МАНДА́Н
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНДА́Н (от назв. на яз. дакота – миватани, маватани, маватада; прежние самоназвания – рувакаки, нумакаки, «люди»; совр. самоназвание – ру’эта, ну’эта), индейский народ группы сиу в США (штат Сев. Дакота). Численность 475 чел. (2000, перепись). Вместе с арикара и хидатса составляют общину Три соединённых племени штата Сев. Дакота (резервация Форт-Бертолд); общая численность 8,7 тыс. чел. (1998, данные Бюро по делам индейцев). Говорят в осн. по-английски; 42 чел. говорят на яз. мандан центр. подгруппы сиу языков; диалекты: руптаре, ну’этаре и авикаха. Верующие – протестанты (конгрегационалисты, епископальная церковь, баптисты) и католики.
Предки М., вероятно, входили в общность носителей культуры Плейнс-Виллидж в верховьях р. Миссури (сер. 10–17 вв.). Традиц. культура типична для индейцев востока Великих равнин. Занимались земледелием в речных долинах (женщины выращивали кукурузу, фасоль, тыквы, подсолнечник, мужчины – табак), сезонной охотой небольшими группами (бизон, вапити, олень, антилопа), собирательством и рыболовством. Было известно гончарство, плетение корзин, изготовление «бизоньих» лодок (круглых, с каркасом, обтянутым шкурой бизона). Важную роль играла осенняя торговля с индейцами соседних регионов (Северо-Восток, Плато, Юго-Восток) и с белыми торговцами. Ко 2-й пол. 17 в. М. локализируются по обоим берегам Миссури в районе устья р. Харт-Ривер (ранние путешественники сообщают о 8 деревнях, археологически прослеживаются 6 деревень, насчитывающих св. 640 круглых полуземлянок – св. 8 тыс. чел.). До эпидемии 1837 имелось 13 матрилинейных родов, объединённых в 2 экзогамные половины на зап. и вост. берегу Миссури: зап., или «мирная», включала подразделения ну’эта, истопе и авикаха, вост., или военная, – подразделение руптаре. «Мирная» половина вела происхождение от культурного героя Одинокий Человек (согласно мифу, она была создана им из собственных рё- бер в районе Харт-Ривер) и ассоциировалась с бизоном, «военная» – от культурного героя Глина На Лице, ассоциировалась с кукурузой. После 1837 предпочтительными стали браки внутри половин. Система родства типа «кроу»; сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. В каждой деревне советом владельцев важнейших «священных связок» выбирали военного (из выдающихся воинов «военной» половины) и мирного (знатока обрядов, владеющего важной «священной связкой») вождей. Посреди деревни стоял священный столб из тополя, окрашенный в красный цвет, окружённый оградой из тополиных досок (символизировал Одинокого Человека, спасшего М. во время Всемирного потопа, построив забор вокруг деревни), к северу от него – большая полуземлянка; с ними была связана 4-дневная летняя церемония Окипа («подражание бизону»), детально описанная Дж. Кэтлином в 1832. В основе традиц. верований лежала вера в безличную магич. силу (хопри), обретаемую путём «поиска видений» (пост, молитва, самоистязания) или покупкой одной из наследств. племенных или личных «священных связок». Существовала система мужских и женских союзов, построенная по возрастному принципу, некоторые – общие с хидатса.
К 1730-м гг. у М. появляются первые лошади. Контакты с европейцами с 1738 (франц. путешественник П. Г. де Варенн де ла Верандри). К 1770-м гг. европ. торговцы постоянно жили среди М. В 1781 эпидемия оспы более чем в половину сократила численность М., остальные были вынуждены под давлением тетон переселиться выше по Миссури к хидатса (устье р. Найф-Ривер). Договорные отношения с США с 1825. В 1830 Амер. пушная компания построила Форт-Кларк, ставший гл. торговой факторией и центром контактов с индейцами в районе. Летом 1837 новая эпидемия оспы унесла более 90% М., выжившие (не более 150 чел.) частью собрались в одной деревне, остальные расселились по деревням хидатса и арикара. В 1845 хидатса и часть М. ушли вверх по течению. В нач. 1860-х гг. к ним присоединились оставшиеся М. и арикара. В 1870 для М., хидатса и арикара учреждена резервация Форт-Бертолд, к 1910 её территория сократилась почти в 10 раз. В 1936 была принята конституция и общее назв. «Три соединённых племени штата Сев. Дакота». После сооружения в 1951 Гаррисоновской плотины на Миссури значит. часть резервации была затоплена, свыше половины жителей переселились за её пределы. Совр. М. сильно метисированы (в 1971 умер последний чистокровный М.). На территории резервации разрабатываются нефтяные и газовые месторождения; действует колледж, проводятся фестивали Пау-Вау, во время которых происходят традиц. церемонии раздачи имущества (танец Военного головного убора). В 1970-е гг. у дакота заимствована Пляска солнца.