НЕ-ПЕРСЕ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕ-ПЕРСЕ́ (от франц. nez percés – проколотые носы, от практики прокалывания носовой перегородки; самоназвание Nimíipuu – люди), индейский народ группы сахаптинов в США. Численность 4,1 тыс. чел. (2000, перепись), большинство проживают в резервации на северо-западе штата Айдахо. Говорят в осн. по-английски. Ок. 200 чел. старшего поколения сохраняют яз. не-персе; в некоторых штатах преподаётся в колледжах. Диалекты – верхний и нижний; письменность на основе лат. графики. Верующие – пресвитериане, методисты, пятидесятники, католики; есть приверженцы традиц. культов.
К началу контактов с американцами (экспедиция М. Льюиса и У. Кларка, 1805) занимали территорию на юго-востоке совр. штата Вашингтон, северо-востоке штата Орегон, севере штата Айдахо и западе штата Монтана. Поселения (св. 70) находились в среднем течении р. Снейк и низовьях рек Клируотер и Салмон.
Традиц. культура типична для индейцев Плато. Жилище – двускатная, крытая циновками постройка длиной до 30 м; в сезонных лагерях – конический шалаш, с 18 в. – типи. С середины лета по ноябрь оставляли свои деревни и селились выше по течению рек, где занимались охотой (вапити, олень, лось, горные баран и козёл, чёрный медведь, гризли и др.), рыболовством (форель и лосось) и собирательством (луковицы камас, дикие морковь и лук, ирга, кедровый орех, семена подсолнуха и др.); совершали краткие экспедиции для охоты на бизона на Великие равнины. С кон. 17 в. стали заниматься коневодством (Не-п. приписывается выведение породы аппалуза) и постоянно охотиться на бизона на Великих равнинах, восприняли мн. черты степной кочевой культуры, активно участвовали в пушной и посреднич. торговле. Счёт родства билатеральный. Система терминов родства генерац. типа в поколении эго и бифуркативно-линейного в поколении родителей. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Практикуется сороральная полигиния. Распространены отношения подшучивания и ритуальный обмен подарками между родственниками. Неск. больших семей составляли одну деревню, управляемую предводителем (часто наследственным) и советом глав семей. К нач. 19 в. сложились 4 территориальных объединения, возглавляемые мирными вождями; участившиеся межплеменные столкновения (воевали с черноногими, шошонами и др., имели дружественные отношения с кроу, флатхедами и др.) привели к выдвижению воен. вождей. Рост влияния Не-п. в торговле превратил их язык в торговый язык региона (кайюсы полностью перешли на яз. не-персе).
В основе традиц. религии – вера в духов (вийакин); получить вийакина духом-хранителем можно было как мужчинам, так и женщинам посредством обряда «поиска видения» или в наследство от предков, обычно с помощью шамана (тивет). Были распространены личные «священные связки». Под влиянием христианства появляются синкретич. культы (Пляска пророка, Ипнукилилпт, Вашат, религия Длинного дома, или Семи Барабанов).
С нач. 19 в. поддерживали дружественные контакты с американцами, появление которых было предсказано пророчествами. Вера в магич. силу белых побудила Не-п. отправить в 1831 делегацию в Сент-Луис с просьбой прислать миссионеров. В 1836 среди Не-п. начала работу пресвитерианская миссия. Христианизация привела к образованию среди Не-п. двух фракций – проамериканских христиан и приверженцев традиц. культов. Часть Не-п. стали жить теократич. общинами, которые управлялись принявшими христианство вождями. С помощью миссионеров был составлен свод законов и создано правительство (1842), состоящее из верховного вождя и 12 младших вождей, каждый из которых имел 5 помощников.
В 1855 подписан первый договор, согласно которому Не-п. получили большую резервацию в Айдахо, а также право пользоваться землями вне её. Согласно последующим договорам (1863 и 1868), земли резервации были значительно урезаны, часть общин не подписали их и объединились против христианских общин. В 1877 ок. 800 Не-п., не подчинившиеся приказу о переселении в резервацию, под рук. вождей Джозефа, Белой Птицы и Зеркала, преследуемые амер. войсками, с боями совершили поход на 2600 км на северо-восток через Скалистые горы, пытаясь достичь Канады и присоединиться к тетонам, руководимым вождём Сидящим Быком (т. н. Война вождя Джозефа). Большинство из них были вынуждены сдаться и переселиться на Индейскую территорию. В 1885 им было позволено поселиться в резервации Колвилл, в штате Вашингтон, где их потомки проживают и сейчас. В резервации ведущую роль сохраняет христианская фракция. С 1980 путём покупки земель территория резервации увеличилась на треть; сохраняется право на промысел вне её границ. Не-п. продолжают заниматься коневодством (с 1994 проводится работа по выведению новой породы лошадей на основе аппалузы и ахалтекинцев). После 2-й мировой войны запреты христианской фракции на традиц. обряды были сняты, возрождаются сезонные танцевальные ритуалы и фестивали – пау-вау. В 1948 принята конституция не-персе.