Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́УНИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 472

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

ПА́УНИ, по­ни (от «па­ни, па­ни­ма­ха» – назв. на язы­ке на­ро­да дхе­ги­ха груп­пы сиу), ин­дей­ский на­род в США. Чис­лен­ность 3,2 тыс. чел. (дан­ные Ко­мис­сии по ин­дей­ским де­лам Ок­ла­хо­мы, 2011), бо­лее по­ло­ви­ны про­жи­ва­ет на се­ве­ре шта­та Ок­ла­хо­ма. Го­во­рят на англ. яз.; в кон. 1990-х гг. умер­ли по­след­ние но­си­те­ли яз. пау­ни (от­но­сит­ся к кад­до­ан­ским язы­кам, из­вест­ны два диа­лек­та – юж­ный и ски­ри), пред­при­ни­ма­ют­ся ме­ры по его воз­ро­ж­де­нию (изу­че­ние в шко­ле, язы­ко­вые про­грам­мы для взрос­лых). Ве­рую­щие – ме­то­ди­сты, бап­ти­сты, пей­о­ти­сты.

Вождь цави по имени Вождь Магическая Трубка, член делегации пауни, на встрече с президентом США зимой 1857/58. Национальные антропологические архивы (Смитсоновский институт, Вашингтон).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев пре­рий. Пред­ки П., ве­ро­ят­но, вхо­ди­ли в общ­ность но­си­те­лей куль­ту­ры Плейнс-Вил­лидж (9–16 вв.). П. и род­ст­вен­ные им уи­чи­та опи­са­ны на тер­ри­то­рии совр. шта­та Кан­зас (или Не­бра­ска) Ф. В. де Ко­ро­на­до (1541–42). За­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем (жен­щи­ны вы­ра­щи­ва­ли ку­ку­ру­зу, фа­соль, ты­к­ву, под­сол­неч­ник и др., муж­чи­ны – та­бак). В про­ме­жут­ках ме­ж­ду по­ле­вы­ми ра­бо­та­ми ле­том и зи­мой охо­ти­лись на би­зо­на, оле­ня и др. В 1-й пол. 18 в. за­им­ст­во­ва­ли ло­шадь и к 19 в. пе­ре­шли к кон­ной охо­те на би­зо­на. Жен­щи­ны из­го­тав­ли­ва­ли леп­ную ке­ра­мич. по­су­ду. Во вре­мя охо­ты про­жи­ва­ли в не­боль­ших ку­по­ло­об­раз­ных ша­ла­шах, зи­мой – в ти­пи. Де­рев­ни (от 40 до не­сколь­ких со­тен до­мов) со­стоя­ли из круг­лых по­лу­зем­ля­нок с кры­тым вхо­дом, об­ра­щён­ным на вос­ток; в по­лу­зем­лян­ке оби­та­ли две се­мьи. Де­рев­ни со­став­ля­ли 4 кон­фе­де­ра­ции: ски­ди (ски­ри – «вол­ки») – в ниж­нем те­че­нии р. Луп; ца­ви («ве­ли­кие»), кит­ка­хах­ки («рес­пуб­ли­кан­ские») и пи­та­ха­ви­ра­та («виз­жа­щие»), объ­е­ди­няе­мые в юж­ных П. К сер. 19 в. П. сфор­ми­ро­ва­ли еди­ное пле­мя. Счёт род­ст­ва мат­ри­ли­ней­ный, брак мат­ри­ло­каль­ный, были рас­про­стра­не­ны со­ро­рат, леви­рат, брат­ская поли­ан­дрия и брак со вдо­вой бра­та ма­те­ри. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па в по­ко­ле­нии эго и в муж­ской вет­ви по­ко­ле­ния ро­ди­те­лей, ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па в жен­ской вет­ви по­ко­ле­ния ро­ди­те­лей; рас­про­ст­ра­нён ге­не­ра­ци­он­ный скос ти­па «кроу». Брат ма­те­ри и сын се­ст­ры на­зы­ва­ют­ся вза­им­ным тер­ми­ном. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. по­лу. Вер­хов­ным бо­же­ст­вом был соз­да­тель все­лен­ной Ти­ра­ва­хат (Не­бе­са). Ка­ж­дая де­рев­ня име­ла собств. миф о пер­во­тво­ре­нии, в ко­то­ром пер­во­пре­док был со­тво­рён оп­ре­де­лён­ной звез­дой или со­звез­ди­ем и по­лу­чал «свя­щен­ную связ­ку», пред­став­ляю­щую си­лу это­го твор­ца (ва-рук­сти). Ка­ж­дая «связ­ка» оли­це­тво­ря­ла осо­бую це­ре­мо­нию; связ­ка Ут­рен­ней звез­ды ас­со­ции­ро­ва­лась с че­ло­ве­че­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ния­ми. Су­ще­ст­во­ва­ли и об­ще­пле­мен­ные «связ­ки». «Свя­щен­ны­ми связ­ка­ми» вла­де­ли во­ж­ди (ри-са-ру), за пра­виль­ное про­ве­де­ние це­ре­мо­ний от­ве­ча­ли наследств. жре­цы (ку­ра­хус). К выс­шим сло­ям об­ще­ст­ва при­над­ле­жа­ли так­же «вои­ны» (ра-ви­ра-кис), ко­то­ры­ми ста­но­ви­лись лю­ди, со­вер­шив­шие во­ен. под­ви­ги, и уча­ст­ни­ки ша­ман­ских об­ществ («док­то­ра», ку­ра-у), про­во­див­шие собств. це­ре­мо­нии (в т. ч. 30-днев­ный об­ряд). Су­ще­ст­во­ва­ла сис­те­ма муж­ских об­ществ. Из­вес­тен об­ряд ка­лю­ме­та (всту­п­ле­ние в род­ст­во).

Пря­мые кон­так­ты с ис­пан­ца­ми и фран­цу­за­ми с нач. 18 в. За­ни­мая центр. по­ло­же­ние на Ве­ли­ких рав­ни­нах, П. иг­ра­ли по­сред­нич. роль в меж­пле­мен­ном об­ме­не и пуш­ной тор­гов­ле с ев­ро­пей­ца­ми. В 1803 по­стра­да­ли от эпи­де­мии ос­пы. В 1818 за­клю­че­ны пер­вые до­го­во­ры с аме­ри­кан­ца­ми, по до­го­во­ру 1833 П. про­да­ли все свои зем­ли, в 1835 сре­ди них по­яви­лись мис­сио­не­ры, от­кры­лись шко­лы. С кон. 1830-х гг. на­ча­лись по­сто­ян­ные на­бе­ги те­тон и чей­ен­нов. В 1859 П. пе­ре­се­ля­ют­ся в ре­зер­ва­цию на вос­то­ке Не­бра­ски, в 1874–75 – на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию. В 1864–77 П. уча­ст­во­ва­ли в вой­нах аме­ри­кан­цев с ин­дей­ца­ми в ка­че­ст­ве раз­вед­чи­ков (скау­тов). В 1893 по­лу­чи­ли гра­ж­дан­ст­во США. В 1906 пле­мен­ное пра­ви­тель­ст­во бы­ло рас­пу­ще­но (по за­ко­ну Кёр­ти­са). В 1938 при­ня­ли пле­мен­ную кон­сти­ту­цию. Управ­ля­ют­ся вы­бор­ным Де­ло­вым со­ве­том. Про­во­дят­ся 4-днев­ные тан­це­валь­ные фес­ти­ва­ли, Пля­ска Мо­ло­до­го пса, тра­диц. азарт­ные иг­ры, по­ми­наль­ные пи­ры и др.

Лит.: Murie J. Pawnee Indian societies. N. Y., 1914; idem. Ceremonies of the Pawnee. Wash., 1981; Hyde H. E. Pawnee Indians, Denver, 1951; Weltfish G. The lost universe: Pawnee life and culture. Lincoln, 1965; Parks D. Pawnee // Handbook of North American Indians. Wash., 2001. Vol. 13, Pt. 1.

Вернуться к началу