Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУРО́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 172

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Воробьёв

ГУРО́НЫ [франц. huron – гру­бый, не­отё­сан­ный, от huré – кос­ма­тый; са­мо­на­зва­ние – ви­ан­дот, ви­ан­дат, вен­дат («ост­ро­ви­тя­не, жи­те­ли по­лу­ост­ро­ва»)], ин­дей­ский на­род груп­пы иро­ке­зов в Сев. Аме­ри­ке. Жи­вут на юго-вос­то­ке Ка­на­ды [ре­зер­ва­ция Ло­ретт (Вен­да­ке) близ г. Кве­бек – 1,2 тыс. чел.; все­го в Ка­на­де – 2,8 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись)] и в США [ви­ан­дот – ре­зер­ва­ции в шта­тах Кан­зас, Ок­ла­хо­ма и Ми­чи­ган; 1,8 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись), по дан­ным ре­зер­ва­ций, от 3 до 4 тыс. чел.]. Го­во­рят в Ка­на­де на франц., в США – на англ. яз. По­след­ний но­си­тель гу­рон­ско­го яз. умер в 1960; ны­не он изу­ча­ет­ся в ре­зер­ва­ци­он­ных шко­лах (пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки). Ло­ретт­ские Г. – ка­то­ли­ки, ви­ан­дот в осн. про­тес­тан­ты-ме­то­ди­сты.

Гуроны: 1 – женщина с ребёнком. Гравюра. 1772; 2 – вождь лореттских гуронов Захария. Фото 1860–70-х гг.; 3 – вождь лореттских гуронов Поль Тахоуренше (Франсуа Ксавье Пикар). Фо...

К на­ча­лу кон­так­тов с ев­ро­пей­ца­ми (16 в.) Г. за­ни­ма­ли тер­ри­то­рию ме­ж­ду зал. Джорд­жи­ан-Бей на оз. Гу­рон и оз. Сим­ко (т. н. Гу­ро­ния). На­счи­ты­ва­ли до 30 тыс. чел., по­сле эпи­де­мии ос­пы 1638 – 10 тыс. чел. Вра­ж­до­ва­ли с Иро­кез­ской ли­гой, со­ста­ви­ли Кон­фе­де­ра­цию 5 пле­мён: Ат­тинь­яу­ан­тан (Лю­ди Мед­ве­дя), Ат­тинь­юи­нон­нь­я­хак (Лю­ди Ве­рёв­ки), Арен­дар­ро­нон (Лю­ди Ска­лы), Та­он­та­ен­рат (Лю­ди Оле­ня). Каждое племя де­лилось на 3 фратрии; существовало так­же деление на 2 церемониальные по­ловины. Есть све­де­ния о де­ле­нии Г. на 8 мат­ри­ли­ней­ных ро­дов: Волк, Мед­ведь, Бо­бёр, Че­ре­па­ха, Олень, Змея, Ди­ко­браз, Яс­т­реб. К Г. бы­ли близ­ки пе­ту­ны (тио­нон­та­ти, или Лю­ди Та­ба­ка) и ней­т­раль­ные (ат­ти­вен­да­ронк). Се­ле­ния (важ­ней­шие – Ос­со­са­не и Теа­нау­стайе) на­счи­ты­ва­ли до 200 длин­ных до­мов, на­се­лён­ных ли­нид­жа­ми; круп­ней­шие бы­ли ук­реп­ле­ны мно­го­ярус­ным ты­ном с по­мо­стом для обо­ро­няв­ших­ся вои­нов, слу­жи­ли убе­жи­ща­ми. Брач­ное по­се­ле­ние в осн. мат­ри­ло­каль­ное. Термины родства делились на формы обращения и формы обозначения и распадались на четыре категории, отражавшие степень рав­но­пра­вия или подчинения между родствен­никами, грамматическое лицо и син­так­сические отношения между агенсом и пациенсом. По­се­ле­ния, пле­ме­на и Кон­фе­де­ра­ция управ­ля­лись со­ве­та­ми во­ж­дей. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев се­ве­ро-вос­то­ка Сев. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (в осн. ку­ку­ру­за, а так­же бо­бы, ты­к­ва, та­бак), охо­той, ры­бо­лов­ст­вом (осётр, фо­рель, щу­ка), до­бы­чей че­ре­пах, ели мя­со до­маш­них со­бак. В от­ли­чие от др. иро­ке­зов де­ла­ли бе­ре­стя­ные лод­ки ал­гон­кин­ско­го ти­па, на ко­то­рых со­вер­ша­ли да­лё­кие тор­го­вые экс­пе­ди­ции. Вы­сту­па­ли осн. по­сред­ни­ка­ми ме­ж­ду франц. скуп­щи­ка­ми пуш­ни­ны и ал­гон­кин­ски­ми и др. ин­дей­ски­ми груп­па­ми. Ре­ли­гия – культ без­лич­ной ма­гич. си­лы оки (ана­ло­гич­ный ал­гон­кин­ско­му куль­ту ма­ни­ту) и бо­жеств (де­ми­ур­ги Лу­на–Аэта­эн­сик и её внук Со­лн­це – Иуске­ха, его про­тив­ник – пер­со­ни­фи­ка­ция зи­мы Та­ви­ска­рон, бог вой­ны Он­ду­таэх­те в ви­де кар­ли­ка или ста­ру­хи и др.), ша­ма­низм. По­доб­но иро­ке­зам, Г. по­чи­та­ли осн. с.-х. куль­ту­ры (Три Се­ст­ры). Ха­рак­те­рен по­гре­баль­ный об­ряд: по­кой­ни­ков вы­став­ля­ли на по­мос­те или по­ме­ща­ли в ка­ме­ры, раз в 8–12 лет во вре­мя об­ще­пле­мен­но­го праз­дни­ка (Пир Мёр­т­вых) ос­тан­ки умер­ших за­хо­ра­ни­ва­ли в об­щей мо­ги­ле в гл. по­се­ле­нии. Во­ен­но­плен­ные под­вер­га­лись ри­ту­аль­ным пыт­кам, за­вер­шав­шим­ся ак­том кан­ни­ба­лиз­ма.

