ДЕЛАВА́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЛАВА́РЫ (от назв. р. Делавэр; самоназвания – lënape, lenni lёnape, на диалекте унами – настоящие люди), индейский народ группы приатлантич. алгонкинов в США и Канаде. В США федеральное признание имеют общины Бартлесвилл, Дьюи, Копан (в 1867–1979 совм. с чироки) на северо-востоке и Анадарко (т. н. отсутствующие Д. – совм. с уичита и кэддо) – на западе штата Оклахома. Общая числ. в США 10 тыс. чел. (2000, перепись). В Канаде Д. живут на юге пров. Онтарио в резервациях Моравиан (365 чел. – 2001, перепись), Манси (до 250 чел.) на р. Темс и Сикс-Нейшенс (до 250 чел. – совм. с ирокезами) на р. Гранд-Ривер; по оценке, числ. канадских Д. св. 2 тыс. чел. Язык делавэр вост. группы алгонкинских языков; имеет диалекты (часто принимаемые за отд. языки) манси (существовала письменность на основе лат. графики), унами и уналаштиго. Ныне говорят по-английски; сохранился 1 носитель диалекта манси в резервации Моравиан. Предпринимаются попытки возрождения яз. делавэр (преподавание в школах). Верующие Д. – протестанты (пресвитериане, лютеране, моравские братья), есть пейотисты.
К началу контактов с европейцами Д. жили на территории совр. штатов Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Делавэр. Делились на локальные группы, объединявшиеся в общности: манси (монси, минси) – в верхнем течении р. Делавэр и нижнем течении р. Гудзон; унами (ваннами, венами – «народ низовьев реки») – в сев. части совр. Нью-Джерси (включая о. Статен) и прилегающих областях Пенсильвании (включая Филадельфию); уналаштиго (вуналачтко) – по р. Делавэр ниже Филадельфии и берегам зал. Делавэр. Контакты с европейцами (итал. мореплаватель на франц. службе Дж. Верраццано) с 1524, с 1609 – с Г. Гудзоном. Конфликты с европейцами (с 1640) вовлекли Д. в затяжные войны, земельные продажи и миграции. В 1742–44 ирокезы и англичане переселили остатки покорённых Д. с исконных земель в посёлки Шамокин (ныне г. Санбери) и Вайоминг на р. Саскуэханна (ныне штат Пенсильвания), где разрозненные группы объединились вокруг унами в племя, разделявшееся на 3 матрилинейные фратрии: Черепахи (Покекуунго), Индюка (Пуллаук) и Волка (Туксиит). С 1740-х гг. среди Д. действовали моравские братья (их записи служат осн. источниками этнографич. данных о Д.). Договорные отношения с европейцами с 1629 (наиболее известны договор 1682 с У. Пенном о приобретении квакерами территории совр. Филадельфии и договор «Шагающая покупка» с сыном Пенна, вошедший в историю как пример грязной сделки). Д. стали первыми индейцами, заключившими договор с правительством США (форт Питт, 1778), и практически единственными в области Огайо союзниками американцев в Войне за независимость в Северной Америке 1775–83. В 1779 во время кампании ген. Дж. Салливана против ирокезов часть манси отступила на юг Онтарио. В 1795 осн. группы Д., теснимые ирокезами и англичанами, начали движение на запад: в Индиану, на юго-запад Миссури (1820–22), северо-восток Канзаса (1829) и, наконец, на Индейскую территорию (ныне штат Оклахома).
Традиц. культура типична для индейцев северо-востока Сев. Америки. Занимались ручным подсечно-огневым земледелием (осн. культура – кукуруза), рыболовством, охотой, собирательством. Подобно др. приатлантич. алгонкинам, изготовляли долблёные лодки. Деревни насчитывали до нескольких сотен человек, у манси существовали укреплённые поселения (из-за вражды с могауками). Жилище – вигвам, известны многосемейные длинные и овальные дома. Традиц. культы (религия Большого дома) – почитание Великого духа, или Создателя (Кетанетувит), Существа Маски (Месинхоликан, Мисингаликан, он же покровитель охоты), Матери Кукурузы (Кахёсёнахёсквим), Громов (Плетхоак, иногда представляются в виде Птиц Грома), Водной пантеры (Мехахкук), Вихря (Каохён), духов-покровителей (манитовук) и др. Осн. мифы – о первотворении (культурные герои – Великий заяц Нанабуш, Черепаха, Волк, Мускусная крыса, Выдра), о борьбе Громов с Водной пантерой, о великане-людоеде (Мхюве) и др. Осн. праздник – осенняя церемония Большого дома (Гамвинг) – длился 12 дней, сооружался Большой дом, на 12 столбах которого вырезались личины, осн. содержание церемонии – пересказ видений, полученных во время транса; последний раз проводилась в 1945. Существовали шаманы (пауау) и знахари (медеву). Д. приписывается эпос «Валам олум» («Красная насечка»), записанный пиктограммами на дерев. дощечках (исчезнувших вскоре после публикации в 1836); ныне большинство учёных сомневаются в его аутентичности. В сер. 18 в. распространилось движение «пророков». Проповедь «пророка» Неолина стала основой движения Понтиака. Язык и культура Д. сохранялись до 20 в. Совр. Д. проживают в осн. в резервациях, заняты в сфере туризма и обслуживания. Возрождаются традиц. кухня, церемонии, песни, танцы (stomp dance – пляска с притопыванием), вышивка бисером. Д. живут также в городах.