ОДЖИ́БВЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОДЖИ́БВЕ (самоназвания: анишинабе – настоящий человек; оджибве – от очипве «сморщенные, морщинистые», по особому способу шитья мокасин; миссисога, сото, в США – чиппева), народ группы центральных алгонкинов. Живут на Ср. Западе США (28 резерваций в штатах Мичиган, Висконсин, Миннесота, Монтана и Сев. Дакота) и в Канаде (125 общин в провинциях Онтарио, Манитоба, Саскачеван, Альберта и Брит. Колумбия). Численность в Канаде 140 тыс. чел. (1996, перепись), в США 105 тыс. чел. (2000, перепись). Говорят в осн. по-английски; языками оджибва владеют 47,7 тыс. чел. в Канаде (2006, перепись) и 8,4 тыс. чел. в США (2009, данные U. S. English Foundation). В осн. последователи традиц. культов, а также католики (Канада) и методисты (США).
Предки О., вероятно, ок. 1500 переселились с востока в район оз. Верхнее. К 19 в. подразделялись на неск. территориальных групп.
Юго-восточные О. включали: сото (от Со-де-Гастон, Sault de Gaston – старого назв. Су-Сент-Мари; самоназвание – бавитиговининиваг) – между озёрами Верхнее и Гурон; Волок мускусной крысы (самоназвание – важашк-онигамивининиваг) – сев.-зап. побережье оз. Верхнее; О. буа-фор (самоназвание – загаквандаговининиваг) – сев. побережье оз. Верхнее; нопеминг (самоназвание – нопиминг ажеининиваг) – к северо-востоку от оз. Верхнее и к западу от оз. Ниписсинг; докис – р. Френч-Ривер. Традиц. культура типична для индейцев Северо-Востока США. Занимались земледелием (кукуруза, тыквы), собирали дикий рис, изготовляли кленовый сахар, охотились на лосей, оленей, мелкую дичь и пушного зверя; вместо табака использовали кинникинник – смесь из трав на основе толокнянки и коры ивы, можжевельника и др. Жилище – вигвам. Были тесно связаны с соседними оттава и гуронами.
К юго-западным О. (сев. Висконсин и Миннесота) относились: «люди великой воды» (самоназвание – кичи-гамивининиваг) – юж. побережье оз. Верхнее; О. оз. Лак-дю-Фламбо (самоназвание – васваганивининиваг) – верховья р. Висконсин; «рисовые палки» (по приспособлению по борту лодки для обколачивания метёлок при сборе дикого риса; самоназвание – маноминикешинаг) – верховья р. Сент-Крой; «сидящие на границе» (самоназвание – битан-акинг-энабиджиг) – долины рек Сент-Крой и Намекагон; О. р. Миссисипи (самоназвание – гичи-зибивининиваг) – верховья р. Миссисипи; «грабители» (самоназвание – макандевининиваг) – сев. Миннесота; О. оз. Рейни (самоназвание – годжидживининиваг) – оз. Рейни-Лейк и р. Рейни-Ривер. Юго-зап. О. были близки по культуре к юго-вост. О., но у них менее распространено земледелие.
К северным О. относились племена оз. Айленд, оз. Траут, оз. Дир, оз. Карибу, Оснаберг-Хаус и Форт-Хоп и сото оз. Виннипег. Они охотились семейными группами на территории сев. и сев.-зап. Онтарио и вост. Манитобы, летом поднимались по рекам к Су-Сент-Мари, объединяясь в большие поселения для ловли рыбы; культура типична для канад. Субарктики.
В кон. 18 – нач. 19 вв. часть сев. и юго-зап. О. при дальнейшем движении на запад поселилась на Великих Равнинах (Сев. Дакота, Саскачеван, Альберта, Монтана, вост. Миннесота, вост. Манитоба), переняв культуру равнинных охотников на бизонов (равнинные О.).
