Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИКАПУ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

КИКАПУ́ (на яз. шау­ни; са­мо­на­зва­ние – Kiikaapoa, от ки­ве­га­па­ва, букв. – бро­дя­ги; на яз. гу­ро­нов те­ка­пу, на яз. ка­йо­ва-апа­чи – ши­га­пу, на яз. ома­ха – хи­га­бу и т. д.), ин­дей­ский на­род груп­пы ал­гон­ки­нов в Сев. Аме­ри­ке. Жи­вут в США [ре­зер­ва­ции близ г. Хор­тон на се­ве­ро-вос­то­ке шта­та Кан­зас – от 500 до 4,4 тыс. чел. (2008, оцен­ка), близ го­ро­дов Мак-Ло­уд и Джонс в шта­те Ок­ла­хо­ма – ок. 2 тыс. чел. и на юге шта­та Те­хас – 0,4 тыс. чел.] и на се­ве­ро-вос­то­ке Мек­си­ки [по­се­ле­ния Эль-На­си­мен­то на се­ве­ре шта­та Коау­и­ла и Та­ми­чо­па на се­ве­ре шта­та Со­но­ра – 250 чел. (2000, пе­ре­пись)]. Св. 57% в Мек­си­ке и ок. 27% в США го­во­рят на яз. ки­ка­пу груп­пы фокс-са­ук-ки­ка­пу ал­гон­кин­ских язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки; со­хра­ня­ет­ся сло­го­вое пись­мо ба­бе­би­бо и осо­бый язык сви­ста. Рас­про­стра­не­ны так­же англ. и исп. язы­ки (гл. обр. сре­ди мо­ло­дё­жи). В осн. при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, есть по­сле­до­ва­те­ли син­кре­тич. ин­деа­ни­ст­ских куль­тов (Амер. або­ри­ген­ная цер­ковь и др.), не­зна­чит. чис­ло ка­то­ли­ков и про­те­стан­тов.

До 1-й четв. 17 в. оби­та­ли на тер­ри­то­рии ме­ж­ду озё­ра­ми Эри и Ми­чи­ган. Пред­ки К. при­шли в ра­й­он Ве­ли­ких озёр с за­па­да; по мень­шей ме­ре со 2-го тыс. до н. э. им бы­ли из­ве­ст­ны зем­ле­де­лие, ке­ра­ми­ка, хо­лод­ная ков­ка ме­ди. В до­кон­такт­ный пе­ри­од куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев об­ла­сти Ве­ли­ких озёр Се­ве­ро-Во­сто­ка Сев. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, фа­соль, тык­ва), охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом. Жи­ли в де­рев­нях в длин­ных до­мах. Де­ли­лись на пле­ме­на и пат­ри­ли­ней­ные кла­ны. По пре­да­нию, ра­нее со­став­ля­ли од­но пле­мя с шау­ни, от ко­то­рых от­де­ли­лись из-за раз­го­рев­шей­ся враж­ды. В сер. 17 в. на­счи­ты­ва­ли св. 4–6 тыс. чел. В сер. 17 в. бы­ли вы­тес­не­ны ал­гон­ки­на­ми-от­та­ва и иро­ке­за­ми на юго-за­пад совр. шта­та Вис­кон­син, где жи­ли сме­шан­но с др. ал­гон­ки­на­ми – пе­ре­се­лен­ца­ми с во­сто­ка. На но­вом ме­сте столк­ну­лись и ста­ли враж­до­вать с да­ко­та. Пер­вые кон­так­ты с фран­цу­за­ми в 1665. Бы­ли втя­ну­ты в «пуш­ные вой­ны», в 1687–1701 вое­ва­ли на сто­ро­не фран­цу­зов про­тив ан­гли­чан, в 1712–16 – в сою­зе с пле­ме­нем фокс про­тив фран­цу­зов. В 1730-е гг. миг­ри­ро­ва­ли на се­вер совр. шта­тов Ил­ли­нойс и Ин­диа­на. Од­ни­ми из пер­вых пе­ре­няв у ев­ро­пей­цев ло­шадь, пе­ре­шли к кон­ной охо­те на би­зо­на и об­ра­зу жиз­ни ин­дей­цев пре­рий. Ле­том жи­ли в де­рев­нях в длин­ных до­мах, зи­мой – в охот­ни­чь­их ла­ге­рях.

Кенекук. Вождь вирмиллионской группы кикапу.

