ЗУ́НИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗУ́НИ (от исп. зуньи, на яз. керес – суни, самоназвание – ashiwi), индейский народ группы пуэбло на юго-западе США. Живут в осн. в резервации Зуни на западе штата Нью-Мексико, на границе со штатом Аризона. Численность 9,3 тыс. чел. (2000, перепись). На изолированном яз. зуни свободно говорят более 70% З.; письменность на основе лат. графики, ведётся радиовещание, незначит. обучение в начальной школе. Распространён также англ. яз. Придерживаются традиц. культов.
Традиц. культура типична для индейцев-земледельцев Юго-Запада США. Занимались поливным и богарным земледелием (кукуруза, фасоль, тыква), собирательством и охотой (олени, антилопы, кролики), ремёслами (ткачество, гончарство, плетение корзин). Делятся на матрилинейные роды (в 1977 – 14), носящие тотемные имена. Система терминов родства бифуркативная с элементами системы «кроу» и слиянием альтернативных поколений. Выделяются категории «младших», «равных», «старших» и «старейших» родственников. Сиблинги различаются по относительному возрасту и полу. Характерны ритуальные корпорации: мужские «общества кивы», каждое со своим святилищем – кивой (в 1977 – 6), объединённые в корпорацию Котиканне; знахарские общества (тикаве), доступные для мужчин и женщин (в 1977 – 12). Особое место занимают жреческие корпорации, представители которых олицетворяют духов, также называемых Жрецами. «Жрецы дождя» (ашивани; в 1977 – 16), из которых особо выделялся глашатай (пеквинне), ассоциируемый с зенитом, бывший также хранителем календаря и жрецом Солнца. «Жрецы лука» (апила ашивани; в 1977 – 2) поддерживали порядок, вели войны, преследовали ведьм (ахаликви). Традиц. космологич. модель ориентирована по 6 направлениям, каждое со своим цветовым определением (север – жёлтый, юг – красный, запад – синий, восток – белый, зенит – многоцветный, надир – чёрный). Под надиром лежат 4 нижних мира, над зенитом – 4 верхних мира. Осн. культы – Солнца (Отец-солнце), Луны (Мать, лунный свет дарящая), Земли (Мать-земля), духов-качина и др.
К началу контактов с испанцами (1536) насчитывали 4–6 тыс. чел., жили в 6 поселениях-пуэбло по р. Зуни (приток р. Литл-Колорадо) и её притокам. Были номинально покорены испанцами, участвовали в восстании пуэбло 1680, были вторично завоёваны в 1692 и переселились в одно пуэбло (Зуни). Попытки христианизации З. были безуспешны, в 1820 францисканская миссия была закрыта. Ослабление политич. и религ. давления привело к частичной нормализации отношений с испанцами. У них были заимствованы техника металлообработки, с.-х. культуры (пшеница, овёс, персики), скотоводство (овцы и ослы), система светской власти во главе с «губернатором», необходимая для сношений с внешним миром. Апачи и навахо, появившиеся в 15 – нач. 16 вв., освоив к нач. 18 в. коневодство и овцеводство, стали осн. противниками З. Появление американцев (сер. 19 в.) незначительно повлияло на З. В 1877 была образована резервация, включившая ядро их традиц. территории. До нач. 20 в. власть осуществлял совет 6–7 старших жрецов, ежегодно назначавший «губернатора» и его помощников. В нач. 20 в. в совете жрецов образовались две фракции: консервативная («католическая») и прогрессивная («антикатолическая»). С 1934 управляются выборным племенным советом. В 1970 (первыми из индейцев США) приняли племенную конституцию, управление резервацией полностью перешло от федерального Бюро по делам индейцев (БДИ) к «губернатору» и племенному совету.
Современные З. – один из самых экономически развитых народов пуэбло, многие имеют высшее образование. Совр. занятия – работа по найму, традиц. ремёсла (произ-во серебряных украшений с бирюзой, амулетов из камня, расписной керамики; практически исчезли ткачество и плетение корзин), скотоводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади); земледелие сохраняется незначительно (в т. ч. возделывание кукурузы для ритуальных целей), полностью оставлено традиц. мужское занятие – возделывание и уход за персиковыми садами. Сохраняют традиц. социальную организацию и мировоззрение.