Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗУ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 591-592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов, А. А. Истомин

ЗУ́НИ (от исп. зу­ньи, на яз. ке­рес – су­ни, са­мо­на­зва­ние – ashiwi), ин­дей­ский на­род груп­пы пу­эб­ло на юго-за­па­де США. Жи­вут в осн. в ре­зер­ва­ции Зу­ни на за­па­де шта­та Нью-Мек­си­ко, на гра­ни­це со шта­том Ари­зо­на. Чис­лен­ность 9,3 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись). На изо­ли­ро­ван­ном яз. зу­ни сво­бод­но го­во­рят бо­лее 70% З.; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, ве­дёт­ся ра­дио­ве­ща­ние, не­зна­чит. об­уче­ние в на­чаль­ной шко­ле. Рас­про­стра­нён так­же англ. яз. При­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. куль­тов.

В пуэбло Зуни. Штат Нью-Мексико. Фото Дж. К. Хиллерса. 1879. Смитсоновский институт (Вашингтон).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев-зем­ле­дель­цев Юго-За­па­да США. За­ни­ма­лись по­лив­ным и бо­гар­ным зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, фа­соль, ты­к­ва), со­би­ра­тель­ст­вом и охо­той (оле­ни, ан­ти­ло­пы, кро­ли­ки), ре­мёс­ла­ми (тка­че­ст­во, гон­чар­ст­во, пле­те­ние кор­зин). Де­лят­ся на мат­ри­ли­ней­ные ро­ды (в 1977 – 14), но­ся­щие то­тем­ные име­на. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­ная с эле­мен­та­ми си­сте­мы «кроу» и слия­ни­ем аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний. Вы­де­ля­ют­ся ка­те­го­рии «млад­ших», «рав­ных», «стар­ших» и «ста­рей­ших» род­ст­вен­ни­ков. Сиб­лин­ги раз­ли­ча­ют­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту и по­лу. Ха­рак­тер­ны ри­ту­аль­ные кор­по­ра­ции: муж­ские «об­ще­ст­ва ки­вы», ка­ж­дое со сво­им свя­ти­ли­щем – ки­вой (в 1977 – 6), объ­е­ди­нён­ные в кор­по­ра­цию Ко­ти­кан­не; зна­хар­ские об­ще­ст­ва (ти­ка­ве), дос­туп­ные для муж­чин и жен­щин (в 1977 – 12). Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют жре­че­ские кор­по­ра­ции, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых оли­це­тво­ря­ют ду­хов, так­же на­зы­вае­мых Жре­ца­ми. «Жре­цы до­ж­дя» (аши­ва­ни; в 1977 – 16), из ко­то­рых осо­бо вы­де­лял­ся гла­ша­тай (пе­к­вин­не), ас­со­ции­руе­мый с зе­ни­том, быв­ший так­же хра­ни­те­лем ка­лен­да­ря и жре­цом Солн­ца. «Жре­цы лу­ка» (апи­ла аши­ва­ни; в 1977 – 2) под­дер­жи­ва­ли по­ря­док, ве­ли вой­ны, пре­сле­до­ва­ли ведьм (аха­ли­к­ви). Тра­диц. кос­мо­ло­гич. мо­дель ори­ен­ти­ро­ва­на по 6 на­прав­ле­ни­ям, ка­ж­дое со сво­им цве­то­вым оп­ре­де­ле­ни­ем (се­вер – жёл­тый, юг – крас­ный, за­пад – си­ний, вос­ток – бе­лый, зе­нит – мно­го­цвет­ный, на­дир – чёр­ный). Под на­ди­ром ле­жат 4 ниж­них ми­ра, над зе­ни­том – 4 верх­них ми­ра. Осн. куль­ты – Солн­ца (Отец-солн­це), Лу­ны (Мать, лун­ный свет да­ря­щая), Зем­ли (Мать-зем­ля), ду­хов-ка­чи­на и др.

Педро Пино, «губернатор» пуэбло Зуни в 1840–50-х гг. Штат Нью-Мексико. Фото Дж. К. Хиллерса. 1879. Смитсоновский институт (Вашингтон).

К на­ча­лу кон­так­тов с ис­пан­ца­ми (1536) на­счи­ты­ва­ли 4–6 тыс. чел., жи­ли в 6 по­се­ле­ни­ях-пу­эб­ло по р. Зу­ни (при­ток р. Литл-Ко­ло­ра­до) и её при­то­кам. Бы­ли но­ми­наль­но по­ко­ре­ны ис­пан­ца­ми, уча­ст­во­ва­ли в вос­ста­нии пу­эб­ло 1680, бы­ли вто­рич­но за­воё­ва­ны в 1692 и пе­ре­се­ли­лись в од­но пу­эб­ло (Зуни). По­пыт­ки хри­стиа­ни­за­ции З. бы­ли без­ус­пеш­ны, в 1820 фран­ци­скан­ская мис­сия бы­ла за­кры­та. Ос­лаб­ле­ние по­ли­тич. и ре­лиг. дав­ле­ния при­ве­ло к час­тич­ной нор­ма­ли­за­ции от­но­ше­ний с ис­пан­ца­ми. У них бы­ли за­им­ст­во­ва­ны тех­ни­ка ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, с.-х. куль­ту­ры (пше­ни­ца, овёс, пер­си­ки), ско­то­вод­ст­во (ов­цы и ос­лы), сис­те­ма свет­ской вла­сти во гла­ве с «гу­бер­нато­ром», не­об­хо­ди­мая для сно­ше­ний с внеш­ним ми­ром. Апа­чи и на­ва­хо, по­явив­шие­ся в 15 – нач. 16 вв., ос­во­ив к нач. 18 в. ко­не­вод­ст­во и ов­це­вод­ст­во, ста­ли осн. про­тив­ни­ка­ми З. По­яв­ле­ние аме­ри­кан­цев (сер. 19 в.) не­зна­чи­тель­но по­влия­ло на З. В 1877 бы­ла об­ра­зо­ва­на ре­зер­ва­ция, вклю­чив­шая яд­ро их тра­диц. тер­ри­то­рии. До нач. 20 в. власть осу­ще­ст­в­лял со­вет 6–7 стар­ших жре­цов, еже­год­но на­зна­чав­ший «гу­бер­на­то­ра» и его по­мощ­ни­ков. В нач. 20 в. в со­ве­те жре­цов об­ра­зо­ва­лись две фрак­ции: кон­сер­ва­тив­ная («ка­то­ли­че­ская») и про­грес­сив­ная («ан­ти­ка­то­ли­че­ская»). С 1934 уп­рав­ляют­ся вы­бор­ным пле­мен­ным со­ве­том. В 1970 (пер­вы­ми из ин­дей­цев США) при­ня­ли пле­мен­ную кон­сти­ту­цию, уп­рав­ле­ние ре­зер­ва­ци­ей пол­но­стью пе­ре­шло от фе­де­раль­но­го Бю­ро по де­лам ин­дей­цев (БДИ) к «гу­бер­на­то­ру» и пле­мен­но­му со­ве­ту.

Со­вре­мен­ные З. – один из са­мых эконо­ми­че­ски раз­ви­тых на­ро­дов пу­эб­ло, мно­гие име­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Совр. за­ня­тия – ра­бо­та по най­му, тра­диц. ре­мёс­ла (про­из-во се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний с би­рю­зой, аму­ле­тов из кам­ня, рас­пис­ной ке­ра­ми­ки; прак­ти­че­ски ис­чез­ли тка­че­ст­во и пле­те­ние кор­зин), ско­то­вод­ст­во (ов­цы, круп­ный ро­га­тый скот, ло­ша­ди); зем­ле­де­лие со­хра­ня­ет­ся не­зна­чи­тель­но (в т. ч. воз­де­лы­ва­ние ку­ку­ру­зы для ри­ту­аль­ных це­лей), пол­но­стью ос­тав­ле­но тра­диц. муж­ское за­ня­тие – воз­де­лы­ва­ние и уход за пер­си­ко­вы­ми са­да­ми. Со­хра­ня­ют тра­диц. со­ци­аль­ную ор­га­ни­за­цию и ми­ро­воз­зре­ние.

Лит.: Cushing F. H. Zuñi fetiches. Wash., 1883; Eggan F. R. Social organization of the Wes­tern Pueblos. Chi., 1950; Smith W., Roberts J. M. Zuñi law: a field of values. Camb., 1954; Stevenson M. C. The Zuñi Indians. 2nd ed. Wash., 1970; Cramp­ton C. G. The Zuñis of Cibola. Salt Lake City, 1977; Finding the cen­ter: narrative poetry of the Zuni Indians. Lin­coln, 1978; Ladd E. J. Zuni social and political organization // Handbook of North American In­dians. Wash., 1979. Vol. 9: Southwest; Kroeber A. L. Zuñi kin and clan. 2nd ed. N. Y., 1984.

Вернуться к началу