КИКАПУ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИКАПУ́ (на яз. шауни; самоназвание – Kiikaapoa, от кивегапава, букв. – бродяги; на яз. гуронов текапу, на яз. кайова-апачи – шигапу, на яз. омаха – хигабу и т. д.), индейский народ группы алгонкинов в Сев. Америке. Живут в США [резервации близ г. Хортон на северо-востоке штата Канзас – от 500 до 4,4 тыс. чел. (2008, оценка), близ городов Мак-Лоуд и Джонс в штате Оклахома – ок. 2 тыс. чел. и на юге штата Техас – 0,4 тыс. чел.] и на северо-востоке Мексики [поселения Эль-Насименто на севере штата Коауила и Тамичопа на севере штата Сонора – 250 чел. (2000, перепись)]. Св. 57% в Мексике и ок. 27% в США говорят на яз. кикапу группы фокс-саук-кикапу алгонкинских языков. Письменность на основе лат. графики; сохраняется слоговое письмо бабебибо и особый язык свиста. Распространены также англ. и исп. языки (гл. обр. среди молодёжи). В осн. придерживаются традиц. верований, есть последователи синкретич. индеанистских культов (Амер. аборигенная церковь и др.), незначит. число католиков и протестантов.
До 1-й четв. 17 в. обитали на территории между озёрами Эри и Мичиган. Предки К. пришли в район Великих озёр с запада; по меньшей мере со 2-го тыс. до н. э. им были известны земледелие, керамика, холодная ковка меди. В доконтактный период культура типична для индейцев области Великих озёр Северо-Востока Сев. Америки. Занимались ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква), охотой, собирательством, рыболовством. Жили в деревнях в длинных домах. Делились на племена и патрилинейные кланы. По преданию, ранее составляли одно племя с шауни, от которых отделились из-за разгоревшейся вражды. В сер. 17 в. насчитывали св. 4–6 тыс. чел. В сер. 17 в. были вытеснены алгонкинами-оттава и ирокезами на юго-запад совр. штата Висконсин, где жили смешанно с др. алгонкинами – переселенцами с востока. На новом месте столкнулись и стали враждовать с дакота. Первые контакты с французами в 1665. Были втянуты в «пушные войны», в 1687–1701 воевали на стороне французов против англичан, в 1712–16 – в союзе с племенем фокс против французов. В 1730-е гг. мигрировали на север совр. штатов Иллинойс и Индиана. Одними из первых переняв у европейцев лошадь, перешли к конной охоте на бизона и образу жизни индейцев прерий. Летом жили в деревнях в длинных домах, зимой – в охотничьих лагерях.
В 1763 было жестоко подавлено восстание К. против англичан. В 1769 участвовали в разгроме алгонкинского племени иллинойс, в 1787 поддерживали англичан против американцев, в 1790–94 участвовали в войне против американцев вождя алгонкинов-майами Маленькая Черепаха. В нач. 19 в. выступили на стороне Текумсе. По договору с США 1819 переселились на юг штата Миссури (часть была насильственно поселена в резервации вместе с враждебными им оседж). К 1830 их численность сократилась до 1,5–2 тыс. чел. В 1832 переселились в Канзас, позднее на Индейскую территорию (совр. штат Оклахома) и на Рио-Гранде в Техас. В 1850, после потери Мексикой Техаса, часть К. вместе с группами алгонкинов-потаватоми, семинолов и негров-маского обратились к мекс. правительству с просьбой предоставить им землю. В 1852 для защиты пограничных территорий от набегов команчей и апачи получили земли на севере Мексики. Совершали набеги на территорию Техаса. После ответного нападения амер. армии на Эль-Насименто в 1873 б. ч. мекс. К. (св. 800 чел.) была насильственно возвращена в США и поселена вместе с семинолами и маского в Оклахоме.
К. отличает упорное избегание контактов с европейцами и сопротивление аккультурации. Наименее метисированы из индейцев США. В США занимаются земледелием и скотоводством, за пределами резерваций – рыболовством. В Мексике мужчины занимаются охотой, в т. ч. загонной на оленей (гл. промысловое и священное животное), женщины – ручным земледелием; распространено отходничество на фермы в США. Развиты обработка кожи (в т. ч. изготовление мокасин, ноговиц, сумок из замши с вышивкой), дерева, серебра, изготовление луков и стрел на продажу, ткачество узорных поясов на узких вертикальных станках, плетение (циновки, корзины, сумки). Сохраняется традиц. женская одежда (рубаха со складками и сборками и длинная юбка в сборку, иногда – длинное широкое платье с вышитым поясом, короткая запашная юбка, мокасины); праздничная женская одежда – из оленьей замши. Мужчины во время ритуалов надевают поверх штанов набедренные повязки, ноговицы и мокасины, головные уборы из перьев или пучок шерсти дикобраза, куртки, украшенные бахромой и лентами, раскрашивают лицо. Мужчины и женщины носят головные платки и налобные повязки. Поселение включает до 60 домов. Традиц. жилище (зимнее – апакуэникане, летнее – утинекане) – викиап, с дымовым отверстием и священным очагом в центре, в котором постоянно поддерживают священный огонь (сбор дров – важная обязанность). Зап. часть дома посвящена духам, готовят пищу и едят в пристройке перед входом. Община Эль-Насименто состоит из 11 кланов, носящих тотемные имена (Бизона, Оленя, Сокола и т. д.), возглавляется двумя вождями («капитанами»); в прошлом делилась на фратрии: «белую», или «летнюю», – мирную фратрию с наследств. вождём и «чёрную», или «зимнюю», – с выборным. Система родства типа «омаха»; велика роль братьев и сестёр матери в воспитании её детей. Сохраняют индейские клановые имена, традиц. религию Барабана, или Сновидений, ритуальное деление деревни на «белую» и «чёрную» половины, 4 ритуальных общества «священных связок», поклоняются предкам и священному огню, строго соблюдают охотничьи запреты, постоянно проводят индивидуальные и коллективные обряды очищения, посты, медитации и жертвоприношения с последующими плясками под барабаны. Каждый клан имеет ритуального вождя. Осн. божество – Великий Дух, демиург Кицихайата, избравший К. и спасший их от мирового потопа; в конце времён он заберёт с собой К. на вечную охоту. Гл. праздник – Новый год (в конце февраля – начале марта); проводятся инициации мальчиков, поминальные обряды, жертвоприношения белых щенков; пение и танцы в масках в сопровождении водяного барабана, зажжение нового огня. После Нового года строится летнее жилище. Др. праздники – Дождя, Зелёной кукурузы, Зелёной тыквы, Бизона и Койота. Есть последователи индейских «пророков» 18–19 вв.: К. Кианнехуха (Канакука), делавара Неолина, шауни Тенскватава. Известны космогонич. мифы (о Кицихайата, трикстере Висаке; о Небесной женщине, заподозренной мужем в измене и сброшенной вниз, где её подхватывают птицы и помещают на черепаху, плавающую в мировом океане, её дочь становится матерью культурных героев-близнецов; бобр или выхухоль приносит из-под вод потопа частичку земли), мифы на сюжеты о «неумелом подражании», «магическом бегстве», «любовнике-медведе», которого убивают муж, братья или дети женщины, и др.