Пер­вые кон­так­ты с фран­цу­за­ми (эк­спе­ди­ция С. де Шам­плейн) от­но­сят­ся к нач. 17 в. Сре­ди Г. с 1615 дей­ст­во­ва­ли фран­ци­скан­цы, с 1632 – ие­зуи­ты. По­сле раз­гро­ма Кон­фе­де­ра­ции иро­ке­за­ми в 1648–49 часть Г. ис­ка­ла убе­жи­ща у ие­зуи­тов в Кве­бе­ке и бы­ла по­се­ле­на в 1650 в ре­дук­ци­ях при мис­си­ях на о. Ор­ле­ан в устье р. Св. Лав­рен­тия. Впо­след­ст­вии, спа­са­ясь от на­бе­гов иро­ке­зов, пе­ре­се­ля­лись ещё 7 раз, в 1697 обос­но­ва­лись в ре­зер­ва­ции Жён-Ло­ретт (ныне Ло­ретт). Бы­ли со­юз­ни­ка­ми Фран­ции в во­ен. кон­флик­тах с Анг­ли­ей. За­ни­ма­лись в осн. трап­пер­ст­вом и охо­той. Ос­таль­ные Г. и пе­ту­ны пе­ре­се­ли­лись в Огайо, где ста­ли из­ве­ст­ны под са­мо­назв. ви­ан­дот, или бы­ли при­ня­ты в со­став иро­ке­зов. В фран­ко-ин­дей­ской вой­не (1755–63) под­дер­жи­ва­ли фран­цу­зов, в Вой­не за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83 и анг­ло-аме­ри­кан­ской вой­не 1812–14 вы­сту­па­ли на сто­ро­не анг­ли­чан про­тив аме­ри­кан­цев и фран­цу­зов. В 1810 мн. Г. при­сое­ди­ни­лись к дви­же­нию Те­кум­се. В 1842 вы­се­ле­ны из Огайо и в 1843 по­ме­ще­ны в ре­зер­ва­ции в Кан­за­се, где в 1855 по­лу­чи­ли гра­ж­дан­ст­во США. Мн. Г. уча­ст­во­ва­ли в Гра­ж­дан­ской вой­не в США 1861–65 на сто­ро­не Се­ве­ра. В 1867 часть Г. бы­ла пе­ре­се­ле­на в Ок­ла­хо­му. Ны­не Г. ра­бо­та­ют в сфе­ре об­слу­жи­ва­ния и ту­риз­ма, раз­ви­ты тра­диц. ре­мёс­ла (из­го­тов­ле­ние сне­го­сту­пов, мо­ка­син, ка­ноэ). Жи­вут так­же в го­ро­дах, есть пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции. В 1999 об­щи­ны Г. Ка­на­ды и США об­ра­зо­ва­ли Кон­фе­де­ра­цию вен­дат.

Лит.: Sagard G. Le grand voyage du pais des Hurons. P., 1632; Clarke P. D. Origin and traditional history of the Wyandotts, and sketches of other Indian tribes of North America. Toronto, 1870; Heidenreich C. Huronia: a history geo­graphy of the Huron Indians, 1600–1650. To­ron­to, 1971; Trigger B. G. The children of Aataen­t­sic: a history of the Huron people to 1660. Montreal; L., 1976. Vol. 1–2; idem. The Huron: farmers of the North. 2nd ed. Fort Worth, 1990; Bonvil­lain N. The Huron. N. Y., 1989.

Вернуться к началу