Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕЛАВА́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 461

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. Н. Фирсов
Делаварский вождь Вайаваквакумау («Ходящий Повсюду»). Фото 1898. Смитсоновский институт (Вашингтон).

ДЕЛАВА́РЫ (от назв. р. Де­ла­вэр; са­мо­на­зва­ния – lënape, lenni lёnape, на диа­лек­те уна­ми – на­стоя­щие лю­ди), ин­дей­ский на­род груп­пы при­ат­лан­тич. ал­гон­ки­нов в США и Ка­на­де. В США фе­де­раль­ное при­зна­ние име­ют об­щи­ны Барт­лес­вилл, Дьюи, Ко­пан (в 1867–1979 совм. с чи­ро­ки) на се­ве­ро-­вос­то­ке и Ана­дар­ко (т. н. от­сут­ст­вую­щие Д. – совм. с уи­чи­та и кэд­до) – на за­па­де шта­та Ок­ла­хо­ма. Об­щая чис­л. в США 10 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись). В Ка­на­де Д. жи­вут на юге пров. Он­та­рио в ре­зер­ва­ци­ях Мо­ра­ви­ан (365 чел. – 2001, пе­ре­пись), Ман­си (до 250 чел.) на р. Темс и Сикс-Ней­шенс (до 250 чел. – совм. с иро­ке­за­ми) на р. Гранд-Ри­вер; по оцен­ке, чис­л. кана­д­ских Д. св. 2 тыс. чел. Язык де­ла­вэр вост. груп­пы ал­гон­кин­ских язы­ков; име­ет диа­лек­ты (ча­сто при­ни­мае­мые за отд. язы­ки) ман­си (су­ще­ст­во­ва­ла пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки), уна­ми и уна­лаш­ти­го. Ны­не го­во­рят по-анг­лий­ски; со­хра­нил­ся 1 но­си­тель ди­алек­та ман­си в ре­зер­ва­ции Мо­ра­ви­ан. Пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки воз­рож­де­ния яз. де­ла­вэр (пре­по­да­ва­ние в шко­лах). Ве­рую­щие Д. – про­тес­тан­ты (пре­сви­териа­не, лю­те­ра­не, мо­рав­ские бра­тья), есть пей­о­ти­сты.

Церемония Большого дома у делаваров. Рисунок Э. Спайбека. Ок. 1912. Музей американского индейца (Нью-Йорк).

К на­ча­лу кон­так­тов с ев­ро­пей­ца­ми Д. жи­ли на тер­ри­то­рии совр. шта­тов Нью-­Йорк, Пен­силь­ва­ния, Нью-Джер­си, Де­ла­вэр. Де­ли­лись на ло­каль­ные груп­пы, объ­еди­няв­шие­ся в общно­сти: ман­си (мон­си, мин­си) – в верх­нем те­че­нии р. Де­ла­вэр и ниж­нем те­че­нии р. Гуд­зон; уна­ми (ван­на­ми, ве­на­ми – «на­род ни­зовь­ев ре­ки») – в сев. час­ти совр. Нью-Джер­си (вклю­чая о. Ста­тен) и при­ле­гаю­щих об­лас­тях Пен­силь­ва­нии (вклю­чая Фи­ла­дель­фию); уна­лаш­ти­го (ву­на­лачт­ко) – по р. Де­ла­вэр ни­же Фи­ла­дель­фии и бе­ре­гам зал. Де­ла­вэр. Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми (итал. мо­ре­пла­ва­тель на франц. служ­бе Дж. Вер­рац­ца­но) с 1524, с 1609 – с Г. Гуд­зо­ном. Кон­флик­ты с ев­ро­пей­ца­ми (с 1640) во­влек­ли Д. в за­тяж­ные вой­ны, зе­мель­ные про­да­жи и ми­гра­ции. В 1742–44 иро­ке­зы и анг­ли­ча­не пе­ре­се­ли­ли ос­тат­ки по­ко­рён­ных Д. с ис­кон­ных зе­мель в по­сёл­ки Ша­мо­кин (ны­не г. Сан­бе­ри) и Вай­о­минг на р. Сас­ку­эхан­на (ны­не штат Пен­силь­ва­ния), где раз­роз­нен­ные груп­пы объ­е­ди­ни­лись во­круг уна­ми в пле­мя, раз­де­ляв­ше­е­ся на 3 мат­ри­ли­ней­ные фрат­рии: Че­ре­па­хи (По­ке­ку­ун­го), Ин­дю­ка (Пул­ла­ук) и Вол­ка (Тук­си­ит). С 1740-х гг. сре­ди Д. дей­ст­во­ва­ли мо­рав­ские бра­тья (их за­пи­си слу­жат осн. ис­точ­ни­ка­ми эт­но­гра­фич. дан­ных о Д.). До­го­вор­ные от­но­ше­ния с ев­ро­пей­ца­ми с 1629 (наи­бо­лее из­вест­ны до­го­вор 1682 с У. Пен­ном о при­об­ре­те­нии ква­ке­ра­ми тер­ри­то­рии совр. Фи­ла­дель­фии и до­го­вор «Ша­гаю­щая по­куп­ка» с сы­ном Пен­на, во­шед­ший в ис­то­рию как при­мер гряз­ной сдел­ки). Д. ста­ли пер­вы­ми ин­дей­ца­ми, за­клю­чив­ши­ми до­го­вор с пра­ви­тель­ст­вом США (форт Питт, 1778), и прак­ти­че­ски един­ст­вен­ны­ми в об­лас­ти Огайо со­юз­ни­ка­ми аме­ри­кан­цев в Вой­не за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83. В 1779 во вре­мя кам­па­нии ген. Дж. Сал­ли­ва­на про­тив иро­ке­зов часть ман­си от­сту­пи­ла на юг Он­та­рио. В 1795 осн. груп­пы Д., тес­ни­мые иро­ке­за­ми и анг­ли­ча­на­ми, на­ча­ли дви­же­ние на за­пад: в Ин­диа­ну, на юго-за­пад Мис­су­ри (1820–22), се­ве­ро-вос­ток Кан­за­са (1829) и, на­ко­нец, на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию (ны­не штат Ок­ла­хо­ма).

Праздник-паувау у делаваров. Город Копан (штат Оклахома). 2006.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев се­ве­ро-вос­то­ка Сев. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (осн. куль­ту­ра – ку­ку­ру­за), ры­бо­лов­ст­вом, охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом. По­доб­но др. при­ат­лан­тич. ал­гон­ки­нам, из­го­тов­ля­ли долб­лё­ные лод­ки. Де­рев­ни на­счи­ты­ва­ли до не­сколь­ких со­тен че­ло­век, у ман­си су­ще­ст­во­ва­ли ук­ре­п­лён­ные по­се­ле­ния (из-за вра­ж­ды с мо­гау­ка­ми). Жи­ли­ще – виг­вам, из­вест­ны мно­го­се­мей­ные длин­ные и оваль­ные до­ма. Тра­диц. куль­ты (ре­ли­гия Боль­шо­го до­ма) – по­чи­та­ние Ве­ли­ко­го ду­ха, или Со­з­да­те­ля (Ке­та­не­ту­вит), Су­ще­ст­ва Мас­ки (Ме­син­хо­ли­кан, Ми­син­га­ли­кан, он же по­кро­ви­тель охо­ты), Ма­те­ри Ку­ку­ру­зы (Ка­хёсё­на­хё­ск­вим), Гро­мов (Плет­хо­ак, ино­гда пред­став­ля­ют­ся в ви­де Птиц Гро­ма), Вод­ной пан­те­ры (Ме­хах­кук), Вих­ря (Као­хён), ду­хов-по­кро­ви­те­лей (ма­ни­то­вук) и др. Осн. ми­фы – о пер­во­тво­ре­нии (куль­тур­ные ге­рои – Ве­ли­кий за­яц На­на­буш, Че­ре­па­ха, Волк, Мус­кус­ная кры­са, Вы­дра), о борь­бе Гро­мов с Вод­ной пан­те­рой, о великане-лю­до­еде (Мхю­ве) и др. Осн. празд­ник – осен­няя це­ре­мо­ния Боль­шо­го до­ма (Гам­винг) – длил­ся 12 дней, со­ору­жал­ся Боль­шой дом, на 12 стол­бах ко­то­ро­го вы­ре­за­лись ли­чи­ны, осн. со­дер­жа­ние це­ре­мо­нии – пе­ре­сказ ви­де­ний, по­лу­чен­ных во вре­мя тран­са; по­след­ний раз про­во­ди­лась в 1945. Су­ще­ст­во­ва­ли ша­ма­ны (пау­ау) и зна­ха­ри (ме­де­ву). Д. при­пи­сы­ва­ет­ся эпос «Ва­лам олум» («Крас­ная на­сеч­ка»), за­пи­сан­ный пик­то­грам­ма­ми на де­рев. до­щеч­ках (ис­чез­нув­ших вско­ре по­сле пуб­ли­ка­ции в 1836); ны­не боль­шин­ст­во учёных со­мне­ва­ют­ся в его ау­тен­тич­но­сти. В сер. 18 в. рас­про­стра­ни­лось дви­же­ние «про­ро­ков». Про­по­ведь «про­ро­ка» Нео­ли­на ста­ла ос­но­вой дви­же­ния Пон­тиа­ка. Язык и куль­ту­ра Д. со­хра­ня­лись до 20 в. Совр. Д. про­жи­ва­ют в осн. в ре­зер­ва­ци­ях, за­ня­ты в сфе­ре ту­риз­ма и об­слу­жи­ва­ния. Воз­ро­ж­да­ют­ся тра­диц. кух­ня, це­ре­мо­нии, пес­ни, тан­цы (stomp dan­ce – пля­ска с при­то­пы­ва­ни­ем), вы­шив­ка би­се­ром. Д. жи­вут так­же в го­ро­дах.

Лит.: David Zeisberger’s history of the northern American Indians (1778–80). Columbos, 1910; Harrington M. R. Religion and ceremonies of the Lenape. N. Y., 1921; Weslager C. A. The Delaware indians: a history. New Brunswick, 1972; Peacemakers on the frontier: a history of the Delaware tribe of Western Oklahoma. Ana­dar­ko, 1987; Blalock L., Bruch P., Re­men­ter J. The Delaware language. Bartlesville, 1994; Bierhorst J. Mythology of the Lenape: guide and texts. Tucson, 1995.

Вернуться к началу