Сохраняется деление на тотемич. патрилинейные кланы (тотем – от оджибвейского ододэм), объединяющиеся во фратрии. В 19 в. упоминаются фратрии Сома, Журавля, Медведя, (Маленького) Лося и Куницы. Из клана Журавля часто происходили вожди, из клана Черепахи – шаманы; в кланы Волка и Куницы адоптировали пленных, для метисов по матери был создан клан Белоголового Орлана. Совр. кланы О. образуют фратрии Медведя (Ноке), Маленького Лосиного Хвоста (Мозвановэ), Сома (Вавазиси), Журавля (Басвенажи), Шилохвоста (Анавэ). Мн. кланы сохраняют локальное распространение; осн. «старые» кланы происходят из региона Су-Сент-Мари, из них самый многочисленный – клан Медведя. Одноим. кланы О. и соседних народов считаются родственными, браки между ними запрещены. До 18 в., местами до нач. 20 в., сохранялись матрилатеральный (местами билатеральный) кросскузенный брак и бифуркативная (местами «дравидийская») система терминов родства, сорорат и левират. Существовал обычай подшучивания между кросскузенами и свойственниками. Практиковалось ритуальное «родство по имени»: если человеку снился другой человек, он нарекал его своим именем; тёзки считались родственниками и поддерживали друг друга в течение жизни. В 19 в. нормы кросскузенного брака пришли в упадок и система терминов родства приобрела черты бифуркативно-линейного типа в поколении родителей при сохранении бифуркативного типа в поколении эго. Параллельно существуют два способа обозначения сиблингов – по относит. возрасту и по относит. полу.
О. верили в Великого Духа (Гичи-Манидо), духов предков, ассоциировавшихся со сторонами света, духов животных, великанов-людоедов (виндиго), карликов (мемегвеси), водяных людей (нибинабэ), громовых птиц (анимики) и др. В мифологии выделяется цикл о культурном герое и трикстере Ненабожо (Ваянабожо). Существовали шаманские общества – Мидэвивин (Об-во великой медицины), Вабановин (Об-во рассвета), практиковались ритуалы Джисакан (Трясущаяся палатка), Мадододисван (Палатка потения), ритуальные пиры и поиски видений. Умерших хоронили, завернув в бересту. Над могилой устанавливали дерев. столбик с тотемом умершего. Использовали рисуночное письмо на бересте, в осн. для записи ритуалов мидэвивин и шаманских песен.
Первое упоминание об О. относится к 1640 («Реляции иезуитов»). Наибольшему влиянию европейцев подверглись юго-вост. О. Первая иезуитская миссия основана в 1668 в Су-Сент-Мари. В 1830-е гг. иезуитский миссионер Ф. Барага (словенец по происхождению), впоследствии первый епископ диоцеза Су-Сент-Мари, составил первую грамматику и словарь яз. О. Юго-вост. и в меньшей степени юго-зап. О. участвовали в англо-французских войнах в Канаде 17–18 вв., Бобровых войнах (1642–1701), войнах фоксов (1712–16 и 1728–37), франко-индейской войне (1755–63) на стороне французов. В англо-американской войне 1812–14 поддерживали англичан. Юго- зап. О. воевали с дакота в Висконсине и Миннесоте с 17 в. (в 1680 между ними был заключён первый мирный договор) до депортации дакота из сев. Миннесоты в 1863. Первый договор с французами О. подписали по окончании Бобровых войн в 1701 (Великий монреальский мир). С кон. 18 в. к северным и степным О. применялся этноним «банги». С 1764 по 1930 О. заключили с европейцами, американцами и канадцами 88 мирных договоров и договоров об уступках земель в США и Канаде. Чиппева США сохраняют исключит. право на охоту и рыбную ловлю на уступленных территориях. Сохраняются традиц. ремёсла и промыслы. Совр. О. имеют неск. региональных объединений (Чиппева оз. Верхнее, Союз индейцев Онтарио и др.). К О. принадлежат амер. писатель Дж. Копуэй (Гагигегабо; 1818–69), канад. худ. Норваль Моррисо (1932–2007), учёные, писатели и политич. активисты Дж. Визенор, Л. Эрдрик (Эрдрих), Б. Джонстон, А. Тройер, У. Ладьюк, Л. Пелтиер и др.