В 1763 бы­ло же­сто­ко по­дав­ле­но вос­ста­ние К. про­тив ан­гли­чан. В 1769 уча­ст­во­ва­ли в раз­гро­ме ал­гон­кин­ско­го пле­ме­ни ил­ли­нойс, в 1787 под­дер­жи­ва­ли ан­гли­чан про­тив аме­ри­кан­цев, в 1790–94 уча­ст­во­ва­ли в вой­не про­тив аме­ри­кан­цев вож­дя ал­гон­ки­нов-ма­йа­ми Ма­лень­кая Че­ре­па­ха. В нач. 19 в. вы­сту­пи­ли на сто­ро­не Те­кум­се. По до­го­во­ру с США 1819 пе­ре­се­ли­лись на юг шта­та Мис­су­ри (часть бы­ла на­силь­ст­вен­но по­се­ле­на в ре­зер­ва­ции вме­сте с враж­деб­ны­ми им оседж). К 1830 их чис­лен­ность со­кра­ти­лась до 1,5–2 тыс. чел. В 1832 пе­ре­се­ли­лись в Кан­зас, по­зд­нее на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию (совр. штат Ок­ла­хо­ма) и на Рио-Гран­де в Те­хас. В 1850, пос­ле по­те­ри Мек­си­кой Те­ха­са, часть К. вме­сте с груп­па­ми ал­гон­ки­нов-по­та­ва­то­ми, се­ми­но­лов и не­гров-мас­ко­го об­ра­ти­лись к мекс. пра­ви­тель­ст­ву с прось­бой пре­до­ста­вить им зем­лю. В 1852 для за­щи­ты по­гра­нич­ных тер­ри­то­рий от на­бе­гов ко­ман­чей и апа­чи по­лу­чи­ли зем­ли на се­ве­ре Мек­си­ки. Со­вер­ша­ли на­бе­ги на тер­ри­то­рию Те­ха­са. Пос­ле от­вет­но­го на­па­де­ния амер. ар­мии на Эль-На­си­мен­то в 1873 б. ч. мекс. К. (св. 800 чел.) бы­ла на­силь­ст­вен­но воз­вра­ще­на в США и по­се­ле­на вме­сте с се­ми­но­ла­ми и ма­ско­го в Ок­ла­хо­ме.

