Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́СЕДЖ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

О́СЕДЖ, осейдж, осаж (от франц. osage; са­мона­зва­ние – ва­жа­же), ин­дей­ский на­род груп­пы сиу в США. Чис­лен­ность 9 тыс. чел., с ме­ти­са­ми – 18,6 тыс. чел. (2010, пе­репись), в осн. в шта­те Ок­ла­хо­ма, из них часть – в ре­зер­ва­ции на се­ве­ре шта­та. Го­во­рят по-анг­лий­ски. По­след­ний но­си­тель язы­ка оседж груп­пы де­ги­ха сиу язы­ков умер в 2005. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки, бап­ти­сты и ква­ке­ры.

Вождь оседж Губернатор Джо. Фото ок. 1876.

О. при­шли в 17 в. с ни­зовь­ев р. Огайо на р. Осейдж (штат Мис­су­ри), где они впер­вые бы­ли встре­че­ны франц. пу­те­ше­ст­вен­ни­ка­ми Ж. Мар­ке­том и Л. Жо­лье (1673). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев вос­то­ка Ве­ли­ких рав­нин. Жи­ли в де­рев­нях в пря­мо­уголь­ных хи­жи­нах, кры­тых ци­нов­ка­ми и ко­рой. За­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, два­ж­ды в год (ле­том и зи­мой) от­прав­ля­лись на за­пад, юг и вос­ток для охо­ты на би­зо­нов, оле­ней, ва­пи­ти и др. В кон. 17 в. О. по­лу­чи­ли ло­шадь и ог­не­стрель­ное ору­жие, на­ча­ли ак­тив­ную тор­гов­лю с фран­цу­за­ми (ра­бы, ло­ша­ди, мя­со, жир, шку­ры и пуш­ни­на), уст­раи­ва­ли час­тые по­хо­ды за ра­ба­ми на со­сед­них уи­чи­та и кэд­до; в 1760-х гг. тор­гов­ля ра­ба­ми бы­ла за­пре­ще­на за­няв­ши­ми зап. часть Луи­зиа­ны ис­пан­ца­ми. Пер­во­на­чаль­но де­ли­лись на па­ха­си (ве­ли­кие О.) и усет­та (ма­лые О.); от­ко­лов­шие­ся от па­ха­си зан­се­о­лин (Верх­ний Лес) пе­ре­се­ли­лись на р. Ар­кан­зас. К нач. 19 в. име­ли 5 об­щин: па­суо­лин (Боль­шой Холм), нан­че вас­пе (Мир­ные Серд­ца), ва­ха­као­лин (Ко­лю­чий Под­ле­сок), ма­лых О. и зан­се­о­лин; со­глас­но пре­да­ни­ям, ка­ж­дая об­щи­на за­ни­ма­ла отд. де­рев­ню. Об­щи­на де­ли­лась на эк­зо­гам­ные по­ло­ви­ны: по­ло­ви­на Хон­га («свя­щен­ные»), сим­во­ли­зи­рую­щая юг, зем­лю и вой­ну, со­стоя­ла из двух фрат­рий (Ва­жа­же – «лю­ди во­ды» и Хон­ка – «лю­ди зем­ли») по 7 пат­ри­ли­ней­ных ро­дов (тан­ван­лан) в ка­ж­дой (один до­пол­нит. род за­ни­мал про­ме­жу­точ­ную по­зи­цию); по­ло­ви­на Ци­жу («хо­зяй­ст­во»), сим­во­ли­зи­рую­щая се­вер, не­бе­са и мир, – из од­ной фрат­рии (чи­жо), со­сто­яв­шей из 7 ро­дов, а так­же вклю­ча­ла 2 ро­да, по пре­да­ниям, по­след­ни­ми при­сое­ди­нив­ши­ми­ся к О. По пре­да­нию, Ци­жу спу­сти­лись с не­ба и объ­еди­ни­лись с ту­зем­ца­ми Хон­га. В каж­дой де­рев­не бы­ло по два на­следств. во­ж­дя (ка­хи­ке), пред­став­ляв­ших свои по­ло­ви­ны. Им по­мо­га­ли 10 вы­бран­ных из оп­ре­де­лён­ных ро­дов сво­их по­ло­вин «сол­дат» (ак­ки­та). Ро­ды де­ли­лись на ли­нид­жи и суб­ли­нид­жи. Стар­шие ли­нид­жи по­став­ля­ли в ро­ды вож­дей, а млад­шие – це­ре­мо­ни­аль­ных гла­ша­та­ев. Наи­боль­шей вла­стью поль­зо­ва­лись ре­лиг. ли­де­ры, свя­зан­ные с куль­том «свя­щен­ных свя­зок», – нон­хон­жи­ка («ма­лень­кие ста­ри­ки»). Су­ще­ст­во­ва­ло 7 сту­пе­ней по­свя­ще­ния в нон­хон­жи­ка; из «ма­лень­ких ста­ри­ков» выс­ше­го раз­ря­да (то­тан хон­ка) вы­би­ра­лись хра­ни­те­ли двух пле­мен­ных свя­щен­ных свя­зок (ва­хо­пе тан­ка – «боль­шая свя­щен­ная связ­ка» и ман­кан тан­ка – «ве­ли­кая ма­ги­че­ская связ­ка»). Су­ще­ст­во­ва­ла 13-сту­пен­ча­тая во­ин­ская ор­га­ни­за­ция; пле­чи и грудь вои­нов, дос­тиг­ших выс­шей сту­пе­ни, та­туи­ро­ва­лись изо­бра­же­ния­ми труб­ки, но­жа и 13 сол­неч­ных лу­чей. На­бе­ги вклю­ча­ли муж­чин од­но­го ро­да ли­бо од­ной по­ло­ви­ны. Во­ен. дей­ст­вия стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись и кон­тро­ли­ро­ва­лись нон­хон­жи­ка. Ве­ри­ли в без­лич­ную свя­щен­ную си­лу (ва­кан­да) с че­тырь­мя гл. про­яв­ле­ния­ми – зем­лёй, не­бе­са­ми, днём и но­чью. День ас­со­ции­ро­вал­ся с жиз­нью, муж­ской си­лой солн­ца (сим­во­лы – крас­ный яс­т­реб и свя­щен­ная стре­ла); ночь – со смер­тью, жен­ской си­лой лу­ны (сим­во­лы – чёр­ный яс­т­реб и свя­щен­ный лук). Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­рац. ско­сом ти­па «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. по­лу и от­но­сит. воз­ра­сту, де­ти – по по­ряд­ку рож­де­ния.

