ОДЖИ́БВА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОДЖИ́БВА (оджибве, анишинабе, оджибвейские языки), группа идиомов ряда алгонкинских народов (см. Алгонкины): оджибве, оттава (одава), ниписсинг, мисиссога и собственно алгонкинов. Распространены в Канаде и США, в осн. в регионе вокруг Великих Озёр и далее на запад (провинции Саскачеван, Манитоба, Онтарио и Квебек в Канаде, штаты Висконсин, Миннесота и Мичиган в США). Общее число говорящих 56,5 тыс. чел., в т. ч. 47,7 тыс. чел. в Канаде (2006, перепись) и 8,8 тыс. чел. в США (2000, перепись).
Вместе с яз. потаватоми [ок. 50 чел. в США (штаты Мичиган и Висконсин) и Канаде (юг пров. Онтарио)] О. образуют оджибвейскую ветвь центральных алгонкинских языков. Сами О. рассматриваются либо как диалектный континуум, либо как группа из нескольких языков (по разным классификациям, от 2 до 9). Обычно О. делятся на 2 группы. Северная группа включает языки оджи-кри (кри-сото, О. реки Северн; северо-запад Онтарио) и алгонквинский [собственно алгонквин (язык собственно алгонкинов), включающий северный и западный диалекты; запад Квебека]. К южной группе (существует неск. её классификаций) относятся (с запада на восток): наречие/язык сото (западный, или равнинный, О.; юг Саскачевана и Манитобы); центрально-южный О. – диалектный пучок, который занимает обширный ареал со сложными границами, включающий О. пограничных озёр (онтарийский сото; юго-запад Онтарио), северо-западный О. (в т. ч. беренсский диалект; запад Онтарио), северный О. [олбанийский О.; бассейн р. Олбани (северо-запад Онтарио)], нипигонский О. [центральный О.; к северу от оз. Верхнее вокруг оз. Нипигон (центр Онтарио)] и чиппева (юго-западный О.; Висконсин, Миннесота и север Мичигана); восточный О. (нишнабемвин; юго-восток Онтарио и Мичиган), в который входят наречия ниписсинг (распространённое к северу от оттавского), южноалгонквинское (ниписсинг-алгонквинское; на границе Онтарио и Квебека), оттавское (одава; вокруг оз. Гурон; часто выделяется как отдельная – третья – группа О.) и собственно восточное (бытующее к востоку от оттавского; включает диалект мисиссога). Сохранились также документы 17–18 вв. на т. н. староалгонквинском яз. (крайний восток Онтарио), который заметно отличается от совр. собственно алгонквинского и южноалгонквинского и точное положение которого в классификации О. пока неясно.
В 18–19 вв. (возможно, и ранее) ряд идиомов О. использовались как средство межэтнич. общения между разными группами индейцев Великих Озёр (потаватоми, меномини, виннебаго, кикапу, саук, фокс и др.), а также индейцев, живших далее к западу, вплоть до Миссури (дакота, айова, пауни и др.), и в сношениях с европейцами. К этому времени относится появление многочисл. заимствований из О. в соседних языках. Также в результате использования О. др. племенами сложился пиджин ломаный оджибве [брокен-оджибве (англ. Broken Oghibbeway)], распространённый в 18–19 вв. в качестве торгового языка в верхней части долины Миссисипи и к западу от оз. Мичиган.
Вокализм О. представлен 7 ртовыми гласными (краткими /ɪ/, /ʌ/, /o/∼/ʊ/ и долгими /iː/, /aː/, /oː/∼/uː/, /eː/) и 4 долгими носовыми. Ударение динамическое и подвижное, его место зависит от сложных метрических правил. Консонантизм включает 18 согласных: слабые /p/, /t/, /k/, /č/, /s/, /š/ (могут быть звонкими и глухими), сильные /ph/, /th/, /kh/, / ̌ch/, /sh/, / ̌sh/, сонорные /m/, /n/, /j/, /w/ и ларингалы /ʔ/, /h/.
О. относятся к полисинтетическим языкам. Морфология имени устроена проще, чем глагольная. В имени различаются 2 рода [одуш. и неодуш., причём некоторые значимые объекты неживой природы (напр., камни и деревья) считаются одушевлёнными], 2 числа (показатели зависят от рода), неск. падежных форм. Причастия используются также как отглагольные существительные, в обеих функциях могут изменяться по лицу, числу, наклонению. Прилагательные отсутствуют, соответствующие значения выражаются глаголами. Независимые личные местоимения используются обычно при эмфазе, в 1-м лице мн. ч. различаются инклюзив и эксклюзив. Личные местоимения 3-го лица имеют 2 формы – проксимативную (обозначающую более важный объект) и обвиативную (указывающую на менее важный объект; иногда называемую 4-м лицом). Эти формы учитываются при глагольном согласовании, что при отсутствии синтаксич. падежей и строгого порядка слов помогает дифференцировать объект и субъект. Указат. местоимения различают 4 степени дейксиса.
Глагольная словоформа представляет собой корень, к которому присоединяются цепочки приставок и суффиксов. Между приставками и корнем вставляются адвербиальные превербы (см. Аффикс). В приставках выражаются такие категории, как личное согласование, время, директив, таксис, вид. При согласовании в глаголе маркируются род, лицо, число, инклюзив/эксклюзив и проксиматив/обвиатив субъекта и объекта. Суффиксально передаются отрицание, наклонение, модальность и согласование по роду, числу, инклюзивности и обвиативности субъекта и объекта. Так, выражение «он слушает его» может передаваться как o-bizindaw-aa-n (если слушающий выше в иерархии говорящего) или o-bizindaw-igoo-n (если наоборот), где суффиксы -aa- и -igoo- являются показателями прямого и обратного (инверсивного; см. Инверсия) соотношения актантов по иерархии активности, которая имеет вид «2-е лицо>1-е лицо>3-е проксимативное лицо>3-е обвиативное лицо».
Преобладающий порядок слов в предложении «предикат+субъект+объект» (VOS) и VSO. Как и для др. полисинтетич. индейских языков, для О. характерен порядок слов, при котором новая информация предшествует данной [был одним из первых описан Р. Томлином и Р. Роудсом (оба США) именно на материале О.].
В лексике стараются избегать совр. заимствований, заменяя их сложными новообразованиями на основе имеющихся корней и лексем. Напр., bemisemagak ‘самолёт’ (букв. – леталка) – отглагольное существительное от bimisemagad ‘летать’.
Большинство идиомов О. c 19 в. пользуются несколькими разновидностями орфографич. систем на лат. графич. основе. Канадское слоговое письмо распространилось среди части оджибве с сер. 19 в.; активно используется на севере и западе Онтарио и в Манитобе, изредка – в общинах на территории США.
О. – хорошо документированы, существуют грамматики, словари, школьные материалы, их преподают в школах и университетах. Во многих местах О. усваиваются детьми как родные.