К. от­ли­ча­ет упор­ное из­бе­га­ние кон­так­тов с ев­ро­пей­ца­ми и со­про­тив­ле­ние ак­куль­ту­ра­ции. Наи­ме­нее ме­ти­си­ро­ва­ны из ин­дей­цев США. В США за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем и ско­то­вод­ст­вом, за пре­де­ла­ми ре­зер­ва­ций – ры­бо­лов­ст­вом. В Мек­си­ке муж­чи­ны за­ни­ма­ют­ся охо­той, в т. ч. за­гон­ной на оле­ней (гл. про­мыс­ло­вое и свя­щен­ное жи­вот­ное), жен­щи­ны – руч­ным зем­ле­де­лием; рас­про­ст­ра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на фер­мы в США. Раз­ви­ты об­ра­бот­ка ко­жи (в т. ч. из­го­тов­ле­ние мо­ка­син, но­го­виц, су­мок из зам­ши с вы­шив­кой), де­ре­ва, се­реб­ра, из­го­тов­ле­ние лу­ков и стрел на про­да­жу, тка­чест­во узор­ных поя­сов на уз­ких вер­ти­каль­ных стан­ках, пле­те­ние (ци­нов­ки, кор­зи­ны, сум­ки). Со­хра­ня­ет­ся тра­диц. жен­ская оде­ж­да (ру­ба­ха со склад­ка­ми и сбор­ка­ми и длин­ная юб­ка в сбор­ку, ино­гда – длин­ное ши­ро­кое пла­тье с вы­ши­тым поя­сом, ко­рот­кая за­паш­ная юб­ка, мо­ка­си­ны); празд­нич­ная жен­ская одеж­да – из оле­нь­ей зам­ши. Муж­чи­ны во вре­мя ри­туа­лов на­де­ва­ют по­верх шта­нов на­бед­рен­ные по­вяз­ки, но­го­ви­цы и мокасины, го­лов­ные убо­ры из перь­ев или пу­чок шер­сти ди­к­об­ра­за, курт­ки, ук­ра­шен­ные ба­хро­мой и лен­та­ми, рас­кра­ши­ва­ют ли­цо. Муж­чи­ны и жен­щи­ны но­сят го­лов­ные плат­ки и на­лоб­ные по­вяз­ки. По­се­ле­ние вклю­ча­ет до 60 до­мов. Тра­диц. жи­ли­ще (зим­нее – апа­ку­эни­ка­не, лет­нее – ути­не­ка­не) – ви­ки­ап, с ды­мо­вым от­вер­сти­ем и свя­щен­ным оча­гом в цен­т­ре, в ко­то­ром по­сто­ян­но под­дер­жи­ва­ют свя­щен­ный огонь (сбор дров – важ­ная обя­зан­ность). Зап. часть до­ма по­свя­ще­на ду­хам, го­то­вят пи­щу и едят в при­ст­рой­ке пе­ред вхо­дом. Об­щи­на Эль-На­си­мен­то со­сто­ит из 11 кла­нов, но­ся­щих то­тем­ные име­на (Би­зо­на, Оле­ня, Со­ко­ла и т. д.), воз­глав­ля­ет­ся дву­мя вож­дя­ми («ка­пи­та­на­ми»); в прош­лом де­ли­лась на фрат­рии: «бе­лую», или «лет­нюю», – мир­ную фрат­рию с на­следств. вож­дём и «чёр­ную», или «зим­нюю», – с вы­бор­ным. Си­сте­ма род­ст­ва ти­па «ома­ха»; ве­ли­ка роль бра­ть­ев и се­стёр ма­те­ри в вос­пи­та­нии её де­тей. Со­хра­ня­ют ин­дей­ские кла­но­вые име­на, тра­диц. ре­ли­гию Ба­ра­ба­на, или Сно­ви­де­ний, ри­ту­аль­ное де­ле­ние де­рев­ни на «бе­лую» и «чёр­ную» по­ло­ви­ны, 4 ри­ту­аль­ных об­ще­ст­ва «свя­щен­ных свя­зок», по­кло­ня­ют­ся пред­кам и свя­щен­но­му ог­ню, стро­го со­блю­да­ют охот­ни­чьи зап­ре­ты, по­сто­ян­но про­во­дят ин­ди­ви­ду­аль­ные и кол­лек­тив­ные об­ря­ды очи­ще­ния, по­сты, ме­ди­та­ции и жерт­во­при­но­ше­ния с по­сле­дую­щи­ми пляс­ка­ми под ба­ра­ба­ны. Каж­дый клан име­ет ри­ту­аль­но­го вож­дя. Осн. бо­же­ст­во – Ве­ли­кий Дух, де­миург Ки­ци­хайа­та, из­брав­ший К. и спас­ший их от ми­ро­во­го по­то­па; в кон­це вре­мён он за­бе­рёт с со­бой К. на веч­ную охо­ту. Гл. празд­ник – Но­вый год (в кон­це фев­ра­ля – на­ча­ле мар­та); про­во­дят­ся ини­циа­ции маль­чи­ков, по­ми­наль­ные об­ря­ды, жерт­во­при­но­ше­ния бе­лых щен­ков; пе­ние и тан­цы в мас­ках в со­про­вож­де­нии во­дя­но­го ба­ра­ба­на, за­жже­ние но­во­го ог­ня. Пос­ле Но­во­го го­да стро­ит­ся лет­нее жи­ли­ще. Др. пра­зд­ни­ки – Дож­дя, Зе­лё­ной ку­ку­ру­зы, Зе­лё­ной тык­вы, Би­зо­на и Ко­йо­та. Есть по­сле­до­ва­те­ли ин­дей­ских «про­ро­ков» 18–19 вв.: К. Ки­ан­не­ху­ха (Ка­на­ку­ка), де­ла­ва­ра Нео­ли­на, шау­ни Тен­сква­та­ва. Из­ве­ст­ны кос­мо­го­нич. ми­фы (о Ки­ци­хайа­та, трик­сте­ре Ви­са­ке; о Не­бес­ной жен­щи­не, за­по­доз­рен­ной му­жем в из­ме­не и сбро­шен­ной вниз, где её под­хва­ты­ва­ют пти­цы и по­ме­ща­ют на че­ре­па­ху, пла­ваю­щую в ми­ро­вом океа­не, её дочь ста­но­ви­тся ма­те­рью куль­тур­ных ге­ро­ев-близ­не­цов; бобр или вы­ху­холь при­но­сит из-под вод по­то­па ча­стич­ку зем­ли), ми­фы на сю­же­ты о «не­уме­лом под­ра­жа­нии», «ма­ги­че­ском бег­ст­ве», «лю­бов­ни­ке-мед­ве­де», ко­то­ро­го уби­ва­ют муж, бра­тья или де­ти жен­щи­ны, и др.

Лит.: Goggin J. M. The Mexican Kickapoo In­dians // South-Western Journal of Anthropo­logy. 1951. Vol. 7. № 3; Gibson A. B. The Ki­cka­poos: lords of the middle border. Norman, 1963; Ritzenthaler R. E., Peterson F. A. The Me­xican Kickapoo Indians. Westport, 1970; La­torre F. A., Latorre D. L. The Mexican Kic­kapoo In­d­ians. N. Y.; L., 1991; Wright B., Ge­sick J. The Texas Kickapoo: keepers of tra­di­tion. El Paso, 1996.

Вернуться к началу