) и восточных Ш. (резервация Уинд-Ривер в Вайоминге; 2,8 тыс. чел., 0,2 тыс. метисов). Говорят в осн. по-английски, 2,9 тыс. чел. – на яз. шошони центр. группы нумийской ветви юто-астекских языков (2000, перепись); письменность на основе лат. графики. Верующие – протестанты, последователи пейотизма и традиц. культов.
Традиц. культура в осн. типична для индейцев Большого Бассейна, испытали сильное влияние индейцев Калифорнии (зап. Ш.) и Плато (сев. Ш.). Занимались охотой, собирательством и рыболовством (у сев. Ш.). Жилище – викиап (зап. и сев. Ш.) и типи (сев. и вост. Ш.). Сев. Ш. поддерживали тесные связи с банноками (группа сев. пайют). Вост. Ш. вместе с отделившимися от них впоследствии команчи в 16–17 вв. проживали на западе Великих равнин, где охотились на бизонов; с появлением лошади превратились в воинственный кочевой народ, в кон. 18 – нач. 19 вв. вытеснены черноногими и др. на запад. Зап. Ш. жили небольшими группами (св. 40, наиболее известны – гошуте), возглавляемыми вождями (теквани); сев. Ш. – крупными локальными группами (яхандека, агайдека, тукудека, каммедека и др.); вост. Ш. – двумя группами (едоки горных баранов и едоки бизонов), которые делились на кочевые общины во главе с вождём. У вост. Ш. роль вождей была сильнее выражена, существовало два воен. общества (Жёлтые брови и Брёвна). Ш. верили в особую силу (пуха), обладатели которой становились шаманами. Были распространены ритуальные танцы (Танец отца, общественные круговые танцы и др., у вост. Ш. с нач. 19 в. – Пляска Солнца). Особое сакральное значение придавалось местам с древней наскальной живописью (поха кани – «дом силы»). Мифологич. герои – Волк и Койот.
Контакты с трапперами и торговцами с кон. 18 – нач. 19 вв. С 1860-х гг. поселены в резервации (из самых бедных в США). В 1860–70-х гг. происходили столкновения с поселенцами и армией США (1863 – резня на Бэр-Ривер, 1878–1879 – Война с едоками овец). В нач. 20 в. распространяется пейотизм. В сер. 20 в. Ш. удалось выиграть большинство земельных исков и получить большую компенсацию, что положительно повлияло на их экономику.