ПА́УНИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́УНИ, пони (от «пани, панимаха» – назв. на языке народа дхегиха группы сиу), индейский народ в США. Численность 3,2 тыс. чел. (данные Комиссии по индейским делам Оклахомы, 2011), более половины проживает на севере штата Оклахома. Говорят на англ. яз.; в кон. 1990-х гг. умерли последние носители яз. пауни (относится к каддоанским языкам, известны два диалекта – южный и скири), предпринимаются меры по его возрождению (изучение в школе, языковые программы для взрослых). Верующие – методисты, баптисты, пейотисты.
Традиц. культура типична для индейцев прерий. Предки П., вероятно, входили в общность носителей культуры Плейнс-Виллидж (9–16 вв.). П. и родственные им уичита описаны на территории совр. штата Канзас (или Небраска) Ф. В. де Коронадо (1541–42). Занимались земледелием (женщины выращивали кукурузу, фасоль, тыкву, подсолнечник и др., мужчины – табак). В промежутках между полевыми работами летом и зимой охотились на бизона, оленя и др. В 1-й пол. 18 в. заимствовали лошадь и к 19 в. перешли к конной охоте на бизона. Женщины изготавливали лепную керамич. посуду. Во время охоты проживали в небольших куполообразных шалашах, зимой – в типи. Деревни (от 40 до нескольких сотен домов) состояли из круглых полуземлянок с крытым входом, обращённым на восток; в полуземлянке обитали две семьи. Деревни составляли 4 конфедерации: скиди (скири – «волки») – в нижнем течении р. Луп; цави («великие»), киткахахки («республиканские») и питахавирата («визжащие»), объединяемые в южных П. К сер. 19 в. П. сформировали единое племя. Счёт родства матрилинейный, брак матрилокальный, были распространены сорорат, левират, братская полиандрия и брак со вдовой брата матери. Система терминов родства бифуркативного типа в поколении эго и в мужской ветви поколения родителей, генерационного типа в женской ветви поколения родителей; распространён генерационный скос типа «кроу». Брат матери и сын сестры называются взаимным термином. Сиблинги делятся по относит. полу. Верховным божеством был создатель вселенной Тиравахат (Небеса). Каждая деревня имела собств. миф о первотворении, в котором первопредок был сотворён определённой звездой или созвездием и получал «священную связку», представляющую силу этого творца (ва-руксти). Каждая «связка» олицетворяла особую церемонию; связка Утренней звезды ассоциировалась с человеческими жертвоприношениями. Существовали и общеплеменные «связки». «Священными связками» владели вожди (ри-са-ру), за правильное проведение церемоний отвечали наследств. жрецы (курахус). К высшим слоям общества принадлежали также «воины» (ра-вира-кис), которыми становились люди, совершившие воен. подвиги, и участники шаманских обществ («доктора», кура-у), проводившие собств. церемонии (в т. ч. 30-дневный обряд). Существовала система мужских обществ. Известен обряд калюмета (вступление в родство).
Прямые контакты с испанцами и французами с нач. 18 в. Занимая центр. положение на Великих равнинах, П. играли посреднич. роль в межплеменном обмене и пушной торговле с европейцами. В 1803 пострадали от эпидемии оспы. В 1818 заключены первые договоры с американцами, по договору 1833 П. продали все свои земли, в 1835 среди них появились миссионеры, открылись школы. С кон. 1830-х гг. начались постоянные набеги тетон и чейеннов. В 1859 П. переселяются в резервацию на востоке Небраски, в 1874–75 – на Индейскую территорию. В 1864–77 П. участвовали в войнах американцев с индейцами в качестве разведчиков (скаутов). В 1893 получили гражданство США. В 1906 племенное правительство было распущено (по закону Кёртиса). В 1938 приняли племенную конституцию. Управляются выборным Деловым советом. Проводятся 4-дневные танцевальные фестивали, Пляска Молодого пса, традиц. азартные игры, поминальные пиры и др.