«ПЕ́РЕЧНИ ЗИМ»
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ПЕ́РЕЧНИ ЗИМ» (от назв. на диалекте тетон яз. дакота «ваниету явапи»; букв. – зимы < они > считают), пиктографич. летописи у индейцев Великих равнин (кайова, дакота, мандан, черноногие). Летописание у этих народов сложилось во 2-й пол. 18 в. вместе с окончат. формированием кочевой культуры. Гипотетически выделяются 3 центра летописной традиции: юж. (кайова), центр. (тетон и янктон-янктонай у дакота) и сев. (черноногие). В науч. оборот «П. з.». введены в кон. 1860–70-х гг. Ныне известно более 200 «П. з.» (большинство их получено от дакота), включая оригинальные летописи, списки с оригиналов и копии.
Записью и хранением «П. з.» занимались т. н. хранители. Один раз в год по завершении годового цикла (у кайова – два раза в год, летом и зимой) «хранитель» выбирал наиболее выдающееся и запоминаемое событие и изображал его пиктограммой; также составлялась канонич. устная формула, которая в краткой форме объясняла пиктограмму. Летописная пиктограмма превращалась в обозначение прошедшего года в историч. памяти племени, а устная формула становилась названием этого года; впоследствии пиктограмма служила мнемонич. подсказкой при обращении к «П. з.» и помогала воспроизвести по памяти развёрнутое повествование.
Первоначально «П. з.» выполнялись полихромными рисунками, располагавшимися по спирали или бустрофедоном на выделанных бизоньих шкурах; впоследствии – строками слева направо на ткани. С изобретением письменности на индейских языках «хранители» стали записывать годовую формулу латиницей под летописной пиктограммой. В кон. 19–20 вв. мн. летописцы отказались от пиктограмм и фиксировали годовое событие только в письм. формуле. В это же время «П. з.» стали фиксировать события семейного и личного характера. Отд. «хранители» и ныне продолжают летописание.