Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УИЧИТА́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

УИЧИТА́, ви­чи­та (от на­зва­ния де­рев­ни; са­мо­на­зва­ние кирикир’ис – «гла­за ено­та», от тра­диц. та­туи­ров­ки во­круг глаз), ин­дей­ский на­род в США. Чис­лен­ность 2,8 тыс. чел. (за­ре­ги­ст­ри­ров. чле­ны пле­ме­ни, вме­сте с та­ва­ко­ни, уа­ко и ки­чаи; 2015). Жи­вут в осн. в сель­ских рай­онах Ок­ла­хо­мы. Го­во­рят на англ. яз.; неск. че­ло­век со­хра­ня­ют яз. уи­чи­та се­мьи кад­до­ан­ских язы­ков; диа­лек­ты собств. У., уа­ко и та­ва­ко­ни. Око­ло по­ло­ви­ны У. – при­вер­жен­цы пей­о­тиз­ма, ос­таль­ные – бап­ти­сты, ме­то­ди­сты, пре­сви­те­риа­не и мен­но­ни­ты.

Уичита у традиционного жилища. Фото Дж. Шака. Нач. 20 в. Библиотека Университета Оклахомы (Норман).

Тра­ди­ци­он­но про­жи­ва­ли на юго-вос­то­ке Кан­за­са, в Ок­ла­хо­ме и на се­ве­ро-во­сто­ке Те­ха­са. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для зем­ле­дель­цев вос­то­ка Ве­ли­ких рав­нин (см. в ст. Ин­дей­цы). Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми (Ф. Васкес де Ко­ро­на­до) с 1541, с фран­цу­за­ми с кон. 17 – нач. 18 вв. Выделялись пле­ме­на: собств. У., тао­вайа, та­ва­ко­ни, ис­ка­ни, уа­ко, то­ка­ни и др. Жи­ли в боль­ших де­рев­нях (до 200 до­мов), со­стоя­щих из ку­по­ло­образ­ных хи­жин из тра­вы (рис.). Ка­ж­дая де­рев­ня бы­ла пол­но­стью ав­то­ном­ной, час­то име­ла ук­ре­п­ле­ния. Во гла­ве де­рев­ни стоя­ли вы­бор­ные во­ж­ди. Вы­ра­щи­ва­ли ку­ку­ру­зу, бо­бы, ты­к­ву, ка­бач­ки; охо­ти­лись на би­зо­нов, во вре­мя охо­ты жи­ли в боль­ших ла­ге­рях из пе­ре­нос­ных па­ла­ток-ти­пи. Ве­ри­ли в бо­га-твор­ца («Че­ло­ве­ка, Не Из­вест­но­го на Зем­ле»), по­чи­та­лись так­же солн­це, лу­на, звёз­ды, Ку­ку­руз­ные Ма­те­ри. Де­лали обиль­ные та­туи­ров­ки, соблюдали об­ря­ды, свя­зан­ные с ка­лю­ме­том (од­но из пер­вых опи­са­ний кон. 17 в.), 3–4 раза в год ша­ма­ны уст­раи­ва­ли Пля­ску оле­ня; ши­ро­ко при­ме­ня­лись «свя­щен­ные связ­ки». Бы­ли рас­про­стра­не­ны тай­ные об­ря­до­вые и ша­ман­ские об­ще­ст­ва. Бла­го­да­ря свя­зям с фран­цу­за­ми У. пре­вра­ти­лись в осн. тор­го­вых по­сред­ни­ков на юге Великих равнин. К нач. 19 в. бы­ли ос­лаб­ле­ны бо­лез­ня­ми и кон­флик­та­ми с апа­чи и оседж. По­яв­ле­ние аме­ри­кан­цев и пле­мён, пе­ре­се­лён­ных с вос­то­ка (чи­ро­ки и др.), обо­ст­ри­ли си­туа­цию. В 1-й пол. 19 в. пле­ме­на У. объ­е­ди­ни­лись в со­юз. В 1835 был под­пи­сан 1-й до­го­вор с США. Уичи­та Те­ха­са по­лу­чи­ли ре­зер­ва­цию на р. Бра­зос, но в 1859 бы­ли вы­ну­ж­де­ны пе­ре­се­лить­ся на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию. В 1872 У. по­лу­ча­ют ре­зер­ва­цию в центр. Ок­ла­хо­ме, ли­к­ви­ди­ро­ван­ную в 1891–1901. В 1936 У. при­ня­ли кон­сти­ту­цию и ут­вер­ди­ли пра­ви­тель­ст­во в г. Ана­дар­ко. Ны­не «Уичита и со­юз­ные пле­ме­на» – фе­де­раль­но при­знан­ная груп­па.

Лит.: Dorsey G. A. The mythology of the Wichita. Wash., 1904; Smith F. T. The Wichi­ta Indians: Traders of Texas and the Southern Plains, 1540–1845. College Station, 2000; Newcomb W. Wichita // Handbook of North American Indians. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 1.

Вернуться к началу