С кон. 18 в. уси­ли­ва­лось дав­ле­ние на О. вы­тес­нен­ны­ми с вос­то­ка пле­ме­на­ми са­ук, фокс, де­ла­ва­ров, ки­ка­пу, от­та­ва, по­та­ва­то­ми, шау­ни и др. Пер­вые до­го­во­ры с аме­ри­кан­ца­ми (1808, 1818, 1825) при­ве­ли к ус­туп­ке зе­мель пе­ре­се­лён­ным с вос­то­ка ин­дей­цам и бе­лым по­се­лен­цам и к пе­ре­се­ле­нию в ре­зер­ва­цию на юго-вос­то­ке шта­та Кан­зас. В нач. 1840-х гг. пра­ви­тель­ст­вом США и мис­сио­не­ра­ми-ква­ке­ра­ми пред­при­ня­та не­удач­ная по­пыт­ка рас­про­стра­не­ния сре­ди О. фер­мер­ско­го хо­зяй­ст­ва. В 1847 сре­ди них ос­но­ва­на пер­вая мис­сия ие­зуи­тов. По до­го­во­рам 1865 и 1870 О. про­да­ли свои зем­ли и при­об­ре­ли боль­шую ре­зер­ва­цию на се­ве­ре Ин­дей­ской тер­ри­то­рии. Ос­тав­шие­ся от про­да­жи сред­ст­ва по­зво­ли­ли О. спо­кой­но пе­ре­жить ис­треб­ле­ние би­зо­нов (по­след­няя охо­та про­ве­де­на в 1876). На Ин­дей­ской тер­ри­то­рии О. рас­ка­лы­ва­ют­ся на «чис­то­кров­ных» О., стре­мив­ших­ся про­дол­жать тра­диц. об­раз жиз­ни, и «кре­о­лов», со­став­ляю­щих мень­шин­ст­во и при­дер­жи­ваю­щих­ся ка­то­ли­че­ст­ва. Сре­ди О. рас­про­стра­ня­ют­ся кру­го­вой та­нец «ирош­ка», пей­о­тизм. В 1881 при­ня­та кон­сти­ту­ция и соз­дан Нац. со­вет О. во гла­ве с вы­бор­ным во­ж­дём. По­вы­ше­нию бла­го­сос­тоя­ния О. спо­соб­ст­во­ва­ло от­кры­тие в 1897 на тер­ри­то­рии ре­зер­ва­ции ме­сто­ро­ж­де­ний неф­ти и га­за. В 1900 Со­вет был рас­пу­щен, и в 1904 на зем­лях О. бы­ла вве­де­на сво­бод­но от­чуж­дае­мая ин­ди­ви­ду­аль­но-се­мей­ная соб­ст­вен­ность. Са­мо­управ­ле­ние О. вос­ста­нов­ле­но в 2004. Совр. О. в осн. ме­ти­си­ро­ва­ны, по куль­ту­ре не от­ли­ча­ют­ся от бе­ло­го на­се­ле­ния.

Лит.: Tixier V. Voyage aux prairies osages, Louisiane et Missouri, 1839–40. Clermont-Ferrand, 1844; La Fleshe Fr. The Osage tribe: Rite of the chiefs; saying of the ancient men. Wash., 1921; idem. The Osage tribe: Rite of vigil. Wash., 1925; idem. The Osage tribe: Rite of the Wa-Xo’-Be. Wash., 1930. White­fish, 2010; Mathews J. J. The Osages, children of the Middle Waters. Norman, 1961; Rollings W. H. The Osage: an ethnohistorical study of hegemony on the prairie-plains. Columbia, 1992; Burns L. F. Osage Indian bands and clans. Balt., 2001; Bailey GA. Osage // Hand­book of North Ame­rican Indians. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 1.

Вернуться к началу