ША́УНИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ША́УНИ (шони; от самоназвания шаванва – «человек с юга»), индейский народ группы центр. алгонкинов в США (центр. и сев.-вост. районы штата Оклахома). Численность 14,8 тыс. чел., в т. ч. метисов 7,5 тыс. чел. (2010, перепись). Говорят в осн. по-английски, до 0,5 тыс. чел. (2000, перепись) на языке шауни центр. группы алгонкинских языков. Верующие в осн. баптисты.
С 17 в. и, вероятно, ранее жили гл. обр. по рекам Делавэр, Саскуэханна и др. на востоке совр. штата Пенсильвания; отд. общины были расселены по всей территории Северо-Востока и Юго-Востока совр. США, их поселения в кон. 17 – нач. 18 вв. известны по рекам Потомак (ныне штат Мэриленд), Саванна (штат Юж. Каролина), Алабама и Чаттахучи (штаты Алабама и Джорджия), Камберленд и Кентукки (штаты Теннесси и Кентукки), Фокс (штат Иллинойс). С сер. 18 в. в осн. жили на территории совр. штата Огайо, некоторые общины в составе Конфедерации криков остались на юге и затем переселились на запад к Миссисипи.
Традиц. культура типична для индейцев Северо-Востока, близка к культуре соседних центр. и приатлантич. алгонкинов (саук и фокс, кикапу, иллинойс, майами, делаваров и др.), также отражает влияние ирокезов и криков. Основу хозяйства составляли подсечно-огневое земледелие, охота, собирательство и рыболовство. Поселения Ш. («города») состояли из летних больших продолговатой формы вигвамов и небольших зимних дерев. домов, имели дом для совета и проведения обрядов. Делились на 13 (по др. сведениям, 34) патрилинейных родов. Система терминов родства типа омаха. Ш. делились на 5 социально-ритуальных групп (чалака и савикила отвечали за политич. решения, кишпоко занимались вопросами войны, мекоче – магией и лечением, пекови – племенными обрядами), объединяющих, вероятно, потомков пяти отд. поселений. Функции управления были разделены между военной и мирной «партиями», каждая возглавлялась собств. вождём. Должность мирного вождя (из чалака или савикила) передавалась внутри определённого линиджа. Воен. вождь выбирался из кишпоко и должен был происходить из рода Великой Рыси. Существовали женщины-вожди, обычно из матерей или близких родственников вождей. Ш. верили в высшее женское божество (Наша Бабушка, Создатель, Папотхкве, Облако) и её внука (Скруглённый Бок, или Облачный Мальчик). Множество существ признавались «свидетелями» Нашей Бабушки – божества табака, огня, воды, орла и др. Осн. ритуалами были ежегодные Хлебный танец, Пляска Зелёной кукурузы, Военный танец и др. Большую роль играли «священные связки», хранившиеся в каждой из пяти групп.
Ш. играли активную роль в соперничестве Англии и Франции, принимая как в целом, так и отд. группами ту или другую сторону. Участвовали в восстании Понтиака, Войне за независимость в Северной Америке 1775–83 (в осн. на стороне Англии), восстании Текумсе. С кон. 18 в. стали переселяться на запад от р. Миссисипи, завершается формирование географич. групп вост. Ш., чироки-Ш. и т. н. отсутствующих Ш. В 1-й пол. 19 в. Ш. были разбросаны на территории пров. Онтарио (Канада), штатов Огайо, Индиана, Миссури, Канзас, Арканзас, Техас и на Индейской территории. К 1870 все группы Ш. собираются на Индейской территории. Ныне федерально признаны три общины Ш.: т. н. отсутствующие Ш. (3,1 тыс. чел. – 2012, Бюро по делам индейцев), вост. Ш. (2,8 тыс. чел.) и племя Ш., ранее известное как чироки-Ш. (2,2 тыс. чел.).