О́СЕДЖ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́СЕДЖ, осейдж, осаж (от франц. osage; самоназвание – важаже), индейский народ группы сиу в США. Численность 9 тыс. чел., с метисами – 18,6 тыс. чел. (2010, перепись), в осн. в штате Оклахома, из них часть – в резервации на севере штата. Говорят по-английски. Последний носитель языка оседж группы дегиха сиу языков умер в 2005. Верующие – католики, баптисты и квакеры.
О. пришли в 17 в. с низовьев р. Огайо на р. Осейдж (штат Миссури), где они впервые были встречены франц. путешественниками Ж. Маркетом и Л. Жолье (1673). Традиц. культура типична для индейцев востока Великих равнин. Жили в деревнях в прямоугольных хижинах, крытых циновками и корой. Занимались земледелием, дважды в год (летом и зимой) отправлялись на запад, юг и восток для охоты на бизонов, оленей, вапити и др. В кон. 17 в. О. получили лошадь и огнестрельное оружие, начали активную торговлю с французами (рабы, лошади, мясо, жир, шкуры и пушнина), устраивали частые походы за рабами на соседних уичита и кэддо; в 1760-х гг. торговля рабами была запрещена занявшими зап. часть Луизианы испанцами. Первоначально делились на пахаси (великие О.) и усетта (малые О.); отколовшиеся от пахаси зансеолин (Верхний Лес) переселились на р. Арканзас. К нач. 19 в. имели 5 общин: пасуолин (Большой Холм), нанче васпе (Мирные Сердца), вахакаолин (Колючий Подлесок), малых О. и зансеолин; согласно преданиям, каждая община занимала отд. деревню. Община делилась на экзогамные половины: половина Хонга («священные»), символизирующая юг, землю и войну, состояла из двух фратрий (Важаже – «люди воды» и Хонка – «люди земли») по 7 патрилинейных родов (танванлан) в каждой (один дополнит. род занимал промежуточную позицию); половина Цижу («хозяйство»), символизирующая север, небеса и мир, – из одной фратрии (чижо), состоявшей из 7 родов, а также включала 2 рода, по преданиям, последними присоединившимися к О. По преданию, Цижу спустились с неба и объединились с туземцами Хонга. В каждой деревне было по два наследств. вождя (кахике), представлявших свои половины. Им помогали 10 выбранных из определённых родов своих половин «солдат» (аккита). Роды делились на линиджи и сублиниджи. Старшие линиджи поставляли в роды вождей, а младшие – церемониальных глашатаев. Наибольшей властью пользовались религ. лидеры, связанные с культом «священных связок», – нонхонжика («маленькие старики»). Существовало 7 ступеней посвящения в нонхонжика; из «маленьких стариков» высшего разряда (тотан хонка) выбирались хранители двух племенных священных связок (вахопе танка – «большая священная связка» и манкан танка – «великая магическая связка»). Существовала 13-ступенчатая воинская организация; плечи и грудь воинов, достигших высшей ступени, татуировались изображениями трубки, ножа и 13 солнечных лучей. Набеги включали мужчин одного рода либо одной половины. Воен. действия строго регламентировались и контролировались нонхонжика. Верили в безличную священную силу (ваканда) с четырьмя гл. проявлениями – землёй, небесами, днём и ночью. День ассоциировался с жизнью, мужской силой солнца (символы – красный ястреб и священная стрела); ночь – со смертью, женской силой луны (символы – чёрный ястреб и священный лук). Система терминов родства бифуркативного типа с генерац. скосом типа «омаха». Сиблинги делятся по относит. полу и относит. возрасту, дети – по порядку рождения.
С кон. 18 в. усиливалось давление на О. вытесненными с востока племенами саук, фокс, делаваров, кикапу, оттава, потаватоми, шауни и др. Первые договоры с американцами (1808, 1818, 1825) привели к уступке земель переселённым с востока индейцам и белым поселенцам и к переселению в резервацию на юго-востоке штата Канзас. В нач. 1840-х гг. правительством США и миссионерами-квакерами предпринята неудачная попытка распространения среди О. фермерского хозяйства. В 1847 среди них основана первая миссия иезуитов. По договорам 1865 и 1870 О. продали свои земли и приобрели большую резервацию на севере Индейской территории. Оставшиеся от продажи средства позволили О. спокойно пережить истребление бизонов (последняя охота проведена в 1876). На Индейской территории О. раскалываются на «чистокровных» О., стремившихся продолжать традиц. образ жизни, и «креолов», составляющих меньшинство и придерживающихся католичества. Среди О. распространяются круговой танец «ирошка», пейотизм. В 1881 принята конституция и создан Нац. совет О. во главе с выборным вождём. Повышению благосостояния О. способствовало открытие в 1897 на территории резервации месторождений нефти и газа. В 1900 Совет был распущен, и в 1904 на землях О. была введена свободно отчуждаемая индивидуально-семейная собственность. Самоуправление О. восстановлено в 2004. Совр. О. в осн. метисированы, по культуре не отличаются от